Мультимедийная презентация «С чего начинается Родина», видеоролик «С чего начинается Родина»;
Учебник, тетрадь, цветные карандаши.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 – 41 с. – Текст: непосредственный.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) – Текст: непосредственный.
3. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Шемшурина. – М. : Просвещение, 2014. – 159 с.: ил. – Текст: непосредственный.
1. Мотивация к учебной деятельности (3 минуты)
2. Выявление места и причина затруднений, постановка цели и задач. (5 минут)
3. Решение проблемы (22 минуты)
4. Физминутка (2 минуты)
5. Первичное закрепление (5 минут)
6. Инструктаж домашнего задания (3 минуты)
7. Рефлексия учебной деятельности (5 минут)
Этапы урока, задачи работы | Методы обучения и воспитания | Деятельность учителя, обучающихся | Планируемый результат |
1)Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность. | Методы развития познавательного интереса Формирование готовности к восприятию; Методы формирования ответственности и обязательности Предъявление педагогических требований; | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Лариса Олеговна, сегодня урок Основы светской этики проведу у вас я. - Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах лежит: учебник, цветные карандаши и пенал. Те, у кого есть все необходимые принадлежности – может присаживаться на свое место. - Хорошо. - Ребята, сейчас я предлагаю вам просмотреть видео и внимательно прослушать песню, которая в нем будет. - Смотря видео и слушая песню, подумайте, о чем это видео. - Ребята, о чем это видео? (о нашей родине) - Когда я просматривала это видео, и слушала песню у меня возникало чувство гордости за то место, в котором я живу. - А какие чувства и эмоции у вас возникали, когда вы слышали песню «С чего начинается Родина»? - Здорово ребята. Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать? | Личностные: демонстрируют интерес к учебной деятельности; смыслообразование. Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (понимают и принимают учебную задачу на разных этапах обучения; демонстрируют волевую саморегуляцию), коммуникативные УУД (выстраивают продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем, формулируют свое мнение), познавательных УУД (понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме). |
2) Выявление места и причины затруднений, постановка цели и задач. Задача: поставить цель урока, задачи урока в совместной деятельности с обучающимися. | Методы эмоционального стимулирования Поощрение и порицание Методы развития познавательного интереса Формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязательности Предъявление педагогических требований | - Значит, как у нас будет звучать тема урока? (С чего начинается Родина) - А как вы думаете, какая у нас будет цель урока? - Сегодня нам с вами предстоит узнать об особенностях нашей Родины, ее значимости в жизни каждого из нас. - Обратите внимание на слайд, давайте попробуем создать поэтапную последовательность 1 Познакомиться с понятием Родины; 2 Узнать об особенностях нашей Родины; 3 Вспомнить о символах нашей Родины; - И для того, чтобы нам с вами познакомиться с понятием «Родина», я предлагаю вам обратить внимание на слайд. - Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Роденъ (Родня). Он был посвящён богу Роду. - А что же такое Родина в вашем понимании? - Давайте сформулируем единое понятие, что же такое Родина, и запишем в тетрадь. *записывают в тетрадь* Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать. - Какие синонимы можно подобрать к слову Родина? (Отчизна, Отечество). - (Синонимы - это слова, которые различаются по написанию и звучанию, но близки по значению) - Почему мы её так называем? (Потому что это земля наших дедов и отцов). - Совершенно верно, ребята. - Получилось ли у нас с вами познакомиться с понятием «Родина»? - Здорово, давайте отметим этот пункт плана звездочкой. | Личностные: демонстрируют интерес к учебной деятельности; смыслообразование. Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (понимают и принимают учебную задачу на разных этапах обучения; демонстрируют волевую саморегуляцию; формулируют тему и цель урока совместно с учителем), коммуникативные УУД (умеют слушать и вступать в диалог, выстраивают продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем), познавательных УУД (понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме). Предметный: демонстрируют знания, что такое Родина; |
3) Решение проблемы Задача: найти пути решения проблемы и выбор способов их реализации. | Методы получения новых знаний Рассказ, Беседа Методы выработки учебных умений и накопления опыта Упражнения Методы эмоционального стимулирования Создание ситуации успеха, Поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности Предъявление педагогических требований | - Каждый из нас понимает, что Родина – это бесценно! А с чего же она начинается? Какие особенности существуют у нашей Родины? Сегодня нам с вами это предстоит выяснить. - Знаете ребята, лично для меня Родина начинается с семьи. Для меня это самые родные люди, рядом с которыми я чувствую себя в безопасности. - А с чего начинается Родина для вас? (ответы детей) - Почему говорят, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому? (ответы детей) - Верно ребята, потому что Родина – это то самое место, где рядом с нами находятся родные люди. А самые близкие люди в нашей жизни – это наша семья. Самое уютное место в нашей жизни – это наш