СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструктивные подходы к формированию моральных качеств у учащихся разных возрастных групп

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете. 

Просмотр содержимого документа
«Конструктивные подходы к формированию моральных качеств у учащихся разных возрастных групп»

Конструктивные подходы к формированию моральных качеств у учащихся разных возрастных групп Подготовила Педагог – психолог Малинина Елена Михайловна

Конструктивные подходы к формированию моральных качеств у учащихся разных возрастных групп

Подготовила Педагог – психолог

Малинина Елена Михайловна

Не следует быть каким-то ангелом, чтобы иметь моральное право воспитывать настоящего человека, надо самому быть настоящим человеком – жить правильно, любить людей, беречь свою честь патриота, гражданина, труженика, сына или дочери, матери или отца.  В.А. Сухомлинский

Не следует быть каким-то ангелом, чтобы иметь моральное право воспитывать настоящего человека, надо самому быть настоящим человеком – жить правильно, любить людей, беречь свою честь патриота, гражданина, труженика, сына или дочери, матери или отца.

В.А. Сухомлинский

 В переводе с латинского языка слово «нрав» является синонимом морали.  Нравственное воспитание имеет отличительную особенность от других видов воспитания, его методы и способы формируют не только нравственные качества личности, но и ее моральный облик.  Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности.  Нравственность же человека трактуется как совокупность его морального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований.  Указанные трактовки весьма важны для педагогики.

В переводе с латинского языка слово «нрав» является синонимом морали.

Нравственное воспитание имеет отличительную особенность от других видов воспитания, его методы и способы формируют не только нравственные качества личности, но и ее моральный облик.

Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности.

Нравственность же человека трактуется как совокупность его морального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований.

Указанные трактовки весьма важны для педагогики.

Возрастная периодизация формирования моральных качеств личности 1. Дошкольный возраст 2. Младший школьный возраст 3. Подростковый (Юношеский) возраст

Возрастная периодизация формирования моральных качеств личности

  • 1. Дошкольный возраст
  • 2. Младший школьный возраст
  • 3. Подростковый (Юношеский) возраст
Условия успешного нравственного воспитания 1)обучение нравственным нормам должно быть на высоком уровне;  2) необходимо учитывать уровень развития детей и педагогов; 3) воспитательная работа должна совершаться планомерно;  4) объединенное требование общественности, семьи и школы;  5) должны учитываться индивидуальные и возрастные характеристики детей

Условия успешного нравственного воспитания

  • 1)обучение нравственным нормам должно быть на высоком уровне;
  • 2) необходимо учитывать уровень развития детей и педагогов;
  • 3) воспитательная работа должна совершаться планомерно;
  • 4) объединенное требование общественности, семьи и школы;
  • 5) должны учитываться индивидуальные и возрастные характеристики детей
Период дошкольного возраста считается наиболее благоприятным для нравственного развития ребенка. Подражая родителям, ребенок формирует будущую модель нравственного отношения к другим людям вне семьи.  Этому способствует его детская открытость и восприимчивость в данный возрастной период. Внимательное и ответственное отношение родителей к своему поведению должно быть повышенным, так как их влияние на ребенка наиболее интенсивно и продолжительно. Формирование нравственности включает в себя как педагогическое воздействие, так и социальное. Огромный вклад в данный процесс вносит также образовательное учреждение и педагоги. Педагогам, а также другим лицам, осуществляющим нравственное воспитание, необходимо пробудить в детях стремление к изменению себя и своего внутреннего мира, ориентируясь на нравственный образец и следуя моральным правилам.  Педагогам занимающимся нравственным воспитанием подрастающего поколения необходимо учитывать, что данный процесс многогранный и сложный.

Период дошкольного возраста считается наиболее благоприятным для нравственного развития ребенка.

Подражая родителям, ребенок формирует будущую модель нравственного отношения к другим людям вне семьи.

Этому способствует его детская открытость и восприимчивость в данный возрастной период.

Внимательное и ответственное отношение родителей к своему поведению должно быть повышенным, так как их влияние на ребенка наиболее интенсивно и продолжительно.

Формирование нравственности включает в себя как педагогическое воздействие, так и социальное.

Огромный вклад в данный процесс вносит также образовательное учреждение и педагоги.

Педагогам, а также другим лицам, осуществляющим нравственное воспитание, необходимо пробудить в детях стремление к изменению себя и своего внутреннего мира, ориентируясь на нравственный образец и следуя моральным правилам.

