Конструирование и моделирование урока МУЗЫКИ на основе системно-деятельностного подхода
учитель музыки МБОУ ЦО № 26
Егорова Светлана Васильевна
«Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»
( Л. Н. Толстой)
«Не для школы, для жизни учимся».
(латинское изречение)
Системно-деятельностный подход
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Чему учить?
обновление
содержания
Как учить?
Ради чего
учить?
обновление
ценности
средств
обучения
образования
Системно-деятельностный подход служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.
формирование универсальных способов действий
Цель обучения
Дать человеку умение действовать
Формирование способа действий
Традиционный
Целеполагание «от ученика»
подход
Научить...,
к целеполаганию
Задачи этапа урока
ознакомить учащихся с …
будут знать
выработать умения …
закрепить навык
будут уметь
узнают…
(микроцели)
вспомнят…
повторят…
приобретут навык
воспитывать интерес к предмету
научатся…
закрепят…
смогут поразмышлять …
поупражняются…
задуматься о …
поразмышляют…
смогут проявить …
продемонстрируют…
Задача технологической карты – отразить деятельностный подход в обучении.
Превратить мысль в действие.
Технологическая карта -
это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы
ТЕХНОЛОГИЯ – это четкий ответ на вопросы: Что надо делать?
Как?
В какой момент времени?
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА I. Этапы урока II. Действия учителя III. Действия учащихся IV. УУД, способствующие отработке личностных, предметных и метапредметных результатов
- Г.Л. Копотева, зав.лабораторией разработки, экспертизы и апробации новых образовательных технологий
- И.М.Логинова, зам.директора ИСИО РАО
Технологическая карта
с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока формируется в соответствии
с основными этапами урока,
но может меняться в зависимости от типа урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Результат взаимодействия (сотрудничества)
Технологическая карта
с методической структурой урока
Дидактическая структура урока
Методическая структура урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Методы
Сообщение нового материала
Закрепление изученного материала
Форма
обучения
Методические
Подведение итогов
деятельности
Домашнее задание
Средства
приемы и их
Признаки решения дидактических задач
содержание
Способы
обучения
организации
деятельности
Технологическая карта урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД Предмет____________________________________________________________ Класс_______________________________________________________________ Автор УМК__________________________________________________________ Тема урока___________________________________________________________ Тип урока____________________________________________________________
Этап урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Познавательная
Этап урока
Осуществляемые действия
Коммуникативная
Формируемые способы деятельности
Деятельность учителя
Осуществляемые действия
Регулятивная
Формируемые способы деятельности
Деятельность учащихся
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Формирование УУД
Этапы урока
- 1 этап –Мотивационный (этап мотивирования к учебной деятельности( построение целей урока, проверка домашнего задания и т.д));
- 2 этап - Осмысление новой информации( различные виды деятельности);
- 3 этап - Включение в систему знаний и повторение( организация работы в системе новых знаний);
- 4 этап - Рефлексия( подведение итогов урока, побуждение обучающихся к оценке собственной деятельности на уроке, дом. зад.);
Этапы урока
Самоопределение (мотивация) к деятельности
Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
Выявление места и причины затруднения
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средства)
Первичное закрепление
Самостоятельная работа с самопроверкой (вокально – хоровая работа)
Рефлексия учебной деятельности на уроке (задание на дом). Итог урока.
Технологическая карта урока
Предмет: Музыка, 1 класс урок № 13
Тема урока : «Звучащие картины»
Тип урока : расширение и углубление знаний
Цель урока : формирование музыкальной культуры обучающихся через взаимодействие музыки и ИЗО.
Задачи:
Образовательные: продолжить освоение выразительных средств музыкального языка, Познакомить с композитором И.С.Бах.
Развивающие: расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох.
Воспитательные : создать условия, способствующие развитию у учащихся чувства стиля - на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами, эстетического вкуса, интереса и любви к музыке и живописи.
Представление о результатах :
- личностные:
эмоциональное отношение к музыке и изобразительному искусству.
