СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт по литературному чтению. Л. Н. Толстой «Котёнок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт по литературному чтению. Л. Н. Толстой «Котёнок»»

Конструкт пробного урока по литературе

по производственной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования

в начальных классах и начальных классах

компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки группы 46

специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Нохриной Елизаветы Андреевны

Дата: 15.12.2021

Класс: 2 «Б»

ФИО учителя класса: Дубровина Валентина Эскаровна

ФИО методиста: Подкорытова Диана Дмитриевна Отметка Подпись

УМК: «Школа России»

Тема урока: Л. Н. Толстой «Котёнок»

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся принимают и осваивают социальную роль обучающегося; овладевают навыками работы в паре.

Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; обучающиеся осознают цель выполняемых действий; понимают смысл предъявляемых учебных задач; осуществляют пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя; адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; слушают собеседника и ведут диалог; аргументируют свою точку зрения; осуществляют рефлексию как оценку собственной деятельности.

Предметные: обучающиеся знают биографию Л.Н.Толстого, пересказывают текст, делят его на части, отвечают на вопросы по тексту


Цель: Познакомить обучающихся с рассказом «Котенок»

Задачи:

Воспитательная: воспитывать желание принимать и осваивать социальную роль обучающегося; воспитывать навыки работы в паре.

Коррекционно-развивающая: развивать умение осуществлять волевую саморегуляцию; осознавать цель выполняемых действий; понимать смысл предъявляемых учебных задач; осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; слушать собеседника и вести диалог; аргументировать свою точку зрения; осуществлять рефлексию как оценку собственной деятельности.

Задачи коррекционной работы: корректировать слуховое восприятие на основе упражнений в узнавании и соотнесении; корректировать зрительное восприятие на основе упражнений во внимании; формировать умения работать по словесной инструкции, алгоритму; развивать фонетико-фонематическую сторону речи посредством артикуляционной гимнастики.

Образовательная: обучающиеся знают биографию Л.Н.Толстого, пересказывают текст, делят его на части, отвечают на вопросы по тексту

Принципы обучения и воспитания:

Принципы воспитания

  • Принцип гуманистической направленности в воспитании

  • Принцип стимулирования активности

  • Принцип учета личностных характеристик и возможностей детей

Принципы обучения

  • Принцип наглядности

  • Принцип деятельности

  • Принцип систематичности и последовательности

  • Принцип доступности

Методы воспитания и обучения:

Методы воспитания:

Методы эмоционального стимулирования

  • создание ситуации успеха

  • поощрение

Методы развития познавательного интереса

  • Формирование готовности к восприятию

Методы обучения:

  • Словесные (беседа, рассказ)

  • Практические (упражнения)

  • Методы накопления социального опыта (временная работа в парах)

  • Методы развития творческих способностей (творческое задание)


Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, парная.

Обеспечение урока:

1 Информационное обеспечение
1.1 . Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями внесенными: приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373

1.2 Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)

1.3 Комплект примерных рабочих программ обучения детей с задержкой психического развития.

1.4. Литературное чтение. 2 класс: 1 часть / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованов – М.: Айрис – пресс, 2018. – 224 с.

Тип урока: урок открытия нового знания

Этапы урока (40 минут):

  1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. (10 мин)

  3. Решение проблемы (12 мин)

  4. Первичное закрепление знаний (4 мин)

  5. Физминутка (1 мин)

  6. Самостоятельная работа (5 мин)

  7. Рефлексия учебной деятельности (5 мин)

2 Оборудование:

2.1 Демонстрационное: аншлаги темы, цели и задач урока, портрет Л.Н Толстого.

2.2 Индивидуальное: карточки с заданиями, учебник

Оформление учебного кабинета, макет доски:




15 декабря.




Ход урока:

Этапы урока, задачи работы

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя и обучающихся


Планируемый результат, в том числе метапредметный, личностный, предметный

1. Мотивация к учебной деятельности

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.

