СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов "Кейс - технология в работе педагога ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов детского сада, в ней раскрываются теоритические аспекты кейс - технологии.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Кейс - технология в работе педагога ДОУ"»

Консультация для педагогов

«Кейс-технология в работе педагога ДОУ»


Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии. 

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Джордж Бернард Шоу.

Стремительная динамика современной жизни требует поиск и разработки новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии изначально строятся на комплексном подходе и нацелены в результатах обучения и воспитания на будущего воспитанника. В условиях реализации требований ФГОС ДО одно из актуальных образовательных технологий является «Кейс-технология».

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные ФГОС.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние года.

Суть метода кейс заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором в НОД. Цель технологии - помочь каждому дошкольнику определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо.

Кейс представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

- соответствовать четко поставленной цели создания;

- иметь соответствующий уровень трудности;

- иллюстрировать типичные ситуации;

- развивать аналитическое мышление;

- провоцировать дискуссию;

- иметь несколько решений.

При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру. Как правило, кейс включает в себя :

- ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,

- контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,

- комментарий ситуации, представленный автором,

- вопросы или задания для работы с кейсом,

- приложения.

К кейс - технологиям относятся:

-  метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; 

- кейс - стадии; 

- кейс - иллюстрации; фото-кейсы);

-  метод инцидента;

-  метод ситуационно-ролевых игр;

-  метод разбора деловой корреспонденции;

- игровое проектирование;

- метод дискуссии.

Ситуационно-ролевая игра. Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

Игровое проектирование: Цель — процесс создания или совершенствования проектов. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

В практике дошкольного образования можно широко использовать Кейс- иллюстрации, кейс-фото.

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

Кейс- иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

В «фото – кейс» входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Сущностью кейс - технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн).

В процессе освоения кейс - технологий дети:

- учатся получать необходимую информацию в общении;

- умение соотносить свои устремления с интересами других;

- учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

- учатся отстаивать свою точку зрения;

- умение принимать помощь.

Кейс -технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:

- происходит формирование у детей навыков работы в команде;

- умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

- развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;

- обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;

- учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.

Метод кейсов включает одновременно и особый вид материала, и особые способы использования этого материала в воспитательно образовательном процессе.

Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. 

Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Главное предназначение кейс -технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.

Литература:

1. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL :https://www.evolkov.net/case/case.study.html

2. Земскова А. С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.

3. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: https://www.casemethod.ru

4. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика. / URL : https://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1

5. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом, 2000, №7

6. ШимутинаЕ. Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе

7. https://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации

8. https://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии