Консультация для родителей
Что нужно для рисования и чем можно рисовать
Чтобы научить ребёнка рисовать, конечно же, недостаточно дать ему карандаши или кисть – важно показать, как с их помощью можно изобразить разные предметы и явления окружающей нас действительности. Поэтому взрослый сам рисует много, а ребёнок, наблюдая за ним, начинает подражать ему. Ребёнок рисует, у него появляется желание творить, фантазировать. Если взрослый рисует на листе бумаги за столом, мелом на доске, палочкой на влажном песке, земле, снегу, ребёнок видит самые разнообразные изобразительные методы и особенности работы с ними.
Пускай ребёнок рисует и на бумаге, и на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, лепит… Пусть рядится, делает для себя костюмы из газет… Ребёнок творит, фантазирует, работает его воображение, он мечтает.
Именно поэтому мы дали ребёнку всевозможные материалы для рисования.
Наверное, даже не стоит говорить о том, насколько важно организовать рабочее место, за которым будут проводиться занятия рисованием. О том, что оно должно располагаться на столе, свет должен падать на рабочее место слева, а высота стола и стула должны соответствовать друг другу и росту ребёнка, известно всем. Но вот, что для рисования нужно знает не каждый.
Многие думают, купил альбом, краски, кисточку и достаточно. И спрашивают: - А, что этого мало? Но для творений ребёнка есть много разных материалов, с которыми он будет охотно работать.
Для рисования необходимы разнообразные материалы и инструменты, от качества которых в известной мере зависит результат обучения ребёнка. Все эти принадлежности можно купить в канцелярских отделах многих магазинов.
Бумага. Для рисования карандашом и фломастерами годиться практически любая бумага, например, писчая, но только не глянцевая, по которой карандаш скользит, не оставляя яркого следа. Для рисования красками лучше всего приобрести набор специальной бумаги, она так и называется – плотной и немного шероховатой. Можно использовать картон. Бумага для рисования подходит для работы чернилами и пастелью. Можно попробовать папиросную и обёрточную бумагу. Но помнить, что на цветной бумаге все краски меняют свой естественный цвет
Простой карандаш. Простые карандаши предназначены для прорисовки контуров предметов и выполнения эскизов. Лучше всего для этой цели подходят карандаши средней мягкости – TM, HB. Карандаш должен быть остро отточен
Цветные карандаши. Для рисования достаточно набора из 12 карандашей, а малышу 4 – 6 цветов – юному художнику этого достаточно. Рекомендуется приобретать чешские карандаши с естественной цветовой гаммой, например фирмы KOH - I – NOOR, или немецкие - FABER-CASTELL. Карандаши Ленинград – 1, Ленинград – 2, Каляка-Маляка и другие тоже не хуже заграничных карандашей
Ластик. Ни в коем случае не используйте цветные , яркие, а тем более пахучие резинки для стирания карандаша, да и всего остального, они абсолютно не годятся. Самыми лучшими и недорогими считаются ластики чешской фирмы KOH - I – NOOR, на них нарисован слоник
Восковые мелки. Они очень удобные для закрашивания больших поверхностей (небо, вода, луг). Восковые мелки нельзя стирать резинкой. А если проводить закрашивание боковой стороной мелка, то поверхность бумаги от этого становиться рябоватой, а рисунок более выразительным
Пастель. Можно в рисунках использовать пастельные мелки или масляную пастель (она продаётся в виде набора, но можно приобрести отдельно любой цвет). Рисунок, выполненный масляной пастелью, получается гораздо ярче, нежели рисунок, сделанный пастельными мелками. Пастель нельзя стирать ластиком. Пастель нельзя стирать ластиком. Нельзя трогать картину руками, дуть на рисунок или чихать над ним, т.к. пастель может осыпаться или разлетаться в стороны. Для работы пастелью более пригодна рыхлая, шероховатая бумага, которая не позволяет порошку постели осыпаться. Рисунок постелью можно «закрепить», используя для этого обыкновенный лак для волос! С расстояния 20 см от рисунка равномерно нанесите на него два-три слоя лака