Методы воспитания:

  • создание ситуации успеха

  • поощрение

  • Формирование готовности к восприятию

Методы обучения:

  • Словесные (беседа)

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Андреевна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

- Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

- Давайте вспомним некоторые правила поведения на уроке на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, не…. перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

- Молодцы ребята! Что мы делаем на уроках литературного чтения? (читаем, рассказываем, пишем, обсуждаем)

- Верно, мы много читаем, говорим. И чтобы наша речь была красивой, мы выполним разминку.

Речевая разминка

ча – ча – ча – горит в комнате свеча.

чу – чу – чу – молоточком я стучу.

оч – оч – оч – наступила ночь. ( несколько раз)


- Готовы ли вы начать урок литературного чтения? Тогда, начинаем!


Личностные: обучающиеся принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию;

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача: актуализировать знания, выявить проблему и причины затруднения, поставить тему урока и цель


Методы воспитания:

  • создание ситуации успеха

  • поощрение

  • формирование готовности к восприятию

Методы обучения:

  • Словесные (беседа, рассказ)


-Ребята, посмотрите на доску, что это?


-Кто узнал, что это за изображения?- это иллюстрации к рассказам.

- Что изображено на 1-ой иллюстрации?

- Что….. на 2-ой…?

-А кто помнит, как называются эти рассказы?(Старый дед и внучек, Филипок)

-А давайте вспомним, о чем говорилось в рассказе «Старый дед и внучек»(Это рассказ об уважении к старшим, ценности родительской заботы)

-------------

-А в рассказе Филипок?( рассказ о маленьком любознательном мальчике, который так хотел учиться вместе с братом и другими ребятами, что решился в тайне от родителей отправиться в школу)

-Отлично, а кто автор данных рассказов?( ЛН Толстой)

-Что вы знаете об этом писателе?(ответы детей)


Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне. Он был четвёртым сыном в большой семье.

Родители Льва рано умерли, и заботиться о детях стала их тётя Александра Ильинична. Писатель всю жизнь изучал иностранные языки, много читал и путешествовал. В своём имении Ясная Поляна Лев Толстой открыл школы для крестьянских детей и сам написал для них «Азбуку». Его учениками были такие любознательные мальчики, как Филиппок, герой известного детского рассказа.


- Как вы думаете, кто автор рассказа, который мы будем сегодня читать? (Л.Н.Т..)

- А как называется рассказ, вы узнаете, если отгадаете загадку, слушайте внимательно


Что за зверь со мной играет,

Не мычит, не ржёт, не лает.

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки? (Котёнок)


-Это же котенок.

-Много лет тому назад, ЛН Толстой написал рассказ «Котенок»

-Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?( Л.Н Толстой «Котенок»)

-Отлично


Личностные: обучающиеся принимают и осваивают социальную роль обучающегося;

Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; обучающиеся осознают цель выполняемых действий; понимают смысл предъявляемых учебных задач; осуществляют пошаговый контроль результатов под руководством учителя; адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; ведут диалог; аргументируют свою точку зрения;

Предметные: обучающиеся знают биографию Л.Н.Толстого,

3. Решение проблемы

Задача: организовать выход из проблемной ситуации



Методы воспитания:

  • создание ситуации успеха

  • поощрение

  • Формирование готовности к восприятию

Методы обучения:

  • Словесные (беседа)

  • Практические (упражнения)


-Сейчас я предлагаю вам открыть учебник на стр 117, что вы там видите?(иллюстрация)

-Давайте рассмотрим, что изображено на данной иллюстрации?

- Что делают собаки? Какие они?

- Что делает мальчик?

- Кого он закрывает?..

-Как вы думаете. О чем будем рассказ?(ответы детей)

-А почему рассказ называется Котенок, а не кот?(значит героем будет маленький котенок)

-А как вы думаете, что происходит с котенком? Мальчиком? Собакой?