- метапредметные:
- умение проводить простые сравнения между произведениями музыки и изобразительного искусства
- предметные:
- основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами .
Этап урока
Деятельность учителя
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Деятельность учащихся
Цель: создание учебного настроя на деятельность;
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Музыкальное приветствие
3.Изучение новых знаний (получение понятия о главной идее темы)
Выявляет уровень знаний. Как вы думаете, зачем нужна музыка? Где вы встречались с ней? А знаете ли вы, как и когда появилась музыка? Муза приглашает нас в картинную галерею. Можем ли мы сказать, что картины музыкальные?
Цель:
Подготовка класса к работе .
проверка
Формирование УУД
Регулятивные: - организация учебной деятельности
Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации. Слушание:В.Кикта «Фрески Софии Киевской» Л.Дакен «Кукушка». Н а каких картинах «звучит» народная музыка, а на каких — профессиональная, сочиненная композиторами?
готовности уч-ся к уроку
тренировка мыслительных операций; фиксация затруднения .
- предполагаемые ответы обучающихся.
- Работа с тетрадью и книгой.
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести к выявлению места и причины затруднения
Слушание музыки. Определение инструментов. Сравнивают с картинами.
Личностные - формирование эмоциональной отзывчивости
Познавательные: - самостоятельное выделение темы и цели урока; Регулятивные: - планирование деятельности на уроке. Коммуникативные : - умение слушать и размышлять.
Познавательные : - знакомство с новым музыкальными произведениями. Регулятивные: - умение слушать и анализировать характер музыкального произведения;- умение сравнивать, видеть общее и различие;- умение видеть проблему и стремление найти ответы на поставленные вопросы
Этап урока
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, средства…)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
5. Закрепление новых знаний
Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоят. выводу способа действия с информацией
Показ презентации и рассказ о жизни композитора.
Слушание и просмотр презентации о Бахе.
Активизация знаний учащихся Как можно представить звуки флейты? Подобрать подходящую картину к музыке. Какие слова соответствуют характеру этого произведения? Народный или профессиональный инструмент? На каких инструментах играют у вас дома, в нашем крае?
Слушание « Шутка» И.С.Баха.
Формирование УУД
Приём ТРИЗ «Шапка вопросов» «Корзина»
физминутка
Работа в парах Самый интересный вопрос по теме.
Познавательные : - углубление понимания музыкального искусства на основе знакомства с творчеством И.С. Баха;- овладение элементами и навыками интонационно-образного анализа музыкального произведения; Регулятивные: -прогнозирование
Выбор картин. Работа с книгой
Коммун.: - инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией
Выполняют задания на стр 8 рабочей тетради. Нарисовать этот инструмент.
Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию,
-владение элементами и навыками образного анализа музыкального и художественного произведения Регулятивные: - осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит дальнейшему усвоению. Коммуникативные: - умение слушать;- умение красиво, образно и грамотно преподносить полученную ранее информацию;
Этап урока
6. Вокально-хоровая работа
Деятельность учителя
разучивание русской народною песни «Как у наших у ворот».
7. Рефлексия деятельности Итог урока.
Деятельность учащихся
-инсценирование песни, распределение ролей
Формирование УУД
Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
-исполнение в шуточном, легком характере (роль комара ребенок исполняет с музык. инструментом – дудочкой)
Познавательные: - знакомство с мелодией и словами новой песни.- Коммуникативные: - взаимодействие с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности;- участие в хоровом исполнении музыкального произведения. Личностные: - воплощение характера песни в своём исполнении через пение
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят поставленную цель с результатами, достигнутыми на уроке
Я – научился,
- запомнил,
Регулятивные: - осмысление своих действий и самооценка. Коммуникативные : - умение полно и точно выражать свои мысли.
- удивился
Личностные: - смыслообразование
- узнал,
Таблица-конструктор урока https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/wi-fi
Желаю вам заниматься только любимым делом!