Викторина по произведениям Н. Н. Носова.
Задачи:
образовательные: закрепить, систематизировать и обобщить знания детей о творчестве Н. Носова; формировать умение узнавать и правильно называть произведения; совершенствовать диалогическую речь;
развивающие: развивать умение анализировать, аргументировать, классифицировать и обобщать; развивать умение работать в команде.
воспитательные: воспитывать ценностное отношение к произведениям художественной литературы.
Предварительная работа:
чтение и прослушивание рассказов Н.Н.Носова: «Огурцы», «Заплатка», « На горке», «Живая шляпа», «Мишкина каша», « Затейники», « Карасик», «Леденец», «Ступеньки», «Фантазеры»; просмотр мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей»; рассматривание иллюстраций; беседы.
Материалы и оборудование:
портрет Н. Н. Носова; выставка книг; проектор для просмотра слайдов; разрезные картинки-иллюстрации; аудиозапись «Пяточка-носочек»; видеоролик «Незнайка»; фишки.
Ход викторины.
- Ребята, обратите внимание на выставку книг. Кто написал все эти произведения? (Н. Носов)
- Какие рассказы и сказки Н. Носова мы с вами прочитали и прослушали? (Ответы детей)
- По вашим ответам я поняла, что произведения Николая Николаевича стали вашими любимыми. Сегодня мы проведем викторину, которая поможет нам определить, насколько хорошо вы знаете произведения Н. Носова. Хотите принять в ней участие?
- Тогда разделимся на 2 команды:
1-я команда - «Затейники»
2-я команда – «Фантазеры»
- Как вы думаете, почему наши команды так называются?
- Мы отправляемся в путешествие по произведениям Н. Носова. Вас ожидает 5 конкурсов. Победит та команда, которая наберет наибольшее количество фишек. В командах главное – уметь слушать друг друга, договариваться, принимать совместное решение.
1 конкурс «Угадай рассказ».
- Я зачитываю отрывок из рассказа Н. Носова, а вы должны угадать, из какого произведения этот отрывок.
Для команды «Затейники»:
1. Варим дальше. Что за комедия! Опять вылезает каша. («Мишкина каша»)
2. Виталик был рад, что Мурзик удрал от него. Он полез под диван и нарочно старался шуметь, чтобы Мурзик услышал и успел убежать. («Карасик»)
Для команды «Фантазеры»:
1. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать. («На горке»)
2. Сумел порвать, сумей и зашить («Заплатка»)
2 конкурс «Что лишнее».
- Посмотрите на экран, назовите лишнюю картинку и как называется рассказ.
Для команды «Затейники»:
брюки, швейная машинка, иголка, нитки («Заплатка»)
шляпа, картофель, лыжная палка, собака («Живая шляпа»)
Для команды «Фантазеры»:
милицейский свисток, рыба, конфета, кот («Карасик»)
рыба, удочка, огурцы, помидор («Огурцы»)
Физкультминутка «Пяточка-носочек».
- В рассказах Н. Носова все ребята очень дружные. А вы дружные ребята? Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Дружные пальчики».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики. (руки соединить в «замок»).
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики. (одновременно дотрагиваются подушечками пальцев одной руки, до пальцев другой руки).
Раз, два, три, четыре, пять (поочередно соединить пальцы)
Начинаем мы считать (хлопки)
Раз, два, три, четыре, пять (поочередно соединить пальцы).
Мы закончили считать. (кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)
3 конкурс «Собери картинку».
- Каждой команде я раздам по две разрезанные на части картинки-иллюстрации к рассказам Н. Носова. Соберите их и назовите произведение.
Для команды «Затейники»:
рассказы: «Карасик», «На горке»
Для команды «Фантазеры»:
рассказы: «Живая шляпа», «Заплатка»
4 конкурс «Потеряшки».
- На экране будут появляться картинки с предметами из рассказов Н. Носова. Они потерялись и не могут найти свой рассказ. Помогите им.
Для команды «Затейники»:
кастрюля с кашей
шляпа
леденец
Для команды «Фантазеры»:
лопата
карасик
ступеньки
- А теперь вспомним одного из героев сказки Н. Носова.
Показ видео ролика.
- Кто же это? (Незнайка)
- Из какой сказки? («Приключения Незнайки и его друзей»)
- У Незнайки было много друзей. Сейчас мы с некоторыми из них встретимся.
5 конкурс «Незнайкины загадки».
- Каждой команде я буду читать описание героя, и если вы отгадаете, он появится на экране. Если команда не отгадывает, то вопрос переходит к другой команде.
Для команды «Затейники»:
1. Он знаменитый астроном, сделал из увеличительных стекол большую подзорную трубу. (Стекляшкин)
2. Одевается он всегда в черный костюм, а когда садится за стол, надевает на нос очки и начинает читать какую-нибудь книгу. (Знайка)
Для команды «Фантазеры»:
1. Он всегда ходит в белом халате, а на голове носит белый колпак с кисточкой и лечит коротышек от всех болезней. (доктор Пилюлькин)
2. Одевается он всегда в длинную блузу, которую называет «балахон», у него длинные волосы, стоит у мольберта с палитрой в руках. (художник Тюбик)
- Какие вы молодцы! Ваши глазки, наверное, устали. Сейчас они немного отдохнут. Смотрите на экран и глазками следите за Незнайкой.
Физкультминутка для глаз «Незнайка и его друзья».
- Наша викторина подходит к концу, обе команды молодцы, хорошо потрудились. Я вижу, что вы любите и знаете произведения Н. Носова.
Пришло время подвести итоги.
Каждая команды подсчитывает количество фишек.
Награждение команд шоколадными медальками.