СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт исследовательской деятельности на старшую группу «Детская лаборатория»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт исследовательской деятельности на старшую группу «Детская лаборатория»»

Конструкт

по ПМ.05 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 33б)

Акуленко Дарьи Романовны

Дата: 16.02.2021

ДОО: МБДОУ «Детский сад № 41 »

Возрастная группа: старшая группа

Руководитель практики: Колмогорцева Вероника Дмитриевна

Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование.

Тема: «Детская лаборатория»

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Изобразительная деятельность»

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая

Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования в процессе проведения элементарных опытов с водой

Планируемый результат:

  • Дети проявляют интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к экспериментам проводимым с водой

  • Дети фиксируют этапы действий, умеют действовать в соответствии с алгоритмом.

  • Точно и полно отвечают на поставленные вопросы;

  • Слушают воспитателя и сверстников;

  • Дети выделяют существующие признаки предметов и явлений, сопоставляют различные факты,

  • Дети выделяют проблему и предлагают возможные решения; действуют в соответствии с алгоритмом.

  • Выдвигают гипотезы и строят предположения.

  • Дети знают различные способы надувания мыльных пузырей, умеют делать мыльный раствор и пену

  • Соблюдают правила безопасного поведения во время экспериментов.

  • Дети делают выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщают их.





Задачи

Задачи с учётом особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

  • Повышать интерес к совместной деятельности с взрослыми, сверстниками, к экспериментальной деятельности..

  • Формировать потребность соблюдать элементарные правила безопасности;

  • Формировать потребность считаться с мнением товарищей, справедливо решать спорные вопросы, умение отстаивать своё мнение (доказательно, обоснованно);

  • Формировать умение договариваться, помогать друг другу.


Развивающие:

  • Развивать у детей умения фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.

  • Развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы;

  • Развивать умение слушать воспитателя и сверстников;

  • Развивать потребность к познанию свойств жидкостей (вода, мыло).

  • Развивать представление детей о воде, её свойствах;

  • Закреплять знания детей о правилах безопасности при проведении опытов;


Образовательные:

  • Учить детей выделять существующие признаки предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.

  • Познакомить детей с разными способами надувания мыльных пузырей, научить смешивать раствор для мыльных пузырей.

  • Закреплять правила безопасного поведения во время экспериментов.

  • Учить детей фиксировать этапы эксперимента, делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их.





Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

  2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  3. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  4. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  5. возрастная адекватность дошкольного образования.


Принципы воспитания и обучения:

Принципы воспитания:

формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы бучения:

Принцип стимулирующий экспериментальную деятельность дошкольника; принцип свободы и самостоятельности; принцип активности, принцип последовательности.

Методы воспитания: беседа, поощрение.

Методы обучения: беседа, демонстрация, показ, экспериментирование, объяснение.

Материалы и оборудование:

• зрительный ряд: карточки с обозначением свойств воды и нумерацией лабораторий, технологические карты опытов; маркер игрового пространства «Детская научная лаборатория»;

• раздаточный материал: контейнеры для опытов, ложки, стаканы с кипяченой водой, нарукавники по количеству детей; ванилин; соль, сахар; цветная бумага; гуашь; технологические карты опытов; моющее средство для мытья посуды; плоское блюдечко; бездонные стаканчики; ткань; резинки

Предварительная работа:

  • беседа об источниках информации о воде;

  • участие детей и родителей в сборе и оформлении информации о воде: создание картотеки пословиц, бесед, поговорок, стихотворений, загадок, опытов о воде; пособия «Свойства воды»;

  • создание книжки «Путешествие капельки»,альбома «День воды»,«Вода вокруг нас»;

  • создание вместе с детьми и родителями альбомов «Юные исследователи воды», «Кому нужна вода?», «Где мы используем воду?».


Учебно-методический комплект:

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. -352 с.





Последовательность деятельности

Методы

Содержание деятельности

Педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивационный этап.

Задача:

Собрать внимание детей, смотивировать их на предстоящую деятельность


Беседа, наглядность, эмоциональное стимулирование


Воспитатель надувает мыльные пузыри, привлекает внимание детей. Рассуждает в слух.

-Мы их, лёгких и красивых,
В очень ярких переливах
Через трубку надуваем
И на волю отпускаем
(Мыльные пузыри)

-Всё верно ребята, это мыльные пузыри.

