Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Метод мотивации деятельности | -Солнце поднимается, Утро начинается, Город просыпается, А в городе просыпаются жители… - Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо. - Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок. - Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится! А если не у всех хорошее настроение тогда сказать: Я думаю, что сегодня на уроке мы с вами можем поднять его. | Приветствуют учителя Слушают стихотворения Показывают смайлик | Ф | Презентация, раздаточный материал | | Мотивация на деятельность | Уважительное отношение к учителю |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Метод актуализации знаний | Откроем тетрадь, положим ее под правильным углом, возьмем ручку и запишем красиво сегодняшнюю дату, классная работа - Прочитайте слова, записанные на экране. - Какой частью речи они являются? - Почему вы так решили? - Как можно разделить данные существительные на две группы? (Одушевлённые неодушевленные) - Какие существительные называются одушевлёнными? - Какие существительные называются неодушевлёнными? -распределите самостоятельно в первый столбик неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные. - Оцените правильность выполнения «смайликом» - Молодцы, с этим заданием справились. | солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок именем существительным обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что? одушевлённые и неодушевлённые | Ф, И | Презентация | Демонстрирует знания об одушевленных и неодушевленных именах существительных | Умение самоконтроля | |
3. Выявление места и причины затруднений | организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Метод проблемного обучения | (на слайде: Настя, Динара, Артем, Иван, Бобик, Елабуга, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город, Камышлов, утро) Посмотрите на экран, вы видите записанные имена существительные. Выберите из них •название городу, •имя мальчику, •имя девочке, •кличку щенку. - Почему эти слова написаны с заглавной буквы? - Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем, что - то новое об этих словах. | название городу, Елабуга, Камышлов имя мальчику, Иван, Артем, имя девочке, Настя, Динара кличку щенку. Рыжик Бобик | Ф | Презентация | | Умение анализировать информацию | |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). | формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. | Метод проблемного обучения Метод постановки цели и задач | Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах. Вспомните правила работы в парах и приступайте. Распределите слова по группам – • имя человека, • отчество, • фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - другую. - Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик? - Какие слова не попали ни в один из этих столбиков? Почему? (на слайде таблица) - А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание. - Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов в первых трёх столбиках от слов в последнем столбике? - Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков? - Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными. - Попробуйте назвать тему нашего урока. - Поставьте цель урока. На слайде вы видите пункты плана для достижения нашей цели, но они перепутаны, ваша задача восстановить план | Выполняют задание Аня, Миша Петрович, Ивановна Кузнецов, Попов Ученик, дом Оценивают свою работу Смотрят на таблицу Высказывают предположения Собственные и нарицательные имена существительные Узнать какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными 1) узнать, что такое собственные и нарицательные имена существительные 2) узнать, как пишутся собственные и нарицательные имена существительные 3) научиться писать собственные и нарицательные имена существительные | Ф, П | Презентация, раздаточный материал | Информирование о собственных и нарицательных именах существительных | Умение работать в парах | Уважительное отношение друг к другу |
5. Реализация построенного проекта | ученики сами создают проект выхода из проблемной ситуации и пробуют применить его на практике. | Практический метод (упражнения) | А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»? - Для того, чтобы это узнать, я предлагаю вам посетить занятие Лесной школы и вместе с ее героями получить новые знания! Что вы узнали из просмотренного видеоролика? - С какой буквы пишутся имена собственные? - А все остальные – несобственные? - В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные? - Прочитаем сведения о языке в учебнике на странице 52. Для того чтобы убедиться в правильности наших мыслей. - А у кого еще может быть своё собственное имя? - Правильно • клички животных, • названия рек, • городов, • улиц – это тоже имена собственные. Приведите примеры собственных имён существительных. - Прочитаем сведения о языке в учебнике на странице 53. Для того чтобы более точнее выяснить что такое нарицательное имя существительное - Какие существительные мы называем нарицательные? - С какой буквы они пишутся? Физминутка Рано утром в парк ходили, Там снеговика лепили. А потом с горы катились, Веселились и резвились. В Катю бросили снежком, В Марину бросили снежком, В Варю бросили снежком. Получился снежный ком. Холодно гулять зимой, Побежим скорей домой! - Встретились ли в словах физминутки собственные имена существительные? - назовите их - правильно | - Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас. С заглавной имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени. Катя, Марина, Варя | Ф, И | Презентация, раздаточный материал, видеоролик, учебник | Получены знания о собственных и нарицательных именах существительных | Умение контролировать свою деятельность | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | Словесный (беседа) | - А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные. - Снова посмотрите на слайд, вы видите записанные имена существительные. Вам необходимо прочитать их и определить, какое оно – собственное или нарицательное и объяснить почему. - Какие существительные мы называем собственные? С какой буквы они пишутся? - Какие существительные мы называем нарицательные? С какой буквы они пишутся? | Слушают учителя, отвечают на вопросы : Настя, Динара, Артем, Иван, Бобик, Камышлов, Елабуга, Рыжик, С заглавной Все оставшиеся Со строчной | Ф, И | Презентация, раздаточный материал | | мение высказывать свою точку зрения | |
7. Включение в систему знаний повторение | повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Словесный (беседа) | - Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным. - Где в жизни мы встречаемся с именами собственными? Для того чтобы закрепить наши знания выполним упражнение со слайда Прочитайте предложения. Выберите из скобок нужную букву и запишите предложения без ошибок В небе летит воздушный (Ш,ш)арик. Дом охраняет (Ш,ш)арик. На девочке надета (Б,б)елая блузка. Мы плывем по реке (Б,б)елая Проверим данное задание со слайда Если у вас все правильно, то можете поставить на полях отметку «5», одна-две ошибки – «4», две-три – «3» | клички животных, названия рек, городов, улиц | Ф | | Демонстрирует знания о собственных и нарицательных существительных | Умение высказывать свою точку зрения | |
8. Рефлексия УД на уроке | самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | Метод рефлексии | - Ребята, оцените свою работу на уроке с помощью слов, записанных на слайде. Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)… научился … могу похвалить себя и одноклассников за …. | Оценивают свою деятельность на уроке | Ф | Презентация | | Самооценка своей деятельности | Уважительное отношение друг к другу |
Приложение 3: «Фотография» (модель оформления) записей в тетради и др.