Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 комбинированного вида»
(«Детский сад №12»)
623418,Свердловская область, г. Каменск-Уральский ,ул. Лесная 10 е-mail: dou_12_ku@mail.ru; сайт : http://detsad12.gorodku.ru
Конструкт занятия
в группе детей старшего дошкольного возраста
Тема:
«Юные пожарные спешат на помощь»
Составила: воспитатель ВКК
Попова Елена Владимировна
г. Каменск-Уральский
2025г.
Конструкт занятия
в группе детей старшего дошкольного возраста
Группа: компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Приоритетная образовательная область: «художественно-эстетическое развитие».
Интегрируемые области: «социально – коммуникативное развитие» , «познавательное развитие», «речевое развитие»
Тема: «Юные пожарные спешат на помощь»
Форма организации занятия: фронтальная, групповая.
Методы организации занятия:
- игровые (двигательные)
- коммуникативные (диалог обучения; опрос – диалог)
- наглядные методы (наблюдение)
- практические методы (проблемно – практические)
Учебно-методический комплект: - Примерная адаптированная основная образовательная программа
для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Автор учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС-2019
- Примерная адаптированная основная образовательная программа детей с тяжелыми нарушениями речи (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17)
Виды деятельности: игровая, конструктивная, двигательная, продуктивная, коммуникативная.
Цель: способствовать формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи |
Обучающие | 1. Расширить знания детей о правилах вызова специальных служб в случае пожарной опасности и познакомить с номером телефона службы спасения « 1-1-2» |
2. Закрепить знания детей об опасности огня и его свойствах, о причинах возникновения пожара и правилах пожарной безопасности |
3. Продолжать формировать орудийные действия, необходимые для аппликации. |
4. Развивать умение создавать сюжетные композиции в технике аппликации, дополнять их деталями, развивать пространственную координацию (умение располагать детали на листе) |
5. Обогащать словарь: безопасность, транспорт специального назначения, пожарная машина с выдвижной лестницей, единая служба спасения 1-1-2. |
6. Учить выделять и называть отдельные части пожарной машины: кабина с номером 01, кузов, пожарная лестница (выдвижная), колеса. |
Коррекционные (с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы с ТНР): | 1.Продолжать совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно; 2.Продолжать развивать связную речь и диалогическую речь; 3.Продолжать развивать умение планировать, ставить цель, оценивать результат своей деятельности; 4.Продолжать развивать общую моторику и общие речевые навыки (голос, выразительность речи), развивать навыки самоконтроля за речью. |
Развивающие | 1. Развивать мыслительную активность (с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли), умение наблюдать, анализировать, делать выводы. |
2. Развивать произвольные познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение. |
3.Способствовать расширению кругозора и формированию познавательного интереса у детей старшего возраста. |
4. Развивать умение осуществлять компоненты деятельности: выполнение деятельности в соответствии с поставленной целью, самоконтроль, самоанализ, самооценку в процессе игрового замысла, анализа достижения игровой цели. |
5. Развивать умение анализировать, оценивать достижение игровой личностно-значимой цели в процессе рефлексии результатов совместной деятельности. |
6. Развивать умение общаться во время дискуссии, решать проблемные ситуации, объясняя свой выбор |
7.развивать готовность к совместной деятельности со сверстниками. |
8. Формировать у детей представления о необходимости действовать в случае опасности, ориентироваться в проблемных ситуациях. |
Воспитательные | 1. В процессе выполнения коллективной работы в аппликации, создавать условия для возникновения доброжелательных отношений и взаимодействия детей в совместной деятельности. |
2. Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности. |
3.Способствовать снятию речевого негативизма, воспитывать у детей потребность в речевом общении, формировать адекватную оценку своих возможностей. |
4.Воспитывать ответственность за свои поступки. |
Планируемый результат:
- Устанавливает простейшие связи между предметами, делает обобщения.
-Проявляет устойчивый интерес к игровой ситуации.
-Эмоционально откликается на предложенную ситуацию, проявляет любознательность.
-Умеет договариваться со сверстниками, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве, роли в игре, стремится конструктивно с помощью речи решать спорные ситуации.
-Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения.
-Имеет представления об основных правилах пожарной безопасности.
-Знает алгоритм действий при возникновении пожара, номер пожарной службы и номер единой службы спасения.
-Проявляет интерес к продуктивной деятельности.
-Владеет представлениями о правилах пользования ножницами.
-Умеет конструировать пожарную машину из вырезанных деталей.
-Проявляет активность, творчество в выполнении аппликации, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи.
-Проявляет умение слушать и делать выбор; владеет навыками общения и взаимодействия при выполнении работы.
-Проявляет способность планировать и согласовывать свои действия.
-Владеет способами выполнения задания по образцу, последовательной инструкции и показу педагога.
-Владеет приемами самооценки собственной деятельности.
Предварительная работа (приложение №1)
1. Презентация – « Огонь друг-огонь враг»
2.Просмотр мультфильмов - «Пожар» (С.Я. Маршак), "Кошкин дом» (С.Я. Маршак) ,Чуковский «Путаница»
3.Чтение «Рассказ о неизвестном герое» С.Я.Маршак
4.Рассматривание иллюстраций по теме « Безопасность дома », «Безопасность в лесу»
5.Организация игровой ситуации «Пожарыч»
6.Драматизация « Кошкин дом » (костюмированная)
Приложение №2
Оборудование: Г. Остер « Вредные советы»- отрывок о пожаре.
Демонстрационный материал: картинка пожарной машины, фланелеграф, детали пожарной машины (для составления образца на фланелеграфе ) 1 комплект, карточки с номером 01; 02; 03; 04, 1-1-2.
Раздаточный материал: - «Языки огня» 6 штук, цифры от 0 до 4(1,1,1,2,3,4,0)- количество комплектов -6шт), полоски с цифрами 6 штук.
Материал для аппликации: разносы для детей с деталями ( частями) пожарной машины (разных цветов), фото детей (сюрпризный момент), ножницы, клей, салфетки, ватман с аппликацией горящего дома (языки пламени прикрепляются отдельно)- сельский дворик.
Подведение итогов: Оформление коллективной работы.
Результат: Фотоотчет для родителей и гостей группы.
Оформление стендовой информации для родителей по ОБЖ (создание листовки и макета «пожарного щита»)
Принципы дошкольного образования (ФГОС): Принципы воспитания:
- развитие личности и формирование творческой индивидуальности;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- вовлечение детей в активную сознательную развивающую деятельность;
- опора на положительные стороны воспитанника; - воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
- принцип природосообразности;
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип индивидуализации.
Методы воспитания:
-метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа, художественное слово, музыкальное;
-методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение, игровая ситуация.
Методы обучения:
-методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности: словесные, объяснение, наглядные, практические, мультимедийные;
-методы по уровню включения в продуктивную деятельность: частично-поисковый, объяснительно - иллюстративный;
-методы целостного подхода к деятельности: методы контроля и самоконтроля;
-методы психических функций – создание проблемной ситуации.
Ход деятельности.
