Живая и неживая природа
Время занятия: 45 минут
Возраст учащихся: 5 класс
Тип занятия: вводное
Используемые технологии: компьютерные, игровые, групповые, педагогика сотрудничества.
Цель: систематизировать представление об окружающей среде.
Задачи: 1. Закрепить у воспитанников понятие о природе в целом, объяснить понятие «земля кормилица», «экологическая безопасность»;
2.Развивать познавательную активность, логическое мышление, экологическую культуру, обогащать словарный запас;
3.Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: образцы почв, видеозапись «почва», сказочный дуб (поделка), цветик–семицветик, кроссворд, аудиозапись «времена года», самостоятельная работа «живая и неживая природа».
Ход занятия: 1. Организационный момент. Посмотрите ребята в окно и обратите внимание, какая сегодня погода? Ответы детей (каждый отвечает свой ответ)
Педагог : Хорошо.
Жизнь людей всегда была связана с жизнью природы. Природа - это друг человека. Природа радует нас и удивляет. Только мы должны любить и охранять этот загадочный мир. Воздух, вода, пища - это те ресурсы нашей жизни, которые мы берем у природы. Берём и ничего не даем ей взамен. Благополучия и качество жизни, это не только крыша над головой, автомобиль, добротная одежда. Но, это еще и то, без чего люди не могут жить - чистый воздух, чистая вода, свежая зелень, солнечные лучи. И сегодня тема нашего занятия «Живая и неживая природа». Мы сегодня с вами поговорим о природе, о земле, узнаем, почему земля кормилица, поиграем в разные игры, поговорим об экологической безопасности и в конце подведем итог. Кто мне скажет ребята, что такое экология?
Ответы детей:
Правильно, это наука о нашем доме, о земле и о законах, по которым мы должны в нем жить, т. е.
Где жить ребята?
Дети: В природе.
Педагог: Кто мне скажет, что такое природа? Правильно то, что нас окружает и не сделано руками человека. Природу классифицируют на группы: живая и не живая природа. Как ребята отличать живую природу от неживой? Дети: Живые существа или организмы дышат, питаются, растут, размножаются и наоборот.
Правильно ребята. Самостоятельная работа (каждый выходит )
Сейчас выполните самостоятельную работу нужно распределить слова в два столбика по принципу: живая и неживая природа.
Даны такие слова - солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево. ЖИВАЯ ПРИРОДА НЕЖИВАЯ ПРИРОДА Мальчик Солнце Гриб Небо Рыбка Камни Заяц Вода Дерево Ливень Ягода Почва. А теперь проверим вашу работу, так что мы относим к живой природе? Ответы детей.
Педагог: Молодцы ребята, хорошо. Ребята на улице, что у нас лежит? Дети: Снег. Педагог: Правильно, снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному: А как называют, вы должны отгадать, т. е. Я читаю предложения, а вы должны дополнить недостающие слова: 1. Если снежинки крупные, пушистые летят не лету, мы говорим о них…(Хлопья). 2. Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются…(Град или крупник). 3. Ветер кружит, вьет в воздухе снег…(Вьюга). Молодцы, правильно отгадали. Чтобы завтра и послезавтра мы могли сказать «Добрый день». Очень важно бережно относится к нашему общему дому - к Земле и всем кто на ней живет. У слова «Земля» несколько значений. Одна из них «Почва»- Это верхний слой коры нашей планеты. Давайте рассмотрим образцы почвы на ваших столах. Что вы видите? Дети: Ответы детей. Педагог: Какого цвета почва?
Игра «Сказочный дуб»
Сейчас с вами поиграем в игру «Сказочный дуб». Здесь на деревьях сидят птицы, птицы необычные, говорящие народные приметы о земле. 1. Земля - заботу любит. 2.Без хозяина земля – круглая сирота. 3.Землю согрело – поспеши с посевом. Молодцы ребята. А сейчас немного с вами отдохнём и послушаем музыку.
Физкультминутка Игра «Море волнуется»
Педагог: Хорошо отдохнули? Давайте вспомним, угадав кроссворд, что необходимо для жизни человеку.
Кроссворд: 1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на земле? (солнце) 2. Вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях? (вода) 3. Плодородный слой земли? (почва) 4. Смесь газов? (воздух) Что необходимо для жизни человеку? - Солнце, воздух, вода и почва. Кто мне скажет, что такое экологическая безопасность?
Дети: Версия ответов детей.
Педагог: Это защита от вредного воздействия загрязненной окружающей среды. Привожу пример. А вы соблюдайте экологическую безопасность, сейчас я проверю.
Игра «Цветик–семицветик»
Здесь даны задания или ситуации, как вы поступите (вывешена цветик на доске и на лепестках обратной стороны даны задания): 1. Ребята нашли в лесу птенца, выпавшего из гнезда. Как им поступить, чтобы не навредить бедняге? 2. Представьте себе, что вы в лесу увидели не погасший костер. Что вы будете делать и почему? 3. Почему леса называют легкими планеты? 4. Где правильно собирать лекарственные растения - у дорог или в лесу? 5. Чем опасен в лесу неубранный мусор? 6. Без какого газа не может существовать человеческий организм? 7. Объясните понятия «Мыльные воды»? (Это воды водоемов загрязненные моющими средствами). Молодцы ребята, а теперь наступил ваш долгожданный звездный час, и мы сегодня узнаем имя нашего героя. Кто он? А это тот, кто лучше всех слушал, и любить природу.
Игра «Звёздный час»
Правила игры: Я задаю вопрос, вы отвечаете, если правильный ответ на шаг вперед и т. д. побеждает тот, кто правильно ответит и дойдет до финиша.
ВОПРОСЫ: 1. Что такое живая и неживая природа? 2. Почему землю называют кормилицей? 3. Что входит в состав почвы? 4. Что называют волшебной кладовой? 5. Что необходимо для жизни человеку? 6. Что такое экологическая безопасность? 7. Какое значение для природы имеют птицы? Подведение итога игры. (Награждение)
Педагог: Молодцы ребята, хорошо знаете природу, любите ее и я за вас очень рада. Земля величайшее чудо, она у нас одна. Дорогие ребята, будем беречь нашу землю и давайте вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, селе, всегда был порядок. Завтрашний день земли будет таким, каким мы создадим его сегодня. На этом наше занятие закончилось, спасибо за внимание.