СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конституциализм. его становление в россии

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конституция РФ 1993 г. – важный правовой документ, принятие которого было предопределено логикой развития общественно-политической ситуации в России в то время. Её принятие заложило основы новой общественно-политической системы и соответствующей рыночной экономики.

Просмотр содержимого документа
«Конституциализм. его становление в россии»




КОНСТИТУЦИАЛИЗМ. ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ В РОССИИ











Конституционализм. Его становление и развитие в России


Конституционализм – это понятие многоаспектное. Во-первых, конституционализм является политико-правовой теорией, которая обосновывает необходимость в установлении конституционного строя. Во-вторых, конституционализм является, по сути, формально установленными, зафиксированными в важнейших конституционно-правовых актах конституционно-правовыми принципами, нормами и политическими учреждениями. В-третьих, конституционализм является состоянием общественных отношений, достигаемым, если есть точное соблюдение конституционных предписаний, то есть когда реально воплощаются идеи демократического конституционного государства. Первые два аспекта конституционализма считаются так же его предпосылками, потому что конституционализм, в качестве полноценного политико-правового явления, достигается при наличии всех трех компонентов.

Любой из его частей заслуживает подробного научного осмысления. При этом более эффективен анализ проблемы в целой совокупности ее элементов. Исследование лишь одного из аспектов конституционализма усложняет в совершенной мере выявление существа вопроса.

Понятие конституции к нам пришло из Древнего Рима и в переводе с латыни означает «устройство». В роли первых конституций в древнем мире выступали учредительные законы в древнегреческих полисах и римские законы царя Сервия Туллия, но первой принятой конституцией историки считают Статут Великого Княжества Литовского 1529 г., действовавший в Речи Посполитой, а затем также в Российской Империи до 1840 г. В современном смысле этого слова, первой конституцией стала Конституция США 1787 г., а затем была принята Конституция Речи Посполитой (1791 г.) и Конституция Франции (1791 г.). Последние просуществовали не очень долго из-за развития событий в этих странах, а самой старой из ныне действующих конституций является Статут Республики Сан-Марино, принятый еще в 1600 г. и базирующийся на городском уставе, принятом в 1300 г.

Исследование понятия «конституционализм» обладает методологическим значением, как для науки конституционного права, так и для остальных юридических наук. Однако исследование конституционализма в Российской федерации проистекает далеко не исключительно в рамках юридических дисциплин.

Интерес к разным сторонам конституционализма, в основном современной России, уделяется и в литературе политического характера. Соединение юридического и политологического подходов к рассмотрению конституционализма в Российской федерации дает возможность углубленнее и точнее разобраться в проблеме. Среди ученых – политологов, исследовавших данную проблему, нужно назвать таких авторов, как Г. А. Белов, К. С. Гаджиев, М. В. Ильин, А. Н. Медушевский, В. П. Пастухов и др.

В конце 80-х гг. XX в. наблюдалось увеличение работ по исследованию разных проблем конституционализма, в том числе и вопроса о его понятии, многочисленными науками. Однако в основном внимание предоставленной проблеме выражают политология, социология и история.

В развитии конституционной идеологии в монархической России с конкретной частью условности мы можем отметить некоторое количество «волн», которые предопределяли ее развитие на конкретном этапе [8, c. 239–274].

В последнее время возникли парадоксальные самой постановкой вопроса работы по так называемому «российскому внешнеполитическому конституционализму» [4, с. 166–180]. Под ним подразумевается конкретное конституционное строительство за границами собственной страны, проводившееся правительством России, начиная с Екатерины II и до начала XX в. Это была конституционная дипломатия правительства России, которая считалась составной, однако не основной частью общего ансамбля внешней политики страны. На данную особенность российского конституционализма указывал еще Е. А. Скрипилев [5, с. 203–212].

По мнению В. Я. Гросула, который и внес предложение применять новый термин, одной из главных целей данной политики кроме укрепления русского влияния было еще стремление применять данные регионы как своего рода лабораторию, где бы проистекала апробация законов, которые, возможно, были бы потом распространены и на территорию всей Российской империи [4, с. 166].

Основной темой многочисленных исследований при интенсивном участии зарубежных ученых выступает проблема российского конституционализма на современном этапе [15, с. 64–79]. Рассматриваются также вопросы, сопряженные с проблемами соотношения демократии, либерализма и конституционализма [11, с. 32–49], конституции и конституционализма [6, с. 50–54], типологии конституционализма [16, с. 71–88].

При этом конституционализм связывается часто только с идеологией либерализма [3, с. 104], что представляется не полностью точным, так как идеи конституции, являющейся политико-правовой базой конституционализма, не были далеки и остальным идейно-политическим течениям и поэтому имели возможность быть реализованы в той либо другой степени при разных политических системах. Другое дело, что конституционализм в абсолютном значении данного слова представляет собой не что другое, как политическую (либо правовую) идеологию либерализма [10, с. 86–87]. Следственно, когда конституционализм связывается только с либерализмом, речь идет о конституционализме в его подлинном традиционном понимании, который присущ только странам западной цивилизации и который, по верному замечанию В. Б. Пастухова, нужно анализировать не изолированно, а совместно с иными важными «проявлениями цивилизационной природы Запада» [12, с. 13–14].

При обращении к теории и практике конституционализма не достаточно установить понятие конституционализма. Надлежит отметить его тип и тем самым показать общее и особенное в конституционализме определенной страны в сопоставлении с иными государствами.

Выведение типологии (классификации) конституционализма способствует установлению закономерно имеющихся взаимосвязей между его разными видами, определению их места, помогает лучше распознавать, сравнивать друг с другом, уяснять его характерные черты.

Классификация конституционализма облегчает восприятие общей картины конституционного законодательства в мире, в то же время она, как и любая систематизация вообще, носит достаточно символический характер, так как конституционализм отличается друг от друга особенностью принятия, особенностями соотношения политических сил в момент его становления и последующего развития, историческими и национальными традициями и т. д.

Конкретно юридической наукой в данном направлении было выполнено не так много, в то время как в работах по политологии и социологии данной проблеме уделяется существенное внимание.

Итак, в современном понимании, конституция – это основной закон государства, нормативно-правовой акт, обладающий наивысшей юридической силой в стране, а также учредительный документ, определяющий основы политической, экономической и правовой системы государства. Обычно конституция принимается либо специально созванным учредительным собранием, либо референдумом. Конституция также описывает правовой статус государства и его граждан, а также их права и обязанности. С юридической точки зрения, конституция – это система норм права, на основе которых пишутся все остальные законы в стране.

Виды конституций.

По своей форме:

– писаные конституции, или кодифицированные (единый нормативно-правовой акт);

– неписаные конституции, или некодифицированные (несколько законов, разбросанных по множеству актов; может также быть в устной форме, как конституция Спарты, передававшаяся устно от отца к сыну).

Конституция Великобритании, например, является некодифицированной, она состоит из законов, прецедентов, конституционных обычаев. При этом нет какого-либо единого документа, претендующего на роль основного закона страны, и даже нет списка законов и других документов, которые бы относились к конституции. Это объясняется особой ролью прецедента как источника права.

По отношению к поправкам и дополнениям:

– гибкие (постоянно дополняются и изменяются);

– жесткие (практически неизменяемые);

– комбинированные (гибкие с несколькими жесткими статьями, не подлежащими изменению).

Также бывают постоянные и временные конституции, хотя часто конституции, замышлявшиеся как постоянные, оказывались временными и наоборот.

Особенности конституции:

  1. Закрепление строя государства, формы государства, органов власти.

  2. Закрепление основных прав и свобод.

  3. Относительная стабильность.

  4. Основа для текущего законодательства.

  5. Особый порядок принятия и изменения.

  6. Нормативно-правовой акт прямого действия.

  7. Верховенство на всей территории государства.