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
1 этап: Мотивационно-целевой 2 этап Актуализация знаний | «Дети, нам сегодня пришло письмо: Спички- лучшая игрушка для скучающих детей Папин шарфик, мамин паспорт – вот и маленький костер. Если взрослые куда-то спички спрятали от вас, обьясните им, что спички для пожара вам нужны. От кого же это письмо? «Это может нам прислать только кто-то очень вредный. Кто это может быть? Это Шапокляк. Странные советы дает нам старуха Шапокляк. Дети, что может случиться, если мы с вами будем следовать вредным советам старухи Шапокляк?» «Кроме того, что нам посоветовала Шапокляк, кто знает другие причины возникновения пожара? А нам пожары нужны? Их можно избежать. Если соблюдать настоящие правила пожарной безопасности. Какие правила нужно соблюдать?» | Предлагает выслушать текст письма, вводит в игровую ситуацию Задает вопросы стимулирующие процесс мышления Проявляет уважение к детским высказываниям. | (Дети собрались в «стайку» и слушают «Вредные советы» Г. Остера) | Появляется внутренняя потребность включения в деятельность Ищет, находит решение. Проявляет речевую активность. Проявляет любознательность. Знает правила по пожарной безопасности. Проявляет речевую активность. Выстраивает полный ответ, предложение. |
Дети высказывают свои предположения. Выстраивают полный ответ, предложение. Предполагаемые ответы детей «Может произойти пожар». Дети называют причины возникновения пожара Нет. Дети перечисляют правила по пожарной безопасности |
| (На телефоне звучит сирена). «Прозвучал сигнал, что случилось? » В сельском домике возник пожар» «Что нужно сделать, чтобы помочь в этой ситуации? Как вызвать пожарных? Правильно, нужно набрать правильный номер» «Здесь у меня номера специальных служб. Кто может найти номер телефона вызова пожарной службы? (на стенде прикреплены карточки с номерами вызова специальных служб 01,02,03,04) (приложение №2) Остались ещё три номера, кто знает кого мы ещё можем вызвать на помощь?» | Включает пожарную сирену Вывешивает плакат с загоревшимся домом, языки пламени прикрепляет отдельно Создает проблемную ситуацию. (приложение №2) Предлагает выбрать карточку с нужным номером. Способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы. | Дети высказывают свои предположения. Дети наблюдают за действиями педагога. Дети отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение. Выражают собственные суждения. Предполагаемые ответы детей: - Набрать номер телефона - Вызвать пожарных. Нужно 01 набрать и пожарных вызывать. Знает каждый гражданин- пожарный номер-01 Дети (или ребенок) выбирают карточку с номером пожарной службы из предложенных спец. номеров. Дети выбирают номера подходящей службы и называют. | Находится в игровом сюжете. Продолжает проявлять любознательность Знает алгоритм действий при возникновении пожара. Знает номер пожарной службы. |
3 этап: Информационно-аналитический. | «Во время пожара может пострадать человек или произойти взрыв газа, тогда нужно вызвать не только пожарных, но и другие специальные службы. Как мы можем поступить, чтобы помощь прибыла вовремя? Для этого существует номер 1-1-2 и его нужно набрать по телефону, это номер единой службы спасения. Набрав этот номе, все необходимые службы узнают о случившемся и вовремя будут, чтобы оказать помощь. Сейчас мы с вами его соберём и постараемся запомнить». «Огонь иногда очень хитер и коварен. Что может произойти, если подует ветер? Из маленького безобидного он может превратиться в большой и опасный. Чтобы этого не случилось, вам нужно найти огоньки, которые находятся у нас в группе». Подвижная игра « Найди огонек» Игра заключается в следующем: в группе заранее прячутся огоньки (приложение №2), Дети ищут огоньки и приносят их воспитателю. «Какие молодцы, нашли все огоньки и не дали огню разгореться». «Дети посмотрите на наш домик, здесь горит огонек, он не потушен » «Кто может потушить пожар?» «На чем они приезжают?» «Сейчас мы с вами составим пожарную машину. Мне нужны 2 помощника. Из каких частей состоит машина?» «Перед вами лежат такие же части пожарной машины как и на фланелеграфе, но они из бумаги и оборудование для аппликации. Каждый из вас составит свою пожарную машину и мы потушим горящий дом. Чтобы быстрее потушить пожар, машины могут подъехать с разных сторон к дому». «У каждого из вас есть своя пожарная машина, которая стремится потушить пожар, но какого отличительного знака не хватает на наших машинах?» «Но прежде, чем мы с вами будем работать, давайте вспомним, как правильно нужно работать с ножницами Сюрпризный момент: «А теперь я хочу познакомить вас с нашими юными и очень отважными пожарными?» | Создает проблемную ситуацию. Задаёт вопросы. Побуждает детей на высказывание. Предлагает карточки с отдельными цифрами Знакомит с номером телефона единой службы спасения: 1-1-2 Просматривает выполненное задание и поощряет деятельность детей | Отвечают на вопросы, предлагают свои варианты ответов Проявляют речевую активность. Выстраивают полный ответ, предложение. Дети называют и запоминают номер единой службы спасения:1-1-2 Дети собирают номер единой службы спасения на стенде из предложенных цифр и проговаривают его. | Проявляет интерес к совместной деятельности со взрослым и остальными детьми. |