-Пузыри состоят из воды и мыла. А какое из свойств воды позволяет пузырям держать форму?

-Ребята, а какие свойства воды вы знаете?

Вступают в диалог с воспитателем, делятся впечатлениями, проявляют интерес к исследовательской деятельности.




Дети смотивированы, проявляют заинтересованность

любознательность,

охотно общаются с воспитателем,

принимают внутреннюю позицию к предстоящей

деятельности.


2.Целеполагание.

Задача:

Учить детей выделять и ставить проблему, предлагать возможные решения, актуализировать знания о соблюдении правил техники безопасности.

Объяснение

Беседа

Демонстрация


-Как проверить, помогают ли эти свойства держать форму мыльным пузырям?

-Тогда я приглашаю вас в детскую лабораторию.

-Что делают в лаборатории?  Правильно, проводят опыты.

-Кто работает в лаборатории? Я буду профессором. Хотите стать научными сотрудниками? Попасть в лабораторию можно только по пропускам. А чтобы получить пропуск в лабораторию вы должны назвать, какая бывает вода. (Дети перечисляют агрегатные состояния воды)

-Ребята, для того, чтобы нам начать, необходимо вспомнить правила поведения при проведении опытов. Какие правила безопасности при проведении опытов вы знаете? А еще для безопасного проведения опытов нам понадобятся нарукавники. Все готовы? Итак, коллеги - к делу.




Дети слушают, участвуют в диалоге,

отвечают на вопросы воспитателя.


Дети проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность, умеют

выделять проблему и предлагают возможные решения, знают правила техники безопасности.

2.1.Выдвижение гипотезы

Задача:

Учить детей выделять существующие признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.

Беседа, демонстрация

-Мы с вами в лаборатории. Обратите внимание, на этом столе находится всё необходимое для проведения опытов.

Воспитатель предлагает пройти детям к столам с оборудованием

-Ребята, посмотрите, что расположено у нас на столах

( Различные сосуды с водой, сахар, соль, ложечка, краска).

-Ребята, как вы думаете, почему вода разлита в сосуды разной формы? Почему она не в одинаковых стаканчиках? А может ли вода менять вкус или цвет?

-Хотите это проверить?


Дети высказывают свои предположения.

Дети проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность;

выделяют существенные признаки и связи предметов и явлений; выдвигают гипотезы и строят предположения.


2.2.Планирование деятельности по проверке гипотезы

(обсуждение алгоритма действий).

Задача: Развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы;


Беседа

Объяснение

Демонстрация


1.Вам нужно поделиться на команды по 5 научных сотрудников.

2.Выбрать в команде старшего научного сотрудника.

3.Каждая команда будет доказывать одно из перечисленных вами свойств воды, и отвечать на вопрос: помогает ли оно держать форму мыльным пузырям?

4.В этом помогут карточки с обозначением свойств воды. Их получают старшие научные сотрудники.

5.Команды подходят к столу, выбирают всё необходимое для проведения опыта. Расходятся в лаборатории. Проводят опыт. Зарисовывают схему опыта. Делают вывод.

6.Дальше мы с вами отправимся на научную конференцию, где вы расскажите о результатах своих опытов.


Дети участвуют в планировании деятельности


Дети умеют фиксировать этапы предстоящих действий, точно и полно отвечать на поставленные вопросы;



2.3.Осуществление эксперимента.

Задача:

Повышать интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к экспериментам проводимых с водой, Учить действовать в соответствии с алгоритмом. Актуализировать знания детей о свойствах воды. Воспитывать самостоятельность, аккуратность

Объяснение

Инструкция, Беседа

-Итак, приступаем!

- Посмотрите внимательно на сосуды разной формы, в которых налита вода. Что вы можете сказать о воде? Почему она принимает разную форму? Воспитатель наливает из сосуда немного воды на плоское блюдечко, тем самым, показывая, что вода не имеет формы и если налить её на стол, то она превратится в простую лужу. После воспитатель наливает воду в стакан и вода принимает форму стакана.


-Теперь понюхайте воду. Чем она пахнет? Верно, вода не пахнет. Воспитатель добавляет в воду ванилин, предлагает детям снова понюхать воду. Теперь возьмите ложечку и перемешайте водичку. Понюхайте, поменялся ли запах воды? Верно, поменялся, теперь вода пахнет ванилином.


