Тема урока: "Портрет как жанр ИЗО"
Цель урока: Научить выделять портрет среди других жанров ИЗО.
Задачи урока:
1. Закрепить знания учащихся о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения, о составных частях лица и местонахождении их на лице относительно друг друга. Ознакомить учащихся с творчеством Дж. Арчимбольдо.
2. Развивать творческую фантазию, умение комбинировать детали при составлении
3. Воспитывать взаимную вежливость, умение работать в коллективе.
Тип урока: Внеклассное занятие.
Закрепление изученного материала.
Вид урока: Урок-соревнование.
Ф.И.О. учителя: Сомова Елена Александровна.
Оборудование: Репродукции картин разного жанра
Мозаика
Карточки (раздаточный материал)
Кроссворд
Фрукты (банан, киви, лимон, яблоко, виноград, слива и др.). Коржи для торта.
Рисунки. Портреты учащихся.
Стихотворение «Портрет»
Компьютеры.
Мультимедиапроектор.
Презентация « Творчество Дж. Арчимбольдо».
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Сообщение темы занятия.
Учитель: Дети, для того, чтобы узнать тему нашего занятия, вы должны внимательно послушать стихотворение и досказать его.
Если видим на картине
Чей-то профиль иль анфас
Или, может быть задорный
И веселый чей-то глаз.
Может, грустный или смелый,
Может добрый или злой,
В нарисованной картине
Это главное лицо
Может, папа или мама,
Может, дедушка и я,
Нарисованы в картине.
Может, вся моя семья.
Догадаться здесь несложно,
Неуверенности нет,
Что красивая картина
Называется …(портрет)
Учитель: Ребята, разрешите представить вам наше жюри.
Вам было задание подготовить визитную карточку команды. Начинаем соревнование, а вот и первый конкурс:
1.Конкурс «Визитка»
( команды представляются, а жюри оценивает)
Итак, у нас три команды: «Краски», «Юные художники», «Волшебная кисточка», начинаем соревнование. А вот и второе задание:
2. Конкурс « Мозайка »
Учитель: Вам даны конверты, в них сложены части портрета, нужно собрать портрет из частей и назвать того, кто получился.
3. Конкурс «Найди недостаток в портрете»
Учитель: Вам даны карточки с изображением одного и того же лица с различными недостатками, ваша задача определить недостающие части, и рассказать какую функцию они выполняют.
4. Конкурс «Найди лишнее»
Учитель: Вам даны, репродукции картин нужно найти и назвать среди них те, которые не относятся к жанру портрета.
5. Конкурс «Портрет из загадок»
Учитель: Ваша задача составить портрет из частей, которые лежат перед вами, а я в процессе буду загадывать загадки. После того как отгадаете загадку, берете предмет, обозначающий отгадку, и крепите его на место.
Загадки
Между двух светил
Я в середине один.
(нос)
Не сеют, не сажают,
Сами вырастают.
(Волосы)
Один говорит,
Двое глядят,
Двое слушают.
(Язык, глаза, уши )
6. Конкурс «Кроссворд».
Учитель: Ребята, перед вами кроссворд, в котором зашифрованы названия инструментов художника, ваша задача как можно быстрее и правильно разгадать его.
По горизонтали
1.Предмет, который используют для смешивания красок (палитра)
2. Вещество, которым разводят краски (вода)
3. То, что у вас получается в конце урока в альбоме (рисунок)
4. Инструмент, предназначенный для рисования красками (кисть)
5. Разновидность красок, название которых образовано от слова « вода» (акварель)
6. Предмет, который служит для удаления линий, штрихов (ластик)
Сообщение новых знаний.
Учитель: Ребята, сейчас мы немного отдохнём и познакомимся с творчеством известного и интересного художника- портретиста Джузеппе Арчимбольдо. А чем его творчество интересно поймёте по ходу моего рассказа.
Знакомство с творчеством Дж. Арчимбольдо.
(Рассказ сопровождается презентацией)
Учитель: Ребята, а теперь последнее и решающее задание нашего соревнования:
7. Конкурс «Юный конструктор»
Учитель: Ребята, выполните задание в стиле Д. Арчимбольдо:
1 команда. Вам нужно собрать портрет из ягод и фруктов (овал лица - корж для торта, а все остальное на ваше усмотрение)
2 команда. Вам нужно нарисовать портрет-натюрморт на компьютере.
3 команда Вам нужно нарисовать портрет-натюрморт на бумаге.
Все молодцы, а теперь жюри подведет итоги.
( Жюри подводит итоги)
Рефлексия.
Учитель: Какое творческое задание вам понравилось особенно?
О каком из самых распространённых жанров изобразительного искусства шла речь?
А теперь все приглашаются оценить вкусовые качества портрета, выполненного первой командой.
Всем приятного аппетита.