Исходя из определения и особенностей конституции, мы можем перечислить ее основные функции:

– учредительная функция – основа для развития правового государства;

– организаторская функция – постановка новых задач, направление в котором необходимо развиваться государству;

– внешнеполитическая функция – основа международной политической деятельности;

– идеологическая функция;

– юридическая функция.

Система экономических, социальных, политических и правовых отношений, которые устанавливает и охраняет конституция, называется конституционным строем. Основные признаки конституционного строя в демократическом государстве:

– народный суверенитет (народовластие);

– разделение власти на три ветки: законодательную, исполнительную и судебную;

– нерушимость прав и свобод человека.

Современные конституции стали намного длиннее и детальнее, чем первые, короткие конституции. Но отрицательный момент в том, что они утрачивают свое символическое значение в пользу юридической направленности. Нельзя забывать, что конституция, в первую очередь, передает характер и особенность государства и его граждан. Конституция должна помогать нации в самоидентификации, формировании мировоззрения, обладать сильным духом и служить предметом гордости и почета для граждан страны.

Российский конституционализм в сопоставлении с западным имеет собственные характерные черты. Они коренятся в природе политической системы Российской федерации и отличительных чертах ее социальной основы. Отсюда и отличия в стратегии политических реформ.

Конституционализм является относительно новым понятием в отечественной юриспруденции, которое появилось, по оценкам разных исследователей, в период с последней трети XVIII в. до конца XX в.

В древней Руси регулирование жизни общества развивалось, как и в других европейских странах, по логике обычного (от слова «обычай») права.

В период Московского царства власть великого государя – самодержца была безграничной – он ведал всем, чем жил народ, его потребностями, политическими, экономическими, нравственными, семейными и прочими вопросами. Имелось и представительное учреждение – Боярская Дума, через которую действовала верховная власть. В чрезвычайных случаях Боярская Дума превращалась в Земский Собор, где народ был представлен достаточно широко [17, с . 41].

В XIX в. в Российской империи впервые заговорили о Конституции. Сначала М. М. Сперанский и его сподвижники, затем декабристы, чьи идеи остались лишь в проектах.

М. М. Сперанский отвергал, полагая, как и Аристотель, что законы, а не люди должны управлять государством. В духе Ш. Л. Монтескье М. М. Сперанский под политическим рабством понимал такое состояние, «когда воля одного – закон для всех», а политическую свободу определял как «подчинение всех и каждого законам, а также предоставление избирательного права» [13, с. 64].

Анализируя связи между вышеуказанными понятиями, ученый говорил, что «свобода политическая имеет больший объем по своему содержанию и поэтому является фундаментом для гражданской свободы. Никакая сила в обществе не может родить в государстве свободы гражданской, не установив свободы политической, и наоборот, если в государстве учреждается политическая свобода, то гражданское рабство умирает само собой. Права гражданские должны быть основаны на правах политических, закон гражданский не может быть без закона политического». Но законодательство не есть самоцель и само по себе не является гарантом против произвола. Гарантом всех свобод в государстве, по мнению М. М. Сперанского, является реально действующая конституция как гарант политической и гражданской свободы и разделения властей.

М. М. Сперанский предлагал произвести правовое оформление сословного строя общества, закрепив за каждым сословием определенный круг прав и обязанностей: дворянству – все политические и гражданские права плюс право владения землями, крестьянами, обязанность уплаты налога за владение землями; среднему сословию – все гражданские права, а политические согласно размеру собственности (по цензу); рабочему народу – только гражданские права.

Оценивая вклад М. М. Сперанского в развитие теории конституционализма, нужно сказать, что он одним из первых в России разработал реально применимую, политически и исторически оправданную модель реализации развития в царской России конституционной монархии. Причем М. М. Сперанский в силу своего поста и положения предпринял официальные попытки осуществления намеченного им плана реформирования России, но, к сожалению, его политико-правовая теория монархического конституционализма вызвала резкую критику и массу недовольств со стороны реакционно настроенных сословий.

