СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Детская одаренность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составлена с целью ознакомить родителей с понятиями и признаками детской одаренности, ее "сильными и слабыми" сторонами.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Детская одаренность"»

Консультативная служба Консультация для родителей «ДЕТСКАЯ ОДАРЁННОСТЬ»  Педагог – психолог г. Смоленска Капилевич Т.В

Консультативная служба

Консультация для родителей

«ДЕТСКАЯ ОДАРЁННОСТЬ»

Педагог – психолог г. Смоленