СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструктивизм в разных видах искусства

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит информационный и иллюстративный материал по теме.

Просмотр содержимого документа
«Конструктивизм в разных видах искусства»

Конструктивизм

Конструктивизм

Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу «конструирования» окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее целесообразных конструкций, простоту и утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми .

Эстетика конструктивизма во многом способствовала становлению современного художественного конструирования. На основе разработок конструктивистов (А. М. Родченко, А. М. Гана и других) создавались удобные в пользовании и рассчитанные на массовое производство новые типы посуды, арматуры, мебели; художники разрабатывали рисунки для тканей (В. Ф. Степанова, Л. С. Попова) и практичные модели одежды (Степанова, В. Е. Татлин). Конструктивизм сыграл заметную роль в развитии плакатной графики (фотомонтажи братьев Стенбергов, Г. Г. Клуциса, Родченко) и конструирования книги (использование выразительных возможностей шрифта и других наборных элементов в работах Гана, Л. М. Лисицкого и др.). В театре традиционные декорации конструктивисты заменяли подчинёнными задачам сценического действия «станками» для работы актёров (работы Поповой, А. А. Веснина и др. над постановками В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова). Некоторые идеи конструктивизма были воплощены в изобразительном искусстве.

Эстетические идеалы конструктивистов – в массовое производство! Приверженцы конструктивизма стремились к революционному переустройству жизни, объединению личного и общественного бытия, внедрению производственного искусства в жизнь и быт, провозгласили новые эстетические идеалы, такие как простота, демократичность, утилитаризм предметного мира. Теория производственного искусства, основанная на принципах функциональности и лаконичной выразительности объекта, удобного для массового производства, дала огромный толчок развитию всевозможных форм дизайна – художественному конструированию предметов обихода, созданию новых тканей, рабочей одежды, плакату, книжной графики, фотоискусству, театрально- оформительскому искусству.

Эстетические идеалы конструктивистов – в массовое производство!

Приверженцы конструктивизма стремились к революционному переустройству жизни, объединению личного и общественного бытия, внедрению производственного искусства в жизнь и быт, провозгласили новые эстетические идеалы, такие как простота, демократичность, утилитаризм предметного мира. Теория производственного искусства, основанная на принципах функциональности и лаконичной выразительности объекта, удобного для массового производства, дала огромный толчок развитию всевозможных форм дизайна – художественному конструированию предметов обихода, созданию новых тканей, рабочей одежды, плакату, книжной графики, фотоискусству, театрально- оформительскому искусству.

АРХИТЕКТУРА В художественной культуре России 20-х годов архитекторы –конструктивисты опирались на возможности современной строительной технологии. Они достигали художественной выразительности композиционными средствами, сопоставлением простых, лаконичных объемов, а также эстетическими возможностями таких материалов, как металл, стекло, дерево. Конкурсный проект здания московского филиала газеты «Ленинградская правда» Дом Культуры ЗИЛ

АРХИТЕКТУРА

В художественной культуре России 20-х годов архитекторы –конструктивисты опирались на возможности современной строительной технологии. Они достигали художественной выразительности композиционными средствами, сопоставлением простых, лаконичных объемов, а также эстетическими возможностями таких материалов, как металл, стекло, дерево.

Конкурсный проект здания московского

филиала газеты «Ленинградская правда»

Дом Культуры ЗИЛ

Изобразительное искусство Л.С.Попова. Пространственно-силовая конструкция.1921. Художники этого направления (В. Татлин, А. Родченко, Л. Попова, Э. Лисицкий, В. Степанова, А. Экстер), включившись в движение производственного искусства, стали основоположниками советского дизайна, где внешняя форма непосредственно определялась функцией, инженерной конструкцией и технологией обработки материала. Л.С.Попова. Живописная архитектоника.1918. В живописи принципы конструктивизма осуществлялись в двухмерном пространстве: абстрактные формы и структуры располагались на плоскости наподобие архитектурного чертежа, напоминая элементы машинной технологии.