Значительный вклад в развитие российской конституционной теории внесли декабристы Павел Иванович Пестель (1793 – 1826 гг.) – глава Южного общества и Никита Михайлович Муравьев (1796 – 1843 гг.) – предводитель Северного общества.

Свою конституционную теорию П. И. Пестель основывал на исходном положении о естественном равенстве людей и взаимном стремлении к общественной жизни для удовлетворения потребностей на основе разделения труда. Он развел понятия общественного и государственного устройств, определяя государство как «приведенное в законный порядок общество». Последнее же возникает в силу природного разделения людей на повинующихся и повелевающих. «Правительство имеет обязанность распоряжаться общим действием и избирать лучшие средства для достижения благоденствия всем и каждому народ имеет право, требовать от правительства, чтобы непременно стремилось к общему и частному Благоденствию». Государство существует лишь за счет взаимодействия прав и обязанностей правительства и народа, если таковое равновесие утрачивается, то государство входит в насильственное состояние. Отсюда возникает жизненная необходимость в создании таких законов, посредством которых возможно поддержание подобного равновесия. «Цель Государственного устройства возможное Благоденствие всех и каждого, и достигается она только на основе законов: духовных, естественных и гражданских». По существу, П. И. Пестель наряду с М. М. Сперанским в начале XIX в. достаточно четко сформулировал тезис о возможности и необходимости претворения в жизнь модели конституционализма, хотя и назвал ее Благоденствием. «Если действия правительства, равно как и действия отдельных лиц, будут основываться только на справедливых законах, то пользование благоденствием станет возможным для всех. Всякое действие, противное Благоденствию, следует признавать преступным. Имеющиеся в тогдашней России нарушения законов требовали изменения существующего государственного порядка и введения такого, который был бы основан на точных и справедливых законах и постановлениях й не представлял бы ничего личному самовластию и в совершенной точности удостоверял бы Народ Российский в том, что он составляет Гражданское общество, а не есть и никогда не может быть чьей – либо собственностью или принадлежностью».

Политическим идеалом П. И. Пестеля являлась республика. В организации верховной власти он различал верховную законодательную власть и Управление – исполнительную власть. Верховная власть вручается Народному вечу, исполнительная – Державной думе, а надзор за их деятельностью – верховному собору, которому принадлежит блюстительная власть. П. И. Пестель очень подробно и детально описал схему, функции, полномочия данных государственных органов, которые отвечали тогдашним социально-политическим условиям. Действия законодательной и исполнительной властей, а также само государственное устройство он определял Конституцией – Государственным заветом. Весь российский народ составляет, таким образом, одно сословие – гражданское, сословные привилегии, титулы и звания уничтожаются, и все признаются российскими гражданами.

Обязательно признание таких прав, как неприкосновенность личности, равноправие, свобода совести, слова, собраний и т. д.

Как теоретик П. И. Пестель прекрасно изучил накопленный до него зарубежный и российский опыт и сформулировал применительно к России наиболее значимые понятия и институты конституционализма, а также по – своему обосновал возможности конституционализма как способа реформирования российского царизма. Но с точки зрения практики политическая программа при всех ее достоинствах оказалась исторически бесперспективной, т. к. установление конституционализма он напрямую связывал с революционной диктатурой, которая, в свою очередь, по определению не может быть связана законами [2, с. 12].