-Как поступил мальчик? Что он сделал?(спас котенка от собак)

-Замечательно, сейчас я предлагаю Вам прочитать данный рассказ.

-Я буду читать, а вы слушайте очень внимательно, после прочтения мы с вами проверим, оправдались ли наши предположения, будем отвечать на вопросы( читаю рассказ)



Чтение рассказа учителем…


-Ну вот мы и прочитали рассказ, наши предположения были верными о том, что мальчик спас котенка?

-Понравился ли вам данный рассказ?

-А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы

-Какой эпизод вам понравился больше всего? Что вы чувствовали в это время?

-Как звали герое рассказа?( Вася и Катя)

-Когда пропала кошка?(Весной)

-А где Вася и Катя нашли кошку(в амбаре)

- Кошка была одна?( с котятами)

-Сколько было котят у кошки(5)

-Ребята, а вы знаете, что такое амбар?(АМБАР – хозяйственное строение для хранения зерна, предметов одежды, утвари)

- Как так получилось, что котёнок оказался один?(остальных котят мама раздала)

-Кто хотел напасть на котенка?(собаки)

- Как поступила Катя?( Катя испугалась и убежала)

-Кто спас котенка и как?(Вася, он упал на него животом и прикрыл его)

- Давайте прочитаем этот эпизод….

-Отлично


Личностные: обучающиеся принимают и осваивают социальную роль обучающегося;

Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; осуществляют пошаговый контроль результатов под руководством учителя; адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; ведут диалог; аргументируют свою точку зрения;

Предметные: обучающиеся знают биографию Л.Н.Толстого, отвечают на вопросы по тексту

4. Первичное закрепление знаний

Задача: организовать

закрепление способа действия

при решении типовых задач.


Методы воспитания:

  • создание ситуации успеха

  • поощрение

Методы обучения:

  • Словесные (беседа)

  • Практические (упражнения)

  • Методы накопления социального опыта (временная работа в парах)

  • Творческое задание


-А сейчас я предлагаю поработать вам в парах, я раздам карточки с заданием(раздаю карточки)

-Кто прочитает вопрос на карточке?(Каким был Вася? Какие черты характера проявились у него?)

-Ниже представлены черты характера, вам необходимо обвести те черты, которые проявили в поступке у Васи.(решительность, смелость, отчаяние , глупость, желание защищать, ответственность)

- Кто напомнит, как нужно работать в парах?

-Итак, я вижу что вы уже закончили работу, кто желает представить свой ответ?(представляют ответ)

-(Имя), почему именно эти качества ты выделил?(отвечает)

-А как вы понимаете, что такое решительность?(решительность-это качество человека, связанное со способностью принимать ответственные решения и реализовывать их, смелость-это способность человека преодолевать страхи, ответственность-это когда человек отвечает за свои поступки, дает отчет твоим действиям)

-Ребята, у всех так получилось?

-Отлично, вы молодцы.


Личностные: обучающиеся принимают и осваивают социальную роль обучающегося; овладевают навыками работы в паре.

Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; слушают собеседника и ведут диалог; аргументируют свою точку зрения;

Предметные: Предметные: обучающиеся знают биографию Л.Н.Толстого,

5.Физминутка

Задача: снять мышечное напряжение обучающихся

Методы воспитания:

  • Формирование готовности к восприятию

- Мы с вами хорошо поработали. Давайте теперь поднимемся с мест и немножко отдохнём.

-Я сейчас буду читать стихотворение и показывать движения, а вы повторяйте за мной

Кошка утречком проснулась,

Вверх изящно потянулась,

Вниз красиво наклонилась,

Вправо-влево покрутилась,

И тихонько удалилась!

Хорошо, присаживайтесь

Личностные: обучающиеся принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию.

6. Самостоятельная работа

Задача: организовать

самостоятельную работу с целью проверки полученных

знаний

Методы воспитания:

  • создание ситуации успеха

Методы обучения:

  • Словесные (беседа)

  • Практические (упражнения)

  • Творческое задание

-Ребята, сейчас я предлагаю вам разделить текст на части.

