Учитель: Егорова Елена Викторовна.
Учебное заведение: МБОУ «СШ №41» г. Ульяновска.
Класс: 2.
Базовый учебник: учебник “Истоки” 2 класс А. В. Камкина.
Тема: «Путь-дорога».
Цель:
Социокультурная: приобщение учащихся к целостному взгляду на окружающий мир, введение их в круг важнейших социокультурных ценностей.
Содержательная: наполнение категории «Дорога».
Развивающая: развитие единого контекста в группе.
Воспитательная: воспитание доброго отношения друг к другу.
Оборудование: песни «Вместе весело шагать», « По дороге с облаками», «Дорога добра», рисунки детей «Путь-дорога», карточки с названиями путей.
Ход занятия
Присоединение.
- Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас. Вы улыбаетесь, значит, готовы продолжить свой путь по дорогам знаний. На занятии у нас много гостей, повернитесь к ним и поприветствуйте их. Среди гостей есть ваши родители, помашите им ручкой.
(На доске ребус). – Что это? (Ребус). Разгадайте его (Дорога).
- Назовите синоним слова «дорога» (Путь).
- Путь…Дорога… Знакомые нам понятия. Вспомните, что означает это слово? (Полоса земли, по которой мы передвигаемся пешком, на транспорте).
- Обратите внимание на рисунки, которые вы нарисовали на прошлом занятии, здесь и лесные, и полевые дороги, и дорога из дома в школу, и дорога к храму.
- Где можно уточнить значение слова? (В - словаре).
- Сколько значений у слова? (6). Как называются такие слова? (Многозначные).
Мы остановимся на одном значении этого слова – «путешествие».
- Вы любите путешествовать. (Да).
- На чём можно отправиться в путь? (На машине, автобусе, пароходе, лодке, самолёте, вертолёте…).
- А мы отправимся – пешком. Наденьте рюкзаки на плечи, и – вперёд. (Звучит песня «Вместе весело шагать», дети маршируют на месте).
Ресурсный круг.
- Ребята, прислушайтесь и представьте образы, звуки и ощущения, которые можно увидеть, услышать и почувствовать во время нашего путешествия.
(Дети по очереди называют свои ассоциации).
- Если вслушаться, представить пути-дороги, то можно почувствовать очень многое. Они такие разные: шумные, быстрые и спокойные. Все они убегают в даль далекую.
Беседа с элементами практической деятельности.
А. Путешествие по дорогам.
- Чему может научить нас дорога? У вас на партах лежат карточки со словами. Выберите те слова, которые вы посчитаете нужными.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
трусость | трусость | трусость |
лень | лень | лень |
злость | злость | злость |
жадность | жадность | жадность |
взаимопонимание | милосердие | отзывчивость |
вежливость | честность | дружба |
страх | страх | страх |
Взаимопомощь –
Вежливость –
Милосердие –
Честность –
Отзывчивость –
Дружба –
- Если ты как спутник добр, общителен, готов всегда прийти на помощь, то с тобой будет всегда легко идти даже по самой трудной дороге. Пусть рядом с вами будет побольше таких людей.
- А мы отправляемся с вами обратно домой (Звучит песня «По дороге с облаками», дети маршируют).
Б. Путешествие – жизнь.
- Мы сейчас совершали путешествие по дороге. А ведь каждый человек совершает другое путешествие, оно большое и увлекательное. Отгадайте загадку: Что дороже всего на свете? (Жизнь).
- Это – жизнь. И мы путешественники на дороге жизни. Жизнь тоже не бывает прямой и гладкой. Не редко на ней встречаются перекрёстки – приходится выбирать между добром и злом, правдой и ложью. Жизнь – это тоже дорога. Куда пойти? По какому пути? Как «Витязь на распутье»:
Налево пойдешь - коня потеряешь,
Направо пойдешь - жизнь потеряешь,
Прямо пойдешь – счастье найдешь.
- Я предлагаю выбрать путь, по которому вы хотели бы пойти.
- Путь к счастью.
- Путь к любви.
- Путь к богатству.
- Путь к успеху.
- Как объяснить эти понятия?
- Легко ли выбрать правильную дорогу в жизни. (Нет).
- К кому за помощью можете обратиться? (К родителям).
- Ваши родители прошли довольно длинный отрезок жизненного пути, они сделали свой выбор. Уважаемые родители, поделитесь, пожалуйста, какую из этих дорог выбрали вы.
- Расскажите, что для вас означают эти понятия.(Слово родителям).
У каждого человека свой жизненный путь, пройти его необходимо достойно, оставив за собой добрый след.
- Послушайте рассказ «Старик и яблони» Л.Н. Толстого.
- Для чего старик сажал яблони? (порадовать внуков).
- Как можно назвать поступок старика? (Добрым, Сердечным).
- Что же такое доброта? (Радость, счастье, бескорыстная помощь, отзывчивость, сочувствие).
- Вот что сказал Л.Н. Толстой о добре: «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; всё положительное, хорошее, полезное».
- Что интересного заметили? (и Дорога, и Жизнь учат нас одному и тому же – добру).
- Добро – это то, на чём держится мир, ведь если бы не было добра, то не было бы мира, радости, друзей, счастливых семей, и всего того, чем мы дорожим.
4. Подведение итога занятия.
- Каждый из вас уже сделал первые шаги по дороге жизни. Пусть же она будет счастливой, успешной, наполненной любовью и добром.
- уходя сегодня с занятия, захватите с собой «посошок» со словами напутствия от ваших родителей (В - добрый путь! Ангела Хранителя! Счастливого пути! С Богом! Хорошей дороги!).
- Спасибо, вам, ребята и уважаемые родители, за пройденный урок жизни на «Истоках». Доброго вам пути!