Особый интерес вызывает модель конституционного устройства Н. М. Муравьева, в основе которой лежат теория естественного права и договорное происхождения государства. Осуждая абсолютную монархию и считая ее противоестественной, Н. М. Муравьев источником власти считал народ, которому принадлежит «исключительное право делать основные постановления для себя». Свобода заключается в том, чтобы иметь законы, соответствующие неотчуждаемым правам человека. В своем проекте Н. М. Муравьев писал о том, что все жители России объявляются равноправными, а все чины и классы уничтожаются. Провозглашение равных для всех прав и свобод: слова, совести, передвижения, занятия любым делом обязательно. Единая система налогов – все россияне с 18 до 60 лет платят налоги – уравнивает всех перед государством». Наиболее оптимальной формой правления для России глава Северного общества считал конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей, создающем необходимые гарантии для взаимоконтроля высших властей в государстве. Законодательная власть вручается двухпалатному Народному вечу. Большое внимание Н. М. Муравьев уделял структуре и количественному составу государственного органа. «Имея значительные полномочия как глава исполнительной власти – верховный начальник военных сил, представитель России в переговорах с иностранными державами, имеет возможность смещать министров и назначать послов, – монарх не может изменять и отменять законы и присваивать себе функции законодательной власти. Контроль над деятельностью императора осуществляется представительным органом. По мнению Н. М. Муравьева, Россия должна быть федерацией. Для каждой области – державы учреждается областное управление, основанное на тех же принципах, что и верховное». Проект Конституции Н. М. Муравьева, что примечательно, предусматривал и организацию местного самоуправления на выборной основе. Судебная власть отделялась от административной и осуществлялась централизованно. По существу, структура нынешней судебной системы РФ напоминает его и мало чем от нее отличается. Для внесения изменений в уставные законы или Конституцию теоретик конституционной монархии предусматривал особый порядок. Конституционная модель Н. М. Муравьева отвечала, как нам кажется, основным требованиям и условиям тогдашней России, была национально и исторически оправданна и перспективна. Конституционно-монархический проект реформирования российского абсолютизма Н. М. Муравьева заслуживает, на наш взгляд, с точки зрения научной обоснованности и практической реализации высокой оценки [2, с. 12].

При императоре Александре II были сделаны значительные шаги в конституционном направлении: отмена крепостного права, судебная реформа, учреждение земств. Сам император – Освободитель склонялся к введению в России конституционных основ монархического правления, но процесс разработки и принятия Конституции был прерван убийством царя в 1881 г.

Его сын – преемник Александр III не был сторонником отцовских идей, да и в русском обществе конституционные идеи приживались с большим трудом, поэтому конституционные ожидания передовой либеральной общественности не оправдались [18, с. 178].

В завершение необходимо сказать, что XIX в. отличается, прежде всего, повышенным интересом к реальным возможностям установления монархического конституционализма в России. Помимо конкретизации и уточнения общеизвестных понятий и теорий, российские ученые и общественные деятели выдвигали и предпринимали попытки реализовать на деле конкретные политические программы, в которых главная роль отводилась установлению в России конституционной монархии.

В начале ХХ в. доведённый до отчаяния российский народ впервые поднялся на революцию и последний император России Николай II был вынужден предоставить своему народу юридически зафиксированные гражданские права и свободы, в том числе и право участвовать в управлении государством через представительную власть – Государственную Думу [3, с.28].

Началом буржуазного конституционализма в России считается Манифест 17 октября 1905 г. Он содержал обещания незыблемых основ гражданской свободы на началах неприкосновенности личности. Более демократическим стал состав избирателей.

Государственная Дума приобрела законодательные полномочия. Таким образом, Манифест17 октября октроировал (вводил сверху, верховной волей) конституционный принцип в России.

Процесс пошёл и стал необратимым: вскоре были разработаны Основные государственные законы, составляющие неписаную Конституцию Российской империи. Неограниченной самодержавной власти у нас больше не существовало.

В октябре 1917 г. наступил советский период нашей истории, продолжавшийся до распада Советского Союза (1991 г.)

У власти тогда находились коммунистические лидеры – В. И. Ульянов (Ленин), И. В. Сталин, Н. С. Хрущев, Л. И. Брежнев, М. С. Горбачев. Именно в то неоднозначное время и были приняты первые Конституции нашего государства.

Советские Конституции содержали важнейшие демократические принципы, что говорит о высоком профессионализме их создателей.

Однако, к большому сожалению, не все эти принципы были реализованы, некоторые из них оказались фикцией.

Всего в РСФСР, СССР были приняты четыре Конституции:

– Конституция РСФСР 1918 года («ленинская»)

– Конституция СССР 1924 года

– Конституция СССР 1936 года («сталинская»)

– Конституция СССР 1977 года («брежневская»; «конституция развитого социализма»).

Все эти Конституции были похожи. Они зафиксировали одну и ту же государственную систему, структуру органов власти, их полномочия – идеологическую, политическую, экономическую основы советской власти [9, с. 57].

Основные положения советских конституций:

– руководящая и направляющая роль Коммунистической партии Советского Союза (КПСС);

– наличие только государственного сектора в экономике;

– запрет частной собственности.

Перестройка в стране, которую с 1985 г. вёл М. С. Горбачёв, глубоко затронула все стороны жизни и изменила общество и государство.

Однако жизнь не стояла на месте. К началу 1990 г. страна стала уже другой. Советская система власти доживала последние дни.

Создавалась рыночная экономика, правовое демократическое государство, новый политический режим. Однако действующая Конституция не соответствовала этим реалиям текущей жизни, потому что не предусматривала всего этого. Она не обеспечивала создание и развитие в России полноценного конституционного строя, не содействовала движению общества вперёд.

Обстановка осложнялась тем, что отдельные ветви власти спорили между собой о принципах устройства государства. В тех условиях ситуация регулировалась временными и чрезвычайными указами президента Б. Н. Ельцина.

Такой способ конституционного процесса признать нормальным было очень трудно. К 1993 г. в отношениях Верховного Совета РФ, с одной стороны, и Президента РФ, Правительства, с другой, наступил кризис. Президент и Правительство утверждали, что стоящие за Верховным Советом силы стремятся вернуть Россию в коммунистическое прошлое с властью чиновников [14, с. 198].

Политические формы борьбы не давали перевеса ни одной из сторон. Готовилось силовое «решение проблемы»14 сентября 1993 г.

Вскоре президент Ельцин решил вынести проект новой Конституции на всенародное голосование (референдум) и подписал соответствующее Положение о порядке этого референдума. Верховный Совет не подчинился этому указу Президента.

Депутаты приняли постановление об отрешении Б. Н. Ельцина от должности Президента. К зданию Белого дома, где заседали депутаты, стали собираться поддерживающие их люди, которые 3 октября 1993 г. прорвались к зданию Верховного Совета, захватили помещение московской мэрии, бросились на штурм телецентра в Останкино, где их встретил огонь спецназа. На следующий день верные правительству войска применили танковые орудия и вынудили защитников Белого дома сдаться. За такое «разрешение» политического и конституционного кризиса общество заплатило дорогую цену.

А конституционный процесс продолжался. Референдум 12 декабря 1993 г. и принятие Конституции 1993 г. – исторический день в жизни россиян. Состоялись выборы в новый законодательный орган (парламент) – Федеральное Собрание, состоявшее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Одновременно проходили референдум по новой Конституции. Он был признан состоявшимся.

Итоги референдума по принятию Конституции 12 декабря 1993 г.

Всего участвовало – 54, 8 % избирателей.

За Конституцию проголосовало 58,4% принявших участие в референдуме (или 30% от общего числа избирателей).

Это был решающий момент в конституционной реформе.

Последующие шаги связаны с принятием 12 конституционных законов и приведением российского законодательства в соответствие с нею, а также внесением изменений в саму Конституцию.

Конституция РФ 1993 г. – важный правовой документ, принятие которого было предопределено логикой развития общественно-политической ситуации в России в то время. Её принятие заложило основы новой общественно-политической системы и соответствующей рыночной экономики.

Новый основной закон Российской Федерации закрепил политические, экономические и социальные изменения, которые произошли в результате реформ [7, с. 255–291].

Достоинства современной российской Конституции:

– российское государство является демократическим, правовым, суверенным, федеративным, социальным с республиканской формой правления;

– зафиксирован принцип народовластия;

– частная собственность признаётся и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной;

– признаётся идеологическое многообразие, многопартийность;

– закрепление прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепринятыми нормами и принципами международного права как основы демократии;

– четко определены и разграничены права Президента, Федерального Собрания, Правительства, тем самым обеспечен принцип разделения властей;

– введён пост Уполномоченного по правам человека;

– последовательно проведен принцип равенства субъектов Российской Федерации при формировании Совета Федерации; (субъекты РФ не имеют права выйти из её состава);

– органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти – они являются важным элементом структуры гражданского общества.