-Давайте проверим, имеет ли вода вкус? Попробуйте воду на вкус. Отлично, а теперь возьмите ложечкой немного соли и добавьте её в стаканчик с водой, тщательно перемешайте, теперь снова попробуйте. Вкус воды изменился? Хорошо, какая теперь вода по вкусу? Солёная, всё верно. Теперь пододвиньте к себе другой стаканчик с водой, и давайте добавим в воду немного сахара, размешаем, попробуем. Какая теперь вода? Верно, сладкая.


- Как вы думаете, может ли вода менять цвет? Посмотрите внимательно на стаканчики с водой, какого цвета вода? А если поставить за стаканчиком цветную бумагу, что случится? Давайте проверим. Воспитатель ставит за стаканчиками с водой цветной картон, тем самым показывая детям, что вода не имеет цвета – она прозрачная. Вода не поменяла цвета, она лишь отразила цвет бумаги, если я уберу бумагу, она снова станет бесцветной. Посмотрите внимательно. Получается вода – прозрачная. А если мы добавим немного красок в воду, давайте посмотрим что с ней случится. Воспитатель добавляет гуашь в воду, дети ложечкой перемешивают её, наблюдают за тем, как вода приобретает цвет.

Дети проводят совместно с воспитателем опыты в соответствии с алгоритмом, соблюдая правила безопасности

Дети с интересом проводят опыты, действуют в соответствии с алгоритмом.

Дети знают различные свойства воды

Проявляют самостоятельность, аккуратность


    1. Наблюдение за преобразованием объекта



Ребята, что происходит? Как вода преобразуется? Что происходит с водой?



Физкультминутка

Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение.


Упражнение, показ

Воспитатель предлагает детям пройти на ковер

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, —
Надо чаще приседать. (Приседания.)

Повторяют за воспитателем


Дети расслаблены, отдохнули

Готовы к дальнейшей деятельности


2.5 Фиксация


-Ребята, давайте зарисуем наши опыты с водой в тетради! Посмотрите на доску, давайте вместе вспомним, как же менялась вода и зарисуем это у себя в тетрадях. Воспитатель показывает на технологическую карту, расположенную на магнитной доске и помогает детям фиксировать опыты в тетради.



2.6 Вывод

Беседа

1. Вода приобретает форму того предмета, куда она налита.

2. Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавлены.

3. Вода приобретает вкус того вещества, которое в неё добавлено.

4. Вода прозрачная, но если в нее добавить какое-нибудь вещество, то вода приобретает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

Вывод: ни одно свойство воды не помогает удерживать форму мыльных пузырей

вижу.







2. 7.Выдвижение гипотез.

Задача: Учить детей выделять существующие признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения. Побуждать отвечать на вопросы воспитателя полным ответом

Объяснение

Показ

Демонстрация


-Так что же помогает мыльным пузырям принимать такую потрясающую, воздушную форму?

-Давайте подумаем, из-чего же состоят мыльные пузыри. Всё верно, из мыла и воды. Свойства воды мы с вами разобрали. Так может быть это мыло помогает держать форму мыльных пузырей?


Дети высказывают свои предположения.

Дети проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность;

выделяют существенные признаки и связи предметов и явлений; выдвигают гипотезы и строят предположения.


8.Планирование деятельности.

Задача: развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы

Объяснение

-Давайте мы с вами поэкспериментируем и попробуем, с помощью мыла (моющего средства) создать различными способами мыльные пузыри. Для этого нам нужно будет приготовить мыльный раствор. Для мыльного раствора нам понадобится вода и моющее средство. Для начала мы смешаем мыльный раствор. А после различными способами попробуем сделать мыльные пузыри.

Дети участвуют в планировании деятельности

Дети умеют фиксировать этапы предстоящих действий, точно и полно отвечать на поставленные вопросы;


9.Осуществление эксперимента.


- Итак, приступаем.

-В форму для мыльного раствора добавляем немного воды и мыла, перемешиваем и снова доливаем воды – мыльный раствор готов!

-Для начала нам понадобится плоское блюдечко, куда мы с вами нальём немного раствора. И попробуем руками, без дополнительных инструментов надуть мыльные пузыри. Воспитатель показывает, как это сделать.

- Отлично справляетесь!

