СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока литературного чтения на тему: "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока литературного чтения на тему: "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"»

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»







Конструкт урока литературного чтения в 4 классе

по теме: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»











Составитель: Михайлис Л.С.,

студент 3 кп группы

Методист: Касьянова А.В.,

преподаватель







Камышлов, 2021





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА

Ф.И.О. Михайлис Л.С.

Тема урока: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Класс: 4

Цель фрагмента урока: формирование представления у обучающихся о произведении А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне

и о семи богатырях», развитие умения называть жанр, к которому относится художественное произведение, его основную мысль, развитие умения оценивать результаты своей деятельности, а также формирование уважительного отношения к иному мнению.

Задачи фрагмента урока:

Дидактические:

  • формировать представления об особенностях сказки А. С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях», а также об отдельных фактах жизни и творчества писателя;

  • развивать умение называть основную мысль произведения, его главных героев;


Развивающие:

  • развивать умение оценивать результаты своей деятельности в процессе выполнения практических заданий по сказке;

  • развивать умение работать с текстом произведения, находить в нем ответы на поставленные вопросы;

  • развивать коммуникативную культуру, умение отвечать на поставленный вопрос;


Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к иному мнению посредством включения в парную работу.






ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

Организационно-мотивационный

Настроить обучающихся на активную продуктивную деятельность, смотивировать на дальнейшую работу

Беседа, прием «Улыбка»

Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами проведем урок литературного чтения!

Для начала, улыбнитесь пожалуйста соседу справа, улыбнитесь соседу слева. Молодцы! У нас сегодня у всех должно быть хорошее настроение для того, чтобы узнать много нового и интересного на уроке и справиться со всеми заданиями!

Давайте вспомним правила посадки. Спину держим ровно, ноги вместе, локти лежат на столе, проверьте, чтобы у всех на парте был порядок. Молодцы! Теперь мы действительно готовы начать работать!

Выполнять задание вы будете в дорожных картах. Подпишите их, пожалуйста и мы начинаем!

-приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Ф

Сопровождающая презентация

Контроль со стороны учителя

-

К-развивают коммуникативную культуру, умение отвечать на поставленный вопрос;

-

Постановка учебной задачи

Умение формулировать тему, цель, задачи урока, составлять план по достижению цели и задач

Беседа, анаграмма, примем «Выбери»

Итак, ребята, для начала нам нужно узнать тему нашего урока, но для этого вам нужно отгадать загадку, слушайте внимательно!

Она ложь,

Но в ней намёк,

Добрым молодцам урок?

Что же это, ребята? Верно! Сказка! А что вы знаете о сказках?

А чтобы узнать название нашей сказки – разгадайте головоломку.

Все верно! Молодцы! Тема нашего урока…

Сформулируйте, пожалуйста цель урока, о чем мы сегодня узнаем?

Давайте составим план нашей работы на урок, чтобы ничего не забыть. Посмотрите на слайд, на нем уже есть пункты плана, но среди них есть и лишние. Выберите, пожалуйста, только те, которые нам с вами подходят.

Молодцы! План урока составлен и мы можем приступать к работе!


-слушают учителя, формулируют тему урока


-сказка




-Сказка о мертвой царевне и семи богатырях



-народные и авторские

-формулируют тему урока


-составляют план на урок

Ф

Сопровождающая презентация

Контроль со стороны учителя

-

К-развивают коммуникативную культуру, умение отвечать на поставленный вопрос;

-

Учебное действие

Осуществить оценивание достижимой цели с поставленной, оценить полученные знания на уроке

Беседа, чтение «Буксир», «план», заполни пропуски,

Как вы думайте, наша сказка народная или авторская?

Посмотрите на слайд и назовите ее автора.

Все правильно! Молодцы! «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» действительно написал великий русский поэт и писатель - Александр Сергеевич Пушкин.

Сейчас я предлагаю вам узнать некоторые факты о жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина и выполнить задание в дорожных картах.

Пока я читаю – ваша задача, работая в парах – заполнить пропуски в тексте. Но прежде, вспомним правила работы.

Все готовы работать? Тогда слушайте внимательно!

Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в большой семье.

Еще у него была няня — Арина Родионовна.

Она знала огромное количество сказок, которые

очень любил Пушкин. Они настолько запомнились ему, что позже он написал целую серию известных сказок: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и его работнике Балде» и многие другие.

Итак, ребята, давайте проверим, что у вас получилось с помощью документ-камеры, но прежде, вспомним правила работы с ней.

Отлично! Вы молодцы! Оцените себя в дорожных картах – если все верно – поставьте галочку, если 1-2 ошибки - ?, а если больше 3 - !. Поднимите руки те, кто справился с заданием. Молодцы! Вы очень внимательно слушали! Остальным – нужно быть внимательнее и тогда у вас все обязательно получится!

Итак, ребята, мы сегодня с вами прочитаем фрагмент из – Сказки А.С. Пушкина «О мертвой царевне»,

Посмотрите на название и скажите, о чем может быть эта сказка? Давайте узнаем!

Но прежде чем мы начнем читать, давайте разберем трудные и возможно незнакомые для вас слова и выражения, которые встретятся нам в этой сказке.

(разбор вместе с детьми):

Предположите, что обозначают эти слова из сказки:

Инда очи разболелись – так что глаза разболелись

Сочельник – вечер накануне Рождества

Перст – палец

Девичник – вечеринка, праздник.