Педагогам занимающимся нравственным воспитанием подрастающего поколения необходимо учитывать, что данный процесс многогранный и сложный.

Детский возраст нуждается в широте чувств, и задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку определить объекты чувств и придать им общественно ценную направленность».  Чтобы нравственные чувства смогли сформироваться у ребенка, педагогам рекомендуется включать учащихся в такие ситуации, где они смогут испытать чувства сострадания, проявить соучастие по отношению к другим людям, животным, а также ощутить тонкие чувства к эстетической красоте природы.

Детский возраст нуждается в широте чувств, и задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку определить объекты чувств и придать им общественно ценную направленность». Чтобы нравственные чувства смогли сформироваться у ребенка, педагогам рекомендуется включать учащихся в такие ситуации, где они смогут испытать чувства сострадания, проявить соучастие по отношению к другим людям, животным, а также ощутить тонкие чувства к эстетической красоте природы.

Младший школьный возраст В младшем школьном возрасте, уровень самосознания еще достаточно неразвит, для закрепления нравственных привычек следует использовать игру, сказку, разъяснения с использованием наглядного материала. Формирование моральных чувств и морального сознания ребенка может происходить только в практике его общественного поведения. Практику такого поведения в младшем школьном возрасте создает прежде всего школа и правильно организованный школьный коллектив.

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте, уровень самосознания еще достаточно неразвит, для закрепления нравственных привычек следует использовать игру, сказку, разъяснения с использованием наглядного материала.

Формирование моральных чувств и морального сознания ребенка может происходить только в практике его общественного поведения. Практику такого поведения в младшем школьном возрасте создает прежде всего школа и правильно организованный школьный коллектив.

Подростковый возраст В подростковом возрасте процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения. В этом возрасте очень высокий уровень самосознания, что позволяет использовать информацию в полном объёме. Также рекомендуется и программы полового воспитания, что бы развивать у учащихся эстетическое отношение к противоположному полу и семейным ценностям.

Подростковый возраст

В подростковом возрасте процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения.

В этом возрасте очень высокий уровень самосознания, что позволяет использовать информацию в полном объёме.

Также рекомендуется и программы полового воспитания, что бы развивать у учащихся эстетическое отношение к противоположному полу и семейным ценностям.

Половое воспитание будет эффективным в том случае если будет осуществлена реализации таких задач, как:  -воспитать чувство социальной ответственности во взаимоотношениях между людьми разного пола за каждый поступок.  -воспитать стремление иметь прочную, здоровую и дружную семью, отвечающую современным требованиям общества: равноправие отца и матери в семье, рождение детей, сознательное и ответственное отношение к их воспитанию как к своему долгу перед обществом, пред своими родителями и перед самими детьми;  - воспитать способность понимать других людей и чувство уважения к ним, способность учитывать половые особенности в процессе совместной деятельности;  - выработать понятие хорошего и плохого в сфере этих отношений;  - выработать правильное понимание взрослости — ее содержания, истинных признаков, проявлений и качеств;

Половое воспитание будет эффективным в том случае если будет осуществлена реализации таких задач, как: -воспитать чувство социальной ответственности во взаимоотношениях между людьми разного пола за каждый поступок. -воспитать стремление иметь прочную, здоровую и дружную семью, отвечающую современным требованиям общества: равноправие отца и матери в семье, рождение детей, сознательное и ответственное отношение к их воспитанию как к своему долгу перед обществом, пред своими родителями и перед самими детьми; - воспитать способность понимать других людей и чувство уважения к ним, способность учитывать половые особенности в процессе совместной деятельности; - выработать понятие хорошего и плохого в сфере этих отношений; - выработать правильное понимание взрослости — ее содержания, истинных признаков, проявлений и качеств;

Выводы О нравственной воспитанности говорит наличие у школьника сильной воли, способность осуществлять нравственно — волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения.  Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.  Воспитывая нравственную личность, педагогу необходимо в своей работе учесть тот факт, что развитие нравственных качеств ребенка идет неравномерно и наиболее сильнее развивается та сторона, которая наиболее задействована в сфере жизнедеятельности ребенка на данном этапе его жизни.

Выводы

О нравственной воспитанности говорит наличие у школьника сильной воли, способность осуществлять нравственно — волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения.

Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.

Воспитывая нравственную личность, педагогу необходимо в своей работе учесть тот факт, что развитие нравственных качеств ребенка идет неравномерно и наиболее сильнее развивается та сторона, которая наиболее задействована в сфере жизнедеятельности ребенка на данном этапе его жизни.