-Для следующего опыта, нам понадобится бездонный стаканчик, ткань и плотная резинка. Посмотрите внимательно, как я создам эту конструкцию. Ткань я прикладываю к одному концу стаканчика и закрепляю её резинкой. Воспитатель даёт инструкцию детям, корректирует их действия при необходимости, помогает детям. Благодаря нашей конструкции мы сможем сделать много маленьких мыльных пузырей – мыльную пену. Будьте аккуратны. Обмакиваем одну часть нашего стаканчика (ту часть с тканью) в мыльный раствор. После набираем немного воздуха через нос, и выдыхаем ртом в другой конец нашей конструкции. С того конца, на котором расположена ткань, выходит мыльная пена. Вот это здорово! Таким образом можно устроить настоящую пенную вечеринку!



Наблюдение за преобразованием объекта.

Задача:

Повышать интерес к экспериментальной деятельности. Учить действовать в соответствии с алгоритмом. Воспитывать самостоятельность, аккуратность

Показ

-Ребята, что произошло с водой, когда в неё добавили мыло? Почему у нас получилась мыльная пена?

Дети проводят совместно с воспитателем опыты в соответствии с алгоритмом, соблюдая правила безопасности


Дети с интересом проводят опыты, действуют в соответствии с алгоритмом.

Проявляют самостоятельность, аккуратность


Фиксация.

Задача: развивать у детей умения фиксировать этапы действий.


-Ребята, давайте зарисуем результаты наших опытов у себя в тетрадях! Воспитатель выставляет технологическую карту на магнитную доску, подсказывает детям, корректируя их действия при необходимости. Раздаёт небольшие иллюстрации, для вклеивания в тетрадь



Вывод

Беседа

Основу для мыльных пузырей составляет моющее средство и вода. Существую разные способы для надувания мыльных пузырей. Чем крупнее форма, тем больше мыльные пузыри. Из мыльного раствора для мыльных пузырей можно сделать мыльную пену.



10.Фиксация преобразований объекта.

Задача:

Сравнить полученные результаты.

Развивать у детей проговаривать этапы действий, используя сложные предложения

Анализ

Сравнение

-А теперь давайте вспомним, какие же свойства воды вы знаете? Какой раствор нужно сделать, чтобы получилось надуть мыльные пузыри. Что мы использовали для создания мыльной пены?

Перечислите свойства воды (Прозрачность, отсутствие запаха, отсутствие вкуса, бесформенность)

Дети отвечают на вопросы воспитателя, высказывают своё мнение..

. Детей умеют проговаривать этапы действий, используя сложные предложения.

11.Выводы.

Задача: Учить детей делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их.

Беседа

А теперь, давайте отметим тот способом, с помощью которого получаются большие мыльные пузыри. А с помощью какого можно получить много мелких мыльных пузырников? Что же нужно для получения мыльного раствора? Можно ли только из воды сделать мыльные пузыри?

Дети отвечают на вопросы воспитателя, высказывают своё мнение.

Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы; делают вывод в соответствии с результатом эксперемента;оценивают результат своей деятельности.

12. Рефлексия

Задача: Учить детей делать выводы в соответствии с результатом занятия, обобщать их. Развивать умение слушать воспитателя и сверстников. Проявлять бережное отношение к воде

Беседа

-Как вы считаете, что у вас сегодня получилось, а что показалось трудным? С кем бы вы могли поделиться своими знаниями? Как вы думаете, где вам могут пригодиться эти знания? А вы бы хотели провести ещё опыты с водой и мылом?


Дети вступают в общение.


Дети делают выводы в соответствии с результатом занятия, обобщают их. Внимательно слушают воспитателя и сверстников. Проявляют бережное отношение к воде

13.Открытость, ориентация на дальнейшее исследование.

Задача: С мотивировать детей на дальнейшие исследования.


Беседа

-Как вы считаете, что у вас сегодня получилось, а что показалось трудным? С кем бы вы могли поделиться своими знаниями? Как вы думаете, где вам могут пригодиться эти знания? А вы бы хотели провести ещё опыты с водой?

-Ребята, в следующий раз мы с вами попробуем смешать разные растворы для мыльных пузырей и определим, какой же самый эффективный.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, высказывают своё мнение.

Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы.





Учебно-методический комплект:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

  2. Программа «Детство»: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.

Герцена, 2014. – 321 с.

  1. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

  2. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ “Сфера”, 2005.