Задает вопросы. Побуждает детей на высказывание. Педагог хвалит детей за собранные «огоньки» и предлагает занять свободные места за столом. Педагог обращает внимание на плакат, где «горит огонек». Побуждает детей на высказывание. Предлагает составить пожарную машину на фланелеграфе Достает фланелеграф и детали пожарной машины (приложение №2) вызывает по желанию 2 детей. Педагог хвалит детей за составленную машину и предлагает занять свои места за столом. | Дети вспоминают о свойствах огня и отвечают на вопросы, предлагают свои варианты ответов. (предполагаемые ответы) -огонь легкий, он может перелететь на другие дома, деревья, траву. -из маленького огонька может разгореться очень быстро большой пожар Дети ищут огоньки и приносят их воспитателю. Дети проходят к столу и садятся на свободные места. Отвечают на вопросы, предлагают свои варианты ответов Предполагаемые ответы детей: Пожарные… На машине… Выходят по желанию. Дети проговаривают части машины (кабина с номером 01, кузов, пожарная лестница (выдвижная), колеса) и на фланелеграфе составляют пожарную машину из предложенных деталей, с номером 01. | Дети применяют ранее полученные знания Дети вовлечены в процесс деятельности Применяют ранее полученные знания Проявляет умение слушать, понимать инструкцию взрослого. Владеет способами выполнения задания по образцу. Умеет конструировать пожарную машину из вырезанных деталей Владеет способами анализа и синтеза при сравнении двух объектов Дети проявляют радостные эмоции, узнавания |
Педагог обращает внимание детей на лежащие рядом с каждым разносы с частями пожарной машины Раскладывает плакат на столе с горящим домом (приложение №2) Педагог организует деятельность детей, в которой целенаправленно осуществляются действия с оборудованием для аппликации в соответствии с знаниями и опытом детей. Педагог хвалит детей за составленные вокруг «горящего дома» пожарные машины и предлагает сравнить с образцом (нет на составленных машинах детей номера 01). После полученных ответов педагог предлагает вспомнить правила работы с ножницами, а затем вырезать полоски с цифрами и наклеить номер на машину - 01 (приложение №2) Педагог достает фотографии детей на 2-х стороннем скотче и предлагает их наклеить каждому в окно своей кабины у пожарной машины | Дети вспоминают правила работы с оборудованием для аппликации (кисточки, клей, салфетки) Конструируют, приклеивают детали на общий фон Дети сравнивают с образцом на фланелеграфе и анализируют находят отличи предлагают свои варианты исправления ситуации (нарисовать, наклеить…) Дети вспоминают правила работы с ножницами, а затем вырезают и наклеивают недостающий номер на машину. Дети наклеивают фотографии в «окна» кабин своих пожарных машин. |
Педагог убирает «огонек», хвалит детей за составленные пожарные машины и за взаимодействие друг с другом во время выполнения аппликации. Располагает коллективную работу на стенде и предлагает детям подойти к нему , чтобы оценить результат своей деятельности Предлагает высказаться каждому. | Предполагаемые ответы детей «Да, мы вовремя пришли на помощь…» Делятся впечатлениями. Рассматривают коллективную работу оценивают и высказывают свои мнения. Обобщают Проявляют способность к критическому мышлению | Владеет приемами самооценки собственной деятельности Умеет адекватно оценивать свою деятельность |
4 этап: Рефлексивно-аналитический | «Дети как вы считаете, мы пришли вовремя на помощь? Огонь помогли потушить?» Кто узнал что-то новое для себя? - Выполнили все что хотели и самостоятельно? - Довольны ли вы своей работой? - Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше? |
5 этап: Открытость | «Ребята, мы с вами повторили правила пожарной безопасности, которые, я надеюсь, вы будете не только всегда помнить, выполнять их ,но и оперативно реагировать в случае опасности. Я предлагаю в дальнейшем создать макет пожарного щита и наклеить номер не только 01 , но и …1-1-2 номер единой службы спасения, а также создать листовку из нашего плаката». | Создает перспективу на деятельность. | Дети проявляют заинтересованность. | Осознает область применения знаний о пожарной безопасности. Получил новые знания об объекте действительности. Познавательная деятельность приобретает личностно значимый характер. |