Посмотрите на доску, здесь представлены картинки, нам необходимо соотнести часть текста с картинкой.

-Посмотрите на 1 изображение, что на нем изображено? (кошка), давайте прочитаем 1 часть текста, о чем в ней говорится( о том, что пропала кошка)

-А сейчас я предлагаю назвать 1 часть? (кошка пропала)- ВЫВЕШИВАЮ АНШЛАГИ

-Посмотрите на это изображение, что можно сказать о нем? Давайте прочитаем 2 часть и попробуем назвать ее(Кошка найдена в Амбаре)

-Что можем сказать о 3 части? Прочитаем ее. Как назовем?( Котята)

-Что изображено на картинке? О чем следующая часть? Прочитаем ее( Прогулка с котенком)

-Как мы можем назвать следующую часть? Прочитаем(Злые собаки)

-И как мы можем назвать последнюю часть? Читаем (Подвиг Васи)

-Отлично, вот мы и разделили текст по частям

-А сейчас я предлагаю Вам посмотреть, какой план получился.



1)Кошка пропала

2) Кошка найдена в Амбаре

3)Котята

4)Прогулка с котенком

5)Злые собаки

6)Подвиг Васи

-Наш план одинаковый, мы верно смогли определить и назвать части рассказа.



-А сейчас я предлагаю вам выполнить последнее задание, его тоже вы будете выполнять в парах. Сейчас я раздам вам карточки, на которых прописан план рассказа, ваша задача внимательно его прочитать и сравнить с нашим планом.

-Нашли ли вы какие нибудь ошибки? В последовательности Какие?

-Отлично.

-Ребята, а о чем рассказ(О том, что кошка пропала, потом ее нашли Вася и Катя с котятами, потом пошли гулять с котенком, а там были собаки, которые хотели напасть на котенка, Катя испугалась и убежала, а Вася спас котенка)

-А у вас есть домашние животные? Вы ухаживаете за ними? А в такой ситуации вы бы спасли своего домашнего животного?

-Вы большие молодцы.

Личностные: обучающиеся принимают и осваивают социальную роль обучающегося; овладевают навыками работы в паре.

Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию;адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; слушают собеседника и ведут диалог; аргументируют свою точку зрения;

Предметные: Предметные: обучающиеся знают биографию Л.Н.Толстого, пересказывают текст, делят его на части

7. Рефлексия учебной деятельности

Задача: оценить результаты деятельности.


Методы воспитания:

  • создание ситуации успеха

  • поощрение

Методы обучения:

  • Словесные (беседа)

- Наш урок подходит к концу. Подведем итоги.

- Какая была тема урока? (Рассказ «Котенок»)

- Какие задания мы выполняли? (работали с текстом, отвечали на вопросы, пересказывали рассказ)

- Ребята, у вас на партах лежат карточки с изображением котенка, пододвиньте их к себе. Посмотрите, чего не хватает котенку?

-Я предлагаю вам нарисовать кошке улыбку, если у вас на уроке все получилось, вам понравилось работать , а грустную улыбку, если у вас на уроке было не очень хорошее настроение, у вас не получалось выполнять задания

-Кто закончил, поднимите, пожалуйста, свои карточки, чтобы я могла их видеть.

- Ребята, я видела, что каждый из вас старался, был внимательным и активным.

- Я хочу похвалить ….за активную работу на уроке, за старательность, за правильные ответы, за умение работать в паре, за внимательность.

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

- Спасибо вам большое за урок. Я желаю вам успехов и хорошего настроения!


Личностные: обучающиеся принимают и осваивают социальную роль обучающегося; овладевают навыками работы в паре.

Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; обучающиеся осознают цель выполняемых действий; осуществляют пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя; адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; ведут диалог; осуществляют рефлексию как оценку собственной деятельности.

Предметные: обучающиеся знают биографию Л.Н.Толстого,