Фломастеры. Тут как с батарейками - фломастеры таких известных марок, как CRAYOLA, STABILO, KOH - I – NOOR служат гораздо дольше, хотя и стоят несколько дороже. Главное – следить, чтобы ребёнок плотно закрывал фломастеры колпачком сразу же после окончания работы. Кроме того, на фломастеры нельзя сильно нажимать, т.к. это может повредить стержень
Акварель. Акварель – прозрачные краски, поэтому карандашный набросок контура предмета должен быть лёгким, линии чуть заметными, иначе карандаш будет виден сквозь краску. В работе с акварельными красками очень важную роль играет вода – насыщенность цвета в акварельной краске зависит от соотношения воды и краски. Рекомендуется акварель московской фирмы ГАММА – она сравнительно дешёвая и достаточно качественная. Ленинградская акварель лучше, но и значительно дороже. Чтобы акварельная краска лучше ложилась на бумагу, перед началом рисования протрите лист влажным тампоном. Пока бумага будет подсыхать, можно «напоить» краски водой, капнув по капельке кисточкой в каждую краску
Гуашь. В отличие от акварели гуашь – это непрозрачные, кроющие краски: после высыхания одного слоя краски его можно перекрыть другим. Гуашью можно рисовать практически на любой бумаге – как на белой, так и на цветной бумаге. Для получения более светлого тона гуашь разводится белилами. Вообще гуашевые краски очень интересно мешать между собой для получения новых цветов и оттенков. При рисовании гуашью очень легко исправлять ошибки: для этого всего лишь нужно положить свежий слой поверх испорченного – и всё в порядке!
Палитра. Палитра предназначена для смешивания красок и получения новых цветов и оттенков красок. Лучше всего использовать палитру фабричного изготовления из белого пластика, которая имеет специальные углубления для красок. Но необязательно покупать настоящую палитру, подойдёт и просто старая тарелка или крышка от пластиковой коробки, только белого цвета, тогда ясно будет видно, какой получился цвет.
Шариковая ручка. Желательно также иметь различные шариковые ручки – обычная авторучка, ручка с чернильным картриджем или перьевая «вечная» ручка (её макают в чернильницу), для прорисовывания контуров рисунка или отдельной его части. Всё, нарисованное, или написанное шариковой ручкой, выцветает на свету. Причина в самом характере чернил внутри шариковой ручки.
Шариковая ручка такая приятная в рисовании! В отличие от технических ручек с пигментными чернилами она дает не одинаково черную линию, а позволяет целую гамму от бледно-серого до густо-черного. Но все это очень нестойко на свету. Рисунки, нарисованные шариковой ручкой нельзя вешать на стену. Самые любимые шариковые ручки для рисования: BIC на первом месте. Они недорогие и дают гибкую палитру серых оттенков. Затем Pilot. Особенно предпочитают retractable - те, что без колпачка, с кнопкой, выщелкивающей или убирающей стержень. И Zebra. И тоже retractable удобнее. Если в описании есть слова гель (gel) и rollerball - она гелевая, а не шариковая, и не даст той восхитительной возможности штриховать нежные переходы тонов. Хорошая шариковая ручка рисует без усилия и пропусков, ровной однородной линией без внезапных затыков или жирных кляксовых плевков, отзывается на слабое нажатие серыми тонами - ну и вообще приятна и в руке и в поведении
Уголь. Уголь детям почти незнаком. Уголь для рисования – это круглые стерженьки длиной 10-12 см. Им легко рисовать, он мягкий и сыпучий. Уголь даёт глубокий матовый чёрный цвет, который хорошо виден на расстоянии. Им можно рисовать разнообразные линии, штриховать. Уголь можно затачивать, как карандаш, а самое интересное: угольный рисунок легко смахнуть с листа тряпочкой. И можно рисовать на этом листе снова. Чтобы изготовить рисовальный уголь, обычно берут деревянные палочки (берёзовые), укладывают их в обычную консервную банку, плотно её закрывают, обмазывают глиной и обжигают над костром. Рисунок углём хорошо смотрится как на бумаге, так и на ткани, которую предварительно натягивают на деревянную раму или картон. Уголь хорошо сочетается с мелом и сангиной