Вместе с тем российскую Конституцию часто критикуют: она не свободна и от недоработок. Называют следующие слабые места Конституции РФ:

– неурегулированность отношений между центром и регионами;

– несбалансированность полномочий законодательной и исполнительной власти;

– чрезмерно сложная процедура принятия поправок;

– слишком много причин, по которым могут быть отменены права и свободы;

– желательно представить более широкий перечень форм собственности (называют собственность общественных организаций, иностранную собственность);

– самые значительные, практически неконтролируемые полномочия сосредоточены в руках Президента – ему придаются права не только исполнительной власти, но и элементы двух других ветвей власти;

– слабыми полномочиями обладает власть представительная.

В заключение следует отметить, что современное развитие политической науки, протекающее в условиях реформирования российского государства и российской государственности в целом, позволяет говорить о новом этапе изучения конституционализма.

Список использованных источников


Нормативно-правовые акты


1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.


Литература

2. Балтовский, Л. Конституционализм в политической доктрине кадетов / Л. Балтовский // Космополис. – 2010. – № 1. – С. 12.

3. Виноградов, П. Г. Очерки по теории права / П. Г. Виноградов. – М. : Ленанд, 2015. – 160 с.

4. Гаджиев, К. С. Политическая наука: учеб. пособие / К. С. Гаджиев. – М. : Астрель, 2011.– 400 с.

5. История буржуазного конституционализма XIX в. / отв. ред. Е. А. Скрипилев. – М. : Наука, 2012. – 280 с.

6. Конституционализм и правовая система России. Итоги и перспективы // Материалы секции конституционного и муниципального права V Международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения» / под ред. В. Фадеева. – Спб. : Проспект, 2015. – 400 с.

7. Конституционное право России. Учебный курс: Учебное пособие. В 2 т. Т. 1. / С. А. Авакьян. – 5-e изд. перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2014. – 864 с.

8. Кочетков, В. В. Конституционализм и система Российской власти в конце XIX – начале XX века / В. В. Кочетков. – М. : Юрлитинформ, 2014. – 648 с.

9. Кравец, И. А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления / И. А. Кравец. – СПб. : Юрид. центр Пресс, 2010. – 675 c.

10. Медушевский, А. Н. История русской социологии : учеб. пособие для вузов / А. Н. Медушевский. – М. : Высш. шк., 2010. – 317 с.

11. Медушевский, А. Н. Демократия и авторитаризм: Российский конституционализм в сравнительной перспективе / А. Н. Медушевский. – М. : РОССПЭН, 2012. – 650 с.

12. Пастухов, В. Б. Три времени России: Общество и государство – в прошлом – настоящем – будущем / В. Б. Пастухов. – М. : Полис-РОССПЭН, 2010.– 159 с.

13. Пронкин, С. В. Правительственный конституционализм в России XVIII – начало XIX века. Традиции изучения / С. В. Пронкин. – М. : Издательство МГУ, 2012. – 216 с.

14. Рейман, А. Демократия и тоталитаризм / А. Рейман. – М. : МПСИ, 2011. – 336 с.

15. Современный конституционализм. Вызовы и перспективы // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции Российской Федерации / под ред. В. Зорькина. – М. : Норма, 2014. – 480 с.

16. Современный конституционализм. Теория, доктрина и практика / под ред. Е. Алферовой, И. Умновой. – М. : ИНИОН РАН, 2013. – 230 с.

17. Корецкая, Т. П. Становление российского конституционализма / Т. П. Корецкая // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. – № 19. – С. 41–44.

18. Российское законодательство X–XX веков: Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. В 9-ти томах. Т. 9 / Отв. ред. О. И. Чистяков. – М. : Юрид. лит., 2010. – 352 c.