Итак, ребята. Я буду читать вам 1 фрагмент сказки, а ваша задача – назвать ее главную особенность. Подсказка – это связано с тем, что А.С. Пушкин был поэтом. Слушайте внимательно:

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет-пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

Только видит: вьется вьюга,

Снег валится на поля,

Вся белешенька земля.

Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит.

Вот в сочельник в самый, в ночь

Бог дает царице дочь.

Рано утром гость желанный,

День и ночь так долго жданный,

Издалеча наконец

Воротился царь-отец.

На него она взглянула,

Тяжелешенько вздохнула,

Восхищенья не снесла,

И к обедне умерла.

Итак, какая же главная особенность этой сказки? Как она написана? Верно, в стихах! Ребята, а что мы узнаем из этого отрывка? Как вы думаете, что произойдет дальше?

Отлично! Слушайте дальше – ваше задание подчеркнуть строчки, в которых есть характеристика двух главных героинь.

Слушайте внимательно!

Долго царь был неутешен,

Но как быть? и он был грешен;

Год прошел как сон пустой,

Царь женился на другой.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

Первый фрагмент мы прослушали.

А теперь, слушайте внимательно второй, не забывайте подчеркивать характеристику образов героев:

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.

Итак, ребята, какие главные героини встретились? что мы узнали о царице? Какой она была? Внешность, черты характера?

Что мы узнаем о царевне? Все верно! Молодцы!

На слайде я вам предлагаю характеристику этих двух героинь, прочитайте ее и скажите, какой прием использует автор для создания сюжета с образами этих героинь, раз они противоположны друг другу? Все верно! Он действительно противопоставляет скромную добрую царевну – злой и вредной царице, которая даже несмотря на свою красоту оказалась ужасным человеком.

Ребята, скажите, какая наша сказка? Социально-бытовая, о животных или волшебная? Почему?

Все верно! Конечно, волшебная! И в ней есть волшебство.

Тогда давайте подумаем, какова же будет идея нашей сказки. На слайде есть ряд пословиц, выберите ту, которая отразит идею и объясните, почему. Молодцы! Все верно! Таким образом, сказка учит тому, что надо быть добрее к людям, помогать нуждающимся, не завидовать другим.


-авторская

- А.С. Пушкин










-слушают сведения об авторе, заполняют пропуски, оценивают свою работу.



















































- слушают фрагмент

-отвечают на вопросы





















































-о царице, как она ждала царя, родила ему дочь и т.д.










-зачитывают отрывки с характеристикой


















-сравнивают характеристику двух героинь – царицы и царевны






























-противопоставление


















-выбирают пословиц



Ф, П

Сопровождающая презентация, дорожная карта

Контроль со стороны учителя, самоконтроль

знают об особенностях сказки А. С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях», а также об отдельных фактах жизни и творчества писателя;

развивают умение называть основную мысль произведения, его главных героев;

Р - развивают умение оценивать результаты своей деятельности, в процессе выполнения практических заданий по рассказу;

П- развивают умение работать с текстом произведения, находить в нем ответы на поставленные вопросы;

К-развивают коммуникативную культуру, умение отвечать на поставленный вопрос;

Демонстрируют уважительное отношение к иному мнению, посредством включения в парную работу

Действие контроля и самооценки

Осуществить контроль знаний учащихся

Задание – тест

Ребята, мы сегодня с вами работали все вместе, вы работали в паре, а сейчас пришло время поработать самостоятельно!

Я предлагаю вам выполнить тест. Ваша задача – прочитать вопрос и дать только один верный вариант ответа. Можете начинать.

Давайте проверим вашу работу с помощью интерактивной доски – вспоминаем правила работы с ней. Все верно! Молодцы!

Оцените себя в дорожных картах – если все верно – поставьте галочку, если 1-2 ошибки - ?, а если больше 3 - !. Поднимите руки те, кто справился с заданием. Молодцы! Вы очень внимательно слушали на уроке!


-выполняют самостоятельную работу



















-оценивают свою работу.

Ф

Сопровождающая презентация, дорожная карта

Контроль со стороны учителя, самоконтроль

знают об особенностях сказки А. С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях», а также об отдельных фактах жизни и творчества писателя;

Р - развивают умение оценивать результаты своей деятельности, в процессе выполнения практических заданий по рассказу;

К-развивают коммуникативную культуру, умение отвечать на поставленный вопрос;

-

Действие оценки и самооценки

Подведение итогов урока

Беседа, самооценка «Движения»

Ребята, наш урок подходит к концу, и пора подвести итоги.

С какой сказкой мы сегодня знакомились?

Кто ее автор?

Чему учит нас эта сказка?

Все ли пункты плана мы выполнили?

Молодцы!

И в завершении я предлагаю вам оценить свою работу на уроке следующим образом:

Если вам было интересно и вы справились со всеми заданиями – сделайте руками волну, если возникли трудности, но вы с ними справились – треугольник. А если совсем не справились с заданиями – соедините руки в замок.

Ребята, вы все молодцы! Спасибо за работу!

-отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу на уроке.

Ф

Сопровождающая презентация

Контроль со стороны учителя, самоконтроль

-

Р - развивают умение оценивать результаты своей деятельности;

К-развивают коммуникативную культуру, умение отвечать на поставленный вопрос;

-