Изобразительное искусство

Л.С.Попова.

Пространственно-силовая

конструкция.1921.

Художники этого направления (В. Татлин, А. Родченко, Л. Попова, Э. Лисицкий, В. Степанова, А. Экстер), включившись в движение производственного искусства, стали основоположниками советского дизайна, где внешняя форма непосредственно определялась функцией, инженерной конструкцией и технологией обработки материала.

Л.С.Попова.

Живописная архитектоника.1918.

В живописи принципы конструктивизма осуществлялись в двухмерном пространстве: абстрактные формы и структуры располагались на плоскости наподобие архитектурного чертежа, напоминая элементы машинной технологии.

Театральное искусство В оформлении театральных спектаклей конструктивисты заменили традиционную живописную декорацию трансформируемыми установками-

Театральное искусство

В оформлении театральных спектаклей конструктивисты заменили традиционную живописную декорацию трансформируемыми установками-"станками", изменяющими сценическое пространство.

Л. С. Попова. Чертёж сценической конструкции для

спектакля «Великодушный рогоносец». 1922 г.

Конструктивизм в дизайне и фотографии Фотографии А.Родченко Конструктивизм существовал в дизайне, полиграфии, художественном творчестве. Конструктивизм в фотографии отмечен геометризацией композиции, съёмкой в головокружительных ракурсах при сильном сокращении объёмов. Такими экспериментами занимался, в частности, Александр Родченко

Конструктивизм в дизайне и фотографии

Фотографии А.Родченко

Конструктивизм существовал в дизайне, полиграфии, художественном творчестве. Конструктивизм в фотографии отмечен геометризацией композиции, съёмкой в головокружительных ракурсах при сильном сокращении объёмов. Такими экспериментами занимался, в частности, Александр Родченко

Графика  В графических видах творчества (плакат и пр.) конструктивизм характеризовался применением фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией, подчинением композиции прямоугольным ритмам. Стабильной была и цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего и жёлтого А. Родченко.Эскиз рекламы для кафе в Моссельпроме. 1923. Г. Клуцис.

Графика

В графических видах творчества (плакат и пр.) конструктивизм характеризовался применением фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией, подчинением композиции прямоугольным ритмам. Стабильной была и цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего и жёлтого

А. Родченко.Эскиз рекламы

для кафе в Моссельпроме. 1923.

Г. Клуцис. "Спорт". Фотомонтаж. 1923

Плакаты

Плакаты

Для конструктивизма печатной графики, искусства книги, плаката характерны скупые геометризованные формы, их динамичная компоновка, ограниченность цветовой палитры (в основном красное и черное), широкое применение фотографии и наборных типографских элементов.

Для конструктивизма печатной графики, искусства книги, плаката характерны скупые геометризованные формы, их динамичная компоновка, ограниченность цветовой палитры (в основном красное и черное), широкое применение фотографии и наборных типографских элементов.

Конструктивизм в литературе

В 1923 г. был провозглашён конструктивизм как течение в  л итературе (прежде всего в поэзии) и создан «Литературный центр конструктивистов». В нём участвовали поэты Илья Сельвинский, Вера Инбер, Владимир Луговской, Борис Агапов, литературоведы Корнелий Зелинский, Александр Квятковский и другие. Конструктивисты-писатели провозглашали близость поэзии «производственной» тематике (характерные названия сборников: «Госплан литературы», «Бизнес»), очеркизм, широкое применение «прозаизмов», использование нового размера – тактовика (стихотворного размера), эксперименты с декламацией.

В качестве литературного кредо конструктивисты выдвигала четыре принципа: • Смысловая доминанта, максимальная «эксплуатация» центральной темы • Повышение смысловой нагрузки на единицу литературного материала («грузофикация») • Принцип «локальной семантики», заключающийся в подчинении образов, метафор и рифм главной теме произведения • Введение в поэзию приемов прозы.

