Конспект – занятие по экспериментированию с элементами развлечения в средней группе
«Путешествие Утенка, и мир за забором птичьего двора»
Интеграция образовательных областей.
Познание, Коммуникация, Социализация, Художественное творчество, Музыка.
- развивать познавательный интерес к окружающему миру.
- показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
- развивать монологическую речь.
- воспитывать любовь к природе.
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица
Мне очень близка театральная деятельность, поэтому я решила все опыты показать в виде сказки, считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме сказки.
Оборудование: запись с звуками природы; иллюстрации: забор, тучки, солнце, цветов, пчел; для опытов: таз с водой, кувшинки из бумаги, литровая банка с горячей водой, лед, крышка с отверстиями; железная доска, магниты; игрушки утка с утятами.
Ход занятия.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В среднем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Сказка называется «Путешествие утенка, и мир за забором птичьего двора».
(Звучат звуки природ ы) На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
(Звучат звуки природы « Восход солнца»)
Опыт № 1
-Ребята, посмотрите у меня вырезанные из цветной бумаги цветы с длинными лепестками, сейчас с помощью карандаша я закручу лепестки к центру, и у нас с вами тоже получается кувшинка. Получилась?
-Ребята, но у нас закрытые кувшинки, еще не распустились. Может их надо положить в пруд, к остальным?
-Ребята, опустите, кувшинки в пруд, и мы посмотрим, распустятся ли наши кувшинки. (Ребята опускают кувшинки в пруд, и наблюдают)
-Смотрите, смотрите, наши кувшинки тоже распускаются. (Да, посмотрите).
-А как вы думаете, почему они распускаются?
-Я вам расскажу секрет, лепестки цветов распускаются, потому что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
-Посмотрел утенок на кувшинки, полюбовался и отправился дальше познавать окружающий мир.
(Звучат звуки природы «Ветер»)
Но тут вдруг подул ветер и на небе появились тучки.
(Звучат звуки природы «Дождь»)
Пошел дождь. Утенок испугался и спрятался под кустом.
Опыт № 2
-Ребята, посмотрите, я беру баночку с горячей водой, накрываю ее крышечкой с дырочками и еще мне надо положить лед сверху крышечки. Помогите мне, пожалуйста, положить лед на крышечку.
- Ребята, посмотрите, и у нас в баночке пошел дождик.
-А как вы думаете, почему? (лед начал таить и копать в баночку)
-Правильно, лед таит от теплого воздуха, и в отверстия в крышечки стекает талая вода.
Прошло немного времени и дождь закончился.
(Звучат звуки природы «Радость пробуждения»)
Снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше познавать окружающий мир. После дождя песок намок и утенок заметил, что на нём остаются следы. И удивился. Кто же это оставляет следы на песке?
Опыт №3
- Ребята посмотрите, перед вами две емкости с песком. В одной емкости сухой песок, а в другой мокрый. А на столе у меня отпечатки следов разных животных. Давайте угадаем, чьи это следы? (утенка, птицы, кота) Ребята, держите по следу и попробуйте оставить следы на сухом песке, остаются Ребята, возьмите по следу и оставьте на мокром песке. Остаются?
-А как вы думаете почему? (потому что, когда песок мокрый, он может принимать любую форму)
-Правильно, ребята, мокрый песок может принимать любую форму. Какие вы у меня молодцы, все - все знаете.
- А тем временем, наш любознательный утенок продолжает свое путешествие, шел он, шел и вышел на огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами. Над цветами кружились и жужжали пчелы.
(Звучат звуки природы «Луг, жужжание пчел»)
Опыт №4
-Ребята, а на нашем лугу есть пчелы?
-А давайте, посадим и мы пчелок на наши цветы.
-Ребята, обратите внимание, на наших пчелках прикреплен магнит, а наши цветы, расположены на железном полотне.
- А это значит, что наши пчелки будут магнититься к цветам. Железный цветок обклеить блестящей липкой бумагой, на картинки пчелки приклеить с обратной стороны магнит. Пчелки будут магнититься к цветку.
(Звучат звуки природы «Наедине с природой»)
Утенок очень устал за время своего путешествия, и решил вернуться домой на птичий двор. Ему так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но все не мог понять:
1.Почему распускаются кувшинки?
2.Почему образовались капельки воды?
3. Почему оставались следы на мокром песке?
4.Почему пчелы летят на цветы?
-Ребята, поможем ответить утенку на Вопросы? (ребята отвечают на вопросы)
-Ребята, утенок благодарит вас, за то, что вы помогли ему с ответами на вопросы. И дарит вам всем эмблемки с его изображением.
Рефлексия. Ребята если вам понравилось путешествие с утенком - Похлопайте.
А если не понравилось – Потопайте.