Громова Д.Д., Иванова Т.В.
№ | Этап урока | Время | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Методы, приемы, формы организации |
1 | Организационный момент | 1 мин | - Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Ответить хочешь - не шуми, А только руку подними. Учитель спросит - надо встать, Когда позволит сесть- то сядь. Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно. | Приветствуют учителя. | Фронтальная. Прием- слово учителя. Словесный. |
2 | Мотивация к учебной деятельности, актуализация | 2 мин | Я принесла с собой вот такое осеннее солнышко. Его лучики будут дарить вам тепло и хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. - Надеюсь, что наше общение будет интересным и познавательным. Сегодня на уроке свою работу будете оценивать в листах самооценки. К ним обратимся чуть позже. Работать будем под девизом: «К новым знаниям стремимся, друзья! Без открытий нам в жизни нельзя!» - Как вы думаете, почему я выбрала такой девиз? - Почему нужно стремиться к новым знаниям? - Чтобы руки приготовить к письму, выполним для них зарядку. Мы капусту рубим, рубим, Мы капусту рубим, рубим. Мы капусту мнем, мнем. Мы капусту мнем, мнем Мы капусту солим, солим, Мы капусту солим, солим. Мы морковку трем, трем, Мы морковку трем, трём. Молодцы, ребята. Давайте откроем тетради, запишем дату «Классная работа». | Приветствуют учителя. Улыбаются. Слушают учителя. -мы будем открывать новые знания. - чем больше узнаём, тем становимся умнее и грамотнее, знания- наше богатство. Дети повторяют движения за учителем, разминают руки и пальцы. Открывают тетради и записывают дату. | Фронтальная форма работы. Беседа. Здоровьесберегающая технология. Словесный. |
3 | Актуализация знаний | 5 мин | Ребята, по дороге к Вам, мудрая сова прислала письмо. Прочитайте его. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Вы раскроете ещё одну тайну слов. Для этого вам нужно внимательно слушать учителя и выполнять все задания. Успехов вам! Мудрая сова Но сначала достанем из тайников памяти ваши знания и поиграем в игру «Да – нет». - Если вы согласны с утверждением, поворачиваетесь на права, если не согласны поворачиваетесь налево. - Встаньте из-за парт. Слушаем внимательно и думаем: из слов можно составить предложение. слова в предложении не связаны между собой по смыслу. слово состоит из букв. предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Верно, молодцы ребята. Садитесь за парты. Оцените свою работу в листах самооценки. В первом столбике таблицы, ЗАДАНИЕ 1, поставьте галочку в зелёном квадратике если выполнили всё правильно, если допустили 1 ошибку в жёлтом квадратике, если 2 и более, то в красном. | Внимательно слушают. Хорошо читающий ученик читает письмо. Дети слушают условия игры. Встают из-за парт да нет (они связаны) да да Садятся за парты Дети оценивают свою работу. | Фронтальная форма работы. «Да-нет» -прием. Словесный. |
4 | Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей и задач учебной деятельности | 3 мин | Что нам сейчас с вами удалось повторить? Всё верно, мы повторили из чего состоят слова и их роль в предложении. А знаете ли вы, что слова имеют своё значение? - Ребята, посмотрите внимательно на доску, почему здесь вопрос? - Значит, чем будем заниматься на уроке? - Правильно. Тема нашего урока: «Лексическое значение слова» - Какую цель поставим перед собой на урок? Вперед к достижению цели! | Из чего состоит слово и его роль в предложении. Нет. Мы будем узнавать, что такое лексическое значение слова. - будем знакомиться с лексическим значением слова. Узнать, что такое лексическое значение слова. | Прием- беседа. Фронтальная форма работы. Наглядный, словесный. |
