СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей «10 проверенных способов разговорить молчуна»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «10 проверенных способов разговорить молчуна»»

Консультация для родителей

«10 проверенных способов разговорить молчуна»


Все мы с нетерпением ждем первых слов малыша, эти «мама», «амам», «дай» становятся

знаками нормального развития, дают маме уверенность, что ребенок не хуже других, а она

сама все делает правильно. Боже, как для меня это было важно! В словарном запасе

двухлетки до 200-300 слов, малыш может называть себя в третьем лице, задает вопросы и

называет предметы на картинке - это было про соседскую девочку, но не про нас! Моя дочь молчала...

В 2 года мы пошли по врачам. Педиатр при осмотре обратила внимание на нежелание

говорить, но сказала, что, если ребенок произносит хотя бы пару слов, как в нашем случае, о ЗРР (задержке речевого развития) речи не идет. Невролог и логопед осмотрят малыша, но часто отказываются заниматься до 3 лет. Как же разговорить молчуна?

Итак, если ваш 2-х летний ребенок совершенно здоров, но играет в партизана, стоит

учитывать темперамент, характер, и то, когда начинали говорить родители ребенка. А также признать в этом свою вину (мне это было очень тяжело!):

 постоянно включенный телевизор;

 вы сами мало разговариваете с малышом;

 узкий круг общения;

 отсутствие массажа, пальчиковых игр и совместных игр вообще, книг, мелкой моторики, новых впечатлений.

Все это было про меня! «Разболтать» дочку мне помогали психолог (наша бабушка) и

логопед (подружка бабушки). Не скажу, что всегда соглашалась с ними, но за месяцы работы у меня сложилось свое мнение по этому вопросу. Вот что, по моему мнению, нужно сделать, чтобы ребенок заговорил:

1. Создать небольшой стресс и дарить новые впечатления. Это может быть поездка, поход

в непривычное место. В нашем случае это был перелет из Омска в Москву и отсутствие в

Москве снега (Вика не знала, как идти по асфальту).

2. Создать речевую среду, т.е. на уровне глаз повесить картинки или фотографии, плакаты.

Ребенок должен заинтересоваться картинками. Подходим к изображению, объясняем, что

нарисовано, стараемся произносить медленно и разборчиво, чтобы движения губ были

видны. Дети учатся говорить подражая, как бы читают по губам. Я до сих пор при новом

слове прошу ребенка посмотреть на мои губы.

3. Ходите в гости, на выставки и в игровые комнаты, запишитесь в кружок. В 2 года нам

рекомендовали общаться детьми-ровесниками, которые умеют говорить, ведь дети не

стараются понимать жесты друг друга: если хочешь быть в игре - придется общаться так,

чтобы тебя поняли. Вике пришлось подходить, знакомиться, просить игрушки.

4. Читайте книги на разные голоса, стихи, где ребенку нужно заканчивать за вами строчку,

журналы, в которых вместо слов картинка.

5. Малыш должен понять, что говорить выгодно. Придумайте систему вознаграждения.

Может, это и непедагогично, но действенно. И хвалите, хвалите.

6. Массаж, но не только общий, а для ручек и ножек. Это и сорока-белобока, и много других интересных потешек. В аптеке продаются мячики для су-джок терапии - их используют, в том числе, и для стимуляции мелкой моторики. Катаем в ладошках, надеваем колечки из комплекта, можно посмотреть ролики по занятиям в дет саду с такими шариками. Вообще, мелкая моторика - наше все, потому что центр, отвечающий за неё, находится рядом с речевым. Речь, движение и мышление - функции лобной части головного мозга, стимулируя одно, мы стимулируем и другое.

7. Артикуляционная гимнастика. Считается, что даже если ребенок хочет говорить, а мышцы лица слабые - ничего не получится. Сначала тренировались перед зеркалом с логопедом, потом нам дали книгу Косиновой «Уроки логопеда». Оказалось, в интернете и в книжных магазинах полно материалов по артикуляционной гимнастике. Главное – выбрать подходящее время, когда малыш еще не устал и не заинтересовался игрушками (по 15 минут после сна и когда есть желание). Книга пригодилась в первые 3 месяца, потом занимались по цветным распечаткам из других книг, или я сама придумывала упражнения.

8. Играйте с ребенком в ролевые игры. Пусть у вас дома появится кукла (даже у мальчиков), которую можно кормить-купать-одевать. Кукле надо петь песенки, рассказывать, как прошла прогулка, и пересказывать сказки.

9. Мультики и телевидение никуда не спрячешь. Современному 2-летке планшет хочется не меньше, чем его родителям. Старайтесь включать передачи, в которых нет насилия, а

мультики показывайте как можно реже. Раньше Вика смотрела Тини Лав, Маленький

Эйнштейн и канал Ти Джи - в результате некоторые слова она произносила на английском, а мы с мужем и не замечали. Если ребенок растет не в билингвальной семье, так делать не стоит. Планшетом мы пользуемся, но для познавательных игр. Даже в интерактивной игре ребенок должен озвучивать свои действия.

10. Озвучивание. Постоянно, с рождения малыша комментировать свои действия должна

каждая мама, которая хочет, чтобы ее ребенок заговорил. Неважно, что вы делаете, -

объясняйте, говорите, спрашивайте у малыша, пойте потешки и колыбельные . Учите

ребенка петь с вами вместе. Я купила планшет Азбукварика, довольно популярная сейчас

игрушка. Вика с удовольствием пела куплетики оттуда на улице, а дома включала

мультконцерт. Аудиосказки тоже слушали, чтоб потом пересказать.

Заставлять, сравнивать с друзьями, отчаиваться или ругать нельзя. Здоровый ребенок рано

или поздно заговорит. Главное - набраться терпения и заниматься с малышом. В общей

сложности, на постоянные занятия с дочкой я потратила пять месяцев. Сейчас она цитирует произведения Чуковского, русские народные сказки, в садике её назвали болтушкой.

Мне как-то сказали, что можно было и не заниматься. Просто пришло время, вот ребенок

и заговорил. Возможно, но от общего времяпровождения мы получаем удовольствие, учим друг друга.