Заседание Литературного центра конструктивистов 1929 г. (А. Квятковский, В. Асмус, Э. Багрицкий, К. Зелинский, Н. Адуев, И. Сельвинский, Б. Агапов, В. Луговской, В. Инбер, Г. Гаузнер, Е. Габрилович)

К 1930 г. Конструктивисты объявили о самороспуске.

Конструктивизм в музыке

Конструктивизм оказал заметное влияние на музыкальное искусство. Хотя не было композиторов, посвятивших этому направлению свое творчество целиком, однако в отдельных произведениях многих композиторов это направление принесло свои плоды. В первую очередь это было связано с поэтизацией образов заводов и фабрик, с имитацией слуховых впечатлений от звуков машин и механизмов, которые воспринимались музыкантами как особая «музыка машин».

Важнейшим представителем этого направления в отечественной музыке стал  А. Мосолов. Его симфонический эпизод «Завод» из неосуществленного балета «Сталь» стал символом конструктивизма в русской музыке. Конструктивизм также проявил себя в таких произведениях, как фокстрот «Электрификат» (1925), оркестровые «Телескопы» (4 пьесы, 1926—1930) Л.Половинкина; фортепианная пьеса «Рельсы», опера «Лёд и сталь» В.Дешевого и др. К конструктивизму принято относить балеты великих советских композиторов «Болт» (1931) Шостаковича и «Стальной скок» (1927) Прокофьева. Однако ни авторы биографий Прокофьева музыковеды И.Нестьев, И. И. Мартынов, И.Вишневецкий, ни сам композитор не характеризовали музыку балета «Стальной скок» как конструктивистскую, в то время как конструктивистскими называли декорации к балету Г.Якулова.

Для музыкального языка этого направления характерны особые стилевые приемы — резкие, скрежещущие звуки и внезапные контрасты. Музыка может имитировать звуковые проявления производственного процесса. Например, для поиска новых звучностей в произведении «Завод» Мосолова, использовали лист железа. Ярким примером подобного рода стала также «Симфония гудков» А.Авраамова. Её исполнение в Баку (1922) и в Москве (1923) стало олицетворением идеи о том, что весь город с автомобильными гудками, заводскими сиренами, пушечной пальбой — это гигантский оркестр со своей характерной музыкой.

Произведениям данного направления нередко свойственны индустриальные названия, однако имеются случаи, когда, несмотря на названия, характерные стилевые черты конструктивизма в самой музыке отсутствуют, например, в «Сельскохозяйственной симфонии» Кастальского. И наоборот, при наличии характерных приемов и образов отсутствует характерное название, как, например, в «Сюите для большого оркестра»  А.Животова (1928).

Модельеры – конструктивисты Конструктивистские тенденции существовали и в области моды. На основе увлечения прямыми линиями, советские модельеры тех лет создавали подчёркнуто геометризированные формы дизайна одежды.  Модельер  Варвара Степанова  с 1924 г. вместе с  Любовью Поповой  разрабатывала тканевые рисунки для 1-й ситценабивной фабрики в Москве, проектировала модели спортивной и повседневной одежды. А самой известной фотомоделью тех лет была знаменитая  Лиля Брик. Варвара Степанова 1924 г. Платье сшито из ткани, по эскизу Степановой на Первой ситценабивной фабрике. Лиля Брик (1924)

Модельеры – конструктивисты

Конструктивистские тенденции существовали и в области моды. На основе увлечения прямыми линиями, советские модельеры тех лет создавали подчёркнуто геометризированные формы дизайна одежды. Модельер  Варвара Степанова  с 1924 г. вместе с  Любовью Поповой  разрабатывала тканевые рисунки для 1-й ситценабивной фабрики в Москве, проектировала модели спортивной и повседневной одежды. А самой известной фотомоделью тех лет была знаменитая  Лиля Брик.

Варвара Степанова 1924 г.

Платье сшито из ткани,

по эскизу Степановой

на Первой ситценабивной фабрике.

Лиля Брик (1924)

Конструктивизм в моде

Конструктивизм в моде