5 | Открытие новых знаний | 10 мин | У вас на партах лежат конверты. Ваша задача – сложить слово из набора букв. Какое слово получилось? А какую из этих двух букв вы напишите? И или Е Чем можно доказать свою точку зрения? Откройте словарь на с.136. Какую букву безударного гласного напишем? Запишите слово «Береза» в тетради, поставьте ударение и подчеркните безударную гласную Е. Ребята, а что такое береза? Верно, береза – любимое дерево в России. Своё название оно получило от слова БЕЛЫЙ, как вы думаете, почему? Верно, так можно запомнить безударную гласную букву Е, от слова БЕЛЫЙ. Ребята, оказывается, сова прислала нам ещё одно письмо, давайте прочитаем его! Дорогие мои ребята! Для того, чтобы открыть новую тайну слова, Вам необходимо отгадать слова и записать их в тетрадь. Будьте внимательны! Ваша Мудрая Сова. Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. Крупное домашнее травоядное животное, даёт молоко. Птица с чёрным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка. Проверка по слайду. Оцените свою работу в листе самооценки. 2 столбик ЗАДАНИЕ 2 - А теперь вы загадайте любое животное, опишите его. -Что вы делали, когда загадывали слово? -Может кто-то уже догадался, что же называется лексическим значением слова? Давайте проверим себя, правильный вывод ли мы сделали. Откройте учебник на с.43 и прочитайте правило. Теперь можем дать ответ на вопрос? (показываю на доску). | Составляют слово и букв. Варианты ответов. Получилось слово «береза». Е Орфографическим словарем в конце учебника. Букву Е. Записывают слово в тетради и ставят ударение. Это дерево. Потому что ствол у березы белого цвета. Отгадывают загадки. Лиса. Корова. Сорока. Загадывают слова. Говорили то, что слово обозначает, его характеристику. Открывают учебник, читают правило. Да. | Индивидуальная форма работы. Практический. |
6 | Физкультминутка | 5 мин | Чтобы нам дальше легче работалось, давайте немного отдохнем. Напишите букву А правой рукой, букву О левым коленом, И правой ногой, букву Е левым локтем, букву Я носиком. А как вы думаете, ребята, почему мы писали сейчас именно эти буквы? | Выполняют упражнения. Эти буквы могут быть непроверяемыми. | Здоровьесберегающая технология. |
7 | Закрепление изученного на уроке | 15 мин | Ребята, а как вы думаете, человек может знать лексическое значение всех слов? Если он не знает, что обозначает какое-либо слово, где можно найти ответ? Как такой словарь называется? Показ словарей: Самые известные словари русского языка Владимира Ивановича Даля (около 200 000 слов) и Сергея Ивановича Ожегова (80 000 слов). В нашем учебнике толковый словарь расположен в конце книги, стр.138. Я вам предлагаю определить по словарю, который находится в учебнике значение слова «шоссе». Для этого давайте вспомним, как расположены слова в словаре? Запишите его в тетрадь. Оцените свою работу на листах самооценки. ЗАДАНИЕ 3 Желающие выходят к доске и соотносят слова с его лексическим значением. Остальные записывают предложения в тетрадь. Оцените свою работу на листах. ЗАДАНИЕ 4 | Нет. В словаре. Толковый словарь. Работа со словарём. В алфавитном порядке. Работа на доске: 1. ___________- первый месяц весны. 2. ___________ - маленькая птичка с коричневато – серым оперением. 3. ___________ - лиственное дерево с белой корой. 4. ___________ - тот, кто учится в школе. 5. ___________ - плод с яблони. 6. ___________ - маленький зверёк с иглами на теле | Словесный. Наглядный. Практический. Фронтальная, индивидуальная форма работы. |
8 | Соотнесение результатов урока с поставленными целями и задачами | 3 мин | -На какой вопрос нам нужно было найти ответ? Как вы считаете, ответили мы на него? -А какую цель ставили? Достигли ее? -Что делать, если не знаешь слово? Ребята, Мудрая Сова очень довольна Вашей работой на уроке! Она обязательно просмотрит ваши листы самооценки, чтобы убедиться, что каждый из вас хорошо потрудился! Обязательно расскажите дома маме и папе, что вы теперь знаете, что же такое лексическое значение слова и найдите в толковом словаре неизвестное раннее для вас слово и приготовьтесь на следующем рассказать о его лексическом значении. | Что такое лексическое значение слова. Да Узнать, что такое лексическое значение слова. Да. Его можно найти в толковом словаре | Фронтальная форма работы. Метод словесный. |
9 | Заключительный оргмомент | 2 мин | Давайте запишем домашнее задание. - Мне очень понравилось с вами работать. Я дарю вам это солнышко, чтобы ваше настроение всегда было хорошим. - Урок закончен. | Записывают домашнее задание. | Слово учителя. Фронтальная форма работы. |