Конспект внеурочного занятия .
Класс: 5-6
Тема занятия: « Христианская церковь сегодня»
Форма проведения: внеурочное занятие.
Технология занятия: проблемно-диалогическая.
Методы: деятельностный, наглядный
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, заготовки звезды для творческого задания.
Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному уважительному отношению к христианской церкви и верующим людям.
Задачи:
Образовательная
познакомить детей с личностью патриарха,
дать возможность понять, что роль церкви в современном мире высока;
повторить известную информацию о истории православной церкви.
Развивающая
Воспитательная
УУД:
Личностные:
воспитывать творческое отношение к познавательному процессу;
проявлять положительное отношение к своим собственным результатам;
уважительно относиться к христианству
Регулятивные:
Познавательные:
уметь извлекать информацию, представленную в виде презентации;
уметь добывать информацию из дополнительных источников
Коммуникативные действия:
формировать понятные для партнера высказывания в форме диалога;
уметь договариваться друг с другом;
участвовать в коллективном обсуждении;
слушать и понимать других;
аргументировать свое мнение
I. Мотивационный этап .
- Здравствуйте, ребята. Давайте сегодня поговорим о важных и серьезных вещах.
1,2 слайд
Задумывались ли вы над вопросом : А что в этой жизни вы любите.
Маму, летние каникулы, тихие вечера, спорт, свою родину…
Послушайте стихотворение о любви, которое посвящено вам поэтом С.С. Бехтеевым
Любите, дети, старину
С её былинными веками,
К величью ведшие страну…
Любите, дети, старину!..
Любите, дети, отчий дом
И нежность материнской ласки,
Любите бабушкины сказки
В кругу внучаток вечерком
У печки с ярким огоньком!..
Любите кровли бедных хат,
Любите звон наш колокольный,
Характер русский хлебосольный
И тех, кто будучи богат,
Добром делиться с нищим рад!..
Любите Русь – святынь оплот,
Мир кроткой кельи монастырской.
Дух мощной рати богатырской,
Нас всех хранящей от невзгод!..
Любите, дети, свой народ!
Что по мнению поэта нужно любить подрастающему поколению?
Найдите в стихотворении слова созвучные словосочетанию христианская церковь?
(звон наш колокольный, Русь- святынь оплот, мир кроткой кельи монастырской.)
Какая картина возникла в вашем воображении? Опишите ее.
Ребята, а вы были когда-нибудь в русской церкви. Можете описать свои чувства?
II. Этап актуализации знаний .
Поэт нам посоветовал любите старину- давайте воспользуется его советом и вспомним эту старину..
Давайте поиграем в игру . Я говорю слово а вы второе, но такое , которое будет связано по смыслу с первым. Игра в ассоциации. 3 слайд.
Христианская церковь
Вера в бога
Храм божий
Крест золотой
Звон колокольный
Завет ветхий
Пророк Моисей
Христос воскрес
Вербное воскресение
Пост священный
Купола золотые
Слава богу
Адам и Ева
Ноев ковчег
Каин и Авель
Давид и Голиаф
Десять заповедей
Исус Христос
Патриарх всея Руси
III. Этап открытия новых знаний
Слайд 4.
Патриарх (греч. patriárches, от patér— отец и árcho — управляю)
ПАТРИА́РХ — высший духовный сан в православной церкви, глава поместной церкви
Сан патриарха дается церковью пожизненно.
Патриарх пользуется специфической одеждой.
У него есть посох, саккос , митра и куколь.
Слайд 5. Патриарший жезл является внешним отличительным знаком Патриаршего сана. Жезл патриарха - это посох с рукояткой. Разновидностью жезла, употребляемого вне богослужения, является посох. Жезл служит «
знаком власти над подчиненными и законного управления ими». Также жезл является символом апостольского преемства.