Мел. Мелом можно рисовать на доске, на асфальте. Мелом рисуют линии, штриховку и тушёвку. Мелом можно рисовать сразу двумя руками – получается симметричный рисунок
Сангина. Это тоже своего рода мел. Она бывает от красно-коричневого цвета, до светло охристого. Сангина поможет расширить представление ребёнка о различных оттенках коричневого цвета. Сангина популярный графический материал, ею делают наброски и создают законченные рисунки. В продаже есть мелки разных видов: круглые палочки, остро заточенные стержни или же карандаши в деревянной оправе. Наборы бывают одноцветные или с несколькими оттенкам
Тушь. Она бывает чёрная и цветная, жидкая и твёрдая, концентрированная (её разводят водой до густоты сметаны). Тушь быстро сохнет, не стирается и не смывается. Тушью рисуют кистями и перьями, палочками
Кисти. Вашему ребёнку понадобятся кисти разного размера: тонкие и средние – соответственно, обозначенные цифрами 1-5, 6-9 на черенке, для рисования мелких пятен и мазков, тонких линий и деталей изображения, и толстые № 10 и выше, для рисования больших пятен и фона. Чем меньше цифра, тем тоньше кисть. Мягкие кисти лучше использовать для работы чернилами и акварелью. Жёсткие для акриловых красок. Плоские кисти дают широкие мазки. Тонкие линии рисуют самым кончиком, а если нажать сильнее, линия получится толще. Рисовать можно не только художественными кистями, но и куском губки, ватными тампонами, шариками и палочками, птичьими перьями, палочками от мороженого и коктейлей, пальцами и ладошками. Работать кистью нужно уметь: смочить кисть в воде, лишнюю воду отжать о край баночки, набрать краску так, чтобы чистым остался железный наконечник, краску набирать аккуратно, как гладишь котёнка. Нельзя оставлять кисть в банке с водой, от этого портятся ворсинки, кисть портится, если ею трут, как щёткой. Кистью надо гладить бумагу, движения должны производиться только по ворсу кисточки. В конце работы кисть нужно промыть тёплой водой с мылом, промокнуть её салфеткой. Постарайтесь придать пальцами нужную форму кисти, и просушите при комнатной температуре. Хранят кисти в коробке или вертикально щетиной вверх. Для рисования акварелью используют кисточки: белка, колонок, синтетика.
Колонок один из самых дорогих. Белка хороша для акварели, синтетика – для рисования акрилом. Кончик кисти из беличьего волоса – острый, не уступает колонку, но не столь эластичен, как колонок. Пони обычно берут тогда, когда нет возможности взять колонок или белку. Пони жёстче белки, они ближе к колонку. Кисть из свиной щетины лучше всего подойдёт для акрила и масла, она позволяет работать даже с очень густой краской. Кисть из барсука хороша для мягких красок, она очень лёгкая в работе. Соболь по свойствам объединяет колонок и белку, № 2 можно писать как миниатюры, так и крупные работы. Нейлоновая щетина (синтетика) не подойдёт для акварели, но прекрасно подходит для акрила. Кисть должна быть и не очень мягкой, но и не слишком жёсткой
Стаканчики-непроливайки. Стаканчик-непроливайка - небольшая по объему емкость, выполненная из пластика. Он используется для наливания воды в процессе работы с красками. Стоит он дёшево и позволяет избежать разливания воды из-за неосторожных движений ребенка. Стаканчик-непроливайка для рисования подходит для работы с акварельными или любыми другими типами сухих красок. Данные атрибуты бывают разными по объему, имеют крышку, которая может быть различных ярких цветов.
Салфетки для вытирания рук и кистей. Можно использовать влажные салфетки или тканевые
Салфетка для рисования. Можно использовать канцелярские салфетки, их можно приобрести в любом магазине. Рабочее место юного художника будет чистым, или удобнее его будет убрать