дом. - Ребята, а как вы считаете, может ли наша Родина начинаться с природы… или с достопримечательностей, которые находятся на территории нашей малой Родины, нашего города? - А какие достопримечательности на территории нашей малой Родины, вы можете назвать? - Хорошо, спасибо. Обратите внимание на слайд. - И это лишь малая часть тех достопримечательностей, которые находятся на территории нашего города. - Ребята, просмотрев сейчас необычные места в нашем городе, как вы считаете, какая самая главная особенность существует на территории России? - Самая главная ценность России - это простые люди, которые проживают на её территории, люди-труженники, защитники своего Отечества. Еврей и тувинец, бурят и удмурт, Русский, татарин, башкир и якут- Разных народов большая семья, И этим гордиться должны мы, друзья. Россией зовется общий наш дом, Пусть будет уютно каждому в нём. Любые трудности мы осилим, И только в единстве сила России. – Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. - Давайте запишем к себе в тетрадь, под диктовку. Россия — единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. - Так же, в Конституции Российской Федерации указано: “...государство гарантирует равенство, право и свободу человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям”. - И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять. Уважать каждого человека, вне зависимости от его национальности, или каких – либо индивидуальных особенностей. Каждый из нас равен и имеет право на свободную счастливую жизнь. | Личностные: демонстрируют формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (понимают и принимают учебную задачу на разных этапах обучения; осуществляют контроль своих действий; демонстрируют волевую саморегуляцию), коммуникативные УУД (умеют слушать и вступать в диалог, выстраивают продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем, формулируют свое мнение, допускают возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с их собственной), познавательных УУД (осуществляют запись (фиксацию) информации; понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; умеют классифицировать понятия; владеют навыками смыслового чтения текстов). Предметные: знают, что такое Родина, понимают и принимают такие ценности, как: Отечество, нравственность, основы культурных традиций многонационального народа России; |
Физминутка Задача: снятие мышечной усталости, переключение на другой вид деятельности. | Методы эмоционального стимулирования Поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности Предъявление педагогических требований | - Ребята, я вижу, что вы устали, поэтому предлагаю немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. Встаньте так, чтобы не мешать друг другу. - Сейчас прикоснитесь левой рукой к носу, а правой к левому уху. Теперь поменяйте руки: правая рука на носу, а левая на правом ухе. Теперь снова меняем: левая на носу, правая у левого уха. - Снова меняем. - Делайте с той скоростью, с которой у вас получается. - У многих очень хорошо и быстро получается, замечательно. - Давайте продолжим работу, присаживайтесь. | Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (демонстрируют волевую саморегуляцию) |
3) Решение проблемы Задача: найти пути решения проблемы и выбор способов их реализации. | Методы получения новых знаний Рассказ, Беседа Методы эмоционального стимулирования Поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности Предъявление педагогических требований, Формирование понимания личностной значимости | - Ребята, какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете? - Сейчас я предлагаю вам выполнить задание в парах. Каждой паре я выдам конверт с цифрой – это будет номер вашей пословицы. Так как всего у нас 7 пословиц, у 2 пар будут одинаковые пословицы. - Вам необходимо будет соединить части пословицы из предложенных фрагментов, запишите их себе в тетрадь и устно поясните их смысл. - На выполнение данного задания у вас есть 3 минуты. Родина краше солнца, дороже золота. Чужой земли не хотим, а своей не отдадим. На чужой стороне Родина милей вдвойне. Человек без Родины - соловей без песни. В большой стране Тот герой, кто за Родину горой. Если дружба велика - будет Родина крепка. Много стран прошел, а добро лишь на Родине нашел. - Давайте будем проверять, что у вас получилось. - Отлично, молодцы! – Исходя из вышесказанных пословиц, какой вывод мы можем сделать? - Верно, мы должны любить свою Родину, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту и, конечно же, хорошо знать историю своей страны. Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нём ничего. - Наша Россия уникальна. И нет другой такой страны во всём мире! - И сейчас, я предлагаю вам поработать с учебником. - Откройте его на 143 странице и найдите раздел «Практические и творческие задания». - У каждого из нас есть свои любимые цветы, которые ассоциируются у нас с приятным событием, напоминают вам Вашу родину. - Сейчас я предлагаю вам нарисовать ваши любимые цветы, которые живут у нас на Родине. - На выполнение этого задания я даю вам 5 минут, зачем, по желанию вы сможете представить свою работу и рассказать, почему именно этот цветок является любимым для вас. - Отлично, закончили, у кого есть желание представить свою работу? - Хорошо, спасибо. Получилось ли у нас с вами узнать про особенности нашей Родины? - Отлично, давайте выполним следующую задачу звездочкой. | Личностные: демонстрируют формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (понимают и принимают учебную задачу на разных этапах обучения; осуществляют контроль своих действий; демонстрируют волевую саморегуляцию), коммуникативные УУД (умеют слушать и вступать в диалог, выстраивают продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем, формулируют свое мнение, допускают возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с их собственной), познавательных УУД (осуществляют запись (фиксацию) информации; понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; умеют классифицировать понятия; владеют навыками смыслового чтения текстов). Предметные: знают, что такое Родина, понимают и принимают такие ценности, как: Отечество, нравственность, основы культурных традиций многонационального народа России; |
4) Первичное закрепление Задача: организовать закрепление способа действия при решении типовых задач. | Методы закрепления и повторения изученного материала Беседа Методы эмоционального стимулирования Поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности Предъявление педагогических требований, Формирование понимания личностной значимости, Беседа. | - Ребята, мы сегодня с вами много говорили об особенностях нашей Родине, и так мало сказали о том, а какая символика существует у нас на Родине? – Символы — это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер. - Какие символы вы знаете? – В нашей стране к государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Есть они и у нашей Родины. - Отношение к символам — это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов — это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции. - Ребята, поднимите руку те, кто знает Гимн Российской Федерации наизусть? - А как вы думаете, для чего нам важно знать гимн? - Верно, это важный символ нашей Родины. - Здорово, сейчас я выдам текст тем, кто не знает слова, и я предлагаю вам исполнить его всем вместе, дружно, как одна большая семья. *включаю гимн, поем все вместе* - Отлично, считаю, что у вас отлично получилось справиться с этим заданием. - А сейчас я предлагаю выполнить вам интересное задание. - Составьте из предложенных фрагментов государственный флаг России, это задание вы выполняете в четверках. - Пока двое человек собирают флаг, остальная пара думает над тем, почему наш флаг состоит именно из этих цветов, что они означают? - На выполнение этого задания у вас есть ровно минута. - Давайте будем проверять. Внимание на слайд. - Отлично, и можем ли отметить третью задачу как выполненную? - Здорово! | Личностные: демонстрируют формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (понимают и принимают учебную задачу на разных этапах обучения; демонстрируют волевую саморегуляцию; адекватно воспринимают оценку учителя), коммуникативные УУД (умеют слушать и вступать в диалог, выстраивают продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем, формулируют свое мнение, допускают возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с их собственной), познавательных УУД (понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме). Предметные: знают, что такое Родина, понимают и принимают такие ценности, как: Отечество, нравственность, основы культурных традиций многонационального народа России; |
5) Инструктаж домашнего задания Задача: дать информацию и инструктаж по домашнему заданию. | Методы получения новых знаний Беседа Методы формирования ответственности и обязательности Предъявление педагогических требований. | Сейчас давайте откроем дневники, чтобы записать домашнее задание. Дома вам нужно будет поработать с учебником и выполнить задание на 143 странице в разделе «Домашнее задание». - Написать в своей рабочей тетраде рассказ о своей Родине. Он должен состоять минимум из 5 предложений. Тоесть больше 5 предлодений можно, меньше – нельзя. В своем рассказе вы можете описать что для вас является Родиной, какие особенности Родины вас привелекают больше всего, можете перечислить свои любимые достопримечательности и при желании, поделиться: какие чувства вы испытываете, когда слышите слово «Родина». | Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (демонстрируют волевую саморегуляцию), коммуникативные УУД (умеют слушать и вступать в диалог), познавательных УУД (осуществляют запись (фиксацию) информации). |
6) Рефлексия учебной деятельности Задача: оценить результаты деятельности. | Методы эмоционального стимулирования Создание ситуации успеха Методы формирования ответственности и обязательности Предъявление педагогических требований, Формирование понимания личностной значимости. | - Ребята, давайте вспомним какая была тема нашего урока? - А как звучала цель нашего урока? - Получилось ли у нас с вами узнать об особенностях нашей Родины, ее значимости в жизни каждого из нас? - А что мы для этого делали? - Верно, и сейчас я предлагаю вам открыть учебник на странице 143, найти блок практические и творческие задания и обратить внимание на 3 пункт. - В нем вам необходимо продолжить фразу. «Для меня Родина – это…» - Сейчас каждый из вас подумает и ответит на этот вопрос. - Кто хочет с нами поделиться тем, как он продолжил эту фразу? - Хорошо. Спасибо вам большое за урок! До свидание! | Личностные: демонстрируют интерес к учебной деятельности; смыслообразование. Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (понимают и принимают учебную задачу на разных этапах обучения; демонстрируют волевую саморегуляцию; адекватно воспринимают оценку учителя), коммуникативные УУД (умеют слушать и вступать в диалог, выстраивают продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем) |