Архипастырский жезл имеет также сулок (четырехугольный вдвое сложенный плат). Только Святейший Патриарх Московский и всея Руси может употреблять за богослужением жезл без сулка и входить с ним в алтарь через Царские врата. Слайд 6. Саккос — длинная и широкая верхняя одежда, обычно не сшитая по бокам. Ее название происходит от древнееврейского «саккус» — «рубище» и напоминает о смирении Христа. После учреждения патриаршества в 1589-м саккос стал облачением Московских патриархов. С 1705-го его носят все архиереи Русской церкви. Слайд 7. Митра — головной убор. Введен в России патриархом Никоном в XVII веке. На митре четыре миниатюрные иконы: Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя и какого-либо святого. Митра символизирует царское достоинство патриарха, отсылая к терновому венцу Христа. Раньше митры, увенчанные крестом, носили только патриарх и митрополиты. С 1989 года подобные митры приняты для всего епископата. Слайд 8. Куколь - повседневный головной убор Патриарха, в котором он совершает и некоторые богослужения. Куколь, или кукуль, – латинское слово, означает оно “капюшон”. Такие островерхие шапочки, иногда доходящие до плеч или пришитые к плащу, были повсеместно распространены в Римской империи. Куколи именно такой формы носили первые египетские монахи. Поскольку похожие шапочки надевали и на младенцев, то они напоминали монахам о детском незлобии и простоте, которым надо подражать.
Ребята а вы знаете кто сейчас в РПЦ занимает пост патриарха.?
Давайте поближе познакомимся с Патриархом Кириллом.
слайд 8 Родился будущий патриарх в семье главного механика завода, Михаила Васильевича Гундяева.
После окончания 8-го класса средней школы поступил в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию, где работал с 1962 по 1965 год техником-картографом, совмещая работу с обучением в средней школе.
В 1965 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, затем — в Ленинградскую духовную академию.
По требованию митрополита Ленинградского Никодима сдавал за один год 2 курса
Слайд 9. Интересный случай из жизни.
В детстве, будучи прислужником в Алтаре, случайно прошёл Царскими Вратами, мать в ужасе повела его к настоятелю каяться, на что настоятель доброжелательно махнул рукой и сказал: «Архиереем будет
Слайд10.В этом году патриарх отметил свое 70-летие.
Вот как он говорит о смысле жизни:
«Бог предопределил мир к безграничному развитию и совершенствованию. Каждый из нас должен быть соработником Богу в этом великом деле… Соработничество Богу — вот смысл жизни. В первую очередь это совершенствование самого себя — умственное, духовное, физическое»
Слайд 11.Патриарх Кирилл очень много сделал для того , что преодолеть церковный раскол между католической и православной церковью.
В сентябре 2012г патриарх совершил официальный визит в католическую Польшу, поездка стала важным шагом к налаживанию отношений с католической церковью.
2 февраля 2016 года в Гаване патриарх Кирилл встретился с папой римским Франциском. Встреча такого уровня стала первой за всю историю Русской православной и Католической церквей.
Слайд 12. Патриарх Кирилл очень современный человек.
Будущий Патриарх увлекался горными лыжами, любит ходить пешком и плавать.
В декабре 2010 года он заявил на чаепитии, в Звёздном городке, о своём желании полететь в космос. Патриарх выполнил 19 тренировок на самолёте «МиГ» и осуществлял все фигуры высшего пилотажа.
Патриарх Кирилл — соавтор трилогии о основателе самбо, основоположнике международных соревнований по дзюдо и дзюдо в Российской империи и СССР В. С. Ощепкове. Он считает , что увлечение восточными единоборствами очень полезно для воспитания молодежи.
Современная церковь не стоит на месте , она развивается, идет в ногу со временем. Просто вера в бога –это чувство которое не имеет привязки ко времени.
Современная церковь это не только святынь оплот, мир кроткой кельи монастырской. Это большая организация, которая играет важную роль в воспитании подрастающего поколения в русле нравственности, духовности,имеет вес и авторитет у государственной власти и на международной арене .
А теперь давайте поговорим о приятном. Не за горами наши самые любимые празники Новый год и Рождество.
Символом Рождество считается Вифлеемская шестиконечная звезда.
IV этап.Творческое задание.
Для поделки нам будит нужны ножницы, цветной картон , линейка, карандаш, нитка и клей.
Шаг1. Для 1 звезды нам нужно вырезать по шаблону 2 одинаковые по размеру пятиконечные звезды.

Шаг 2. Сделать карандашом линии по линейке и сделать по ним разрез как показано на рисунке.


Шаг 3. Теперь соедините звезды , вставив их в друг друга.
Шаг4. Аккуратно приклейте к верхушке звезды небольшой кусочей ниточки, чтобы ее можно было повесить на елку или украсить помещение , где вы будете встречать Новый год.
V. Рефлексия.
Попробуйте оценить свою работу на уроке по опорным словам:
Мне понравилось …Произвело впечатление …Мне запомнилось …
Я считаю, что …Спасибо ребята . наше занятие окончено. Всего вам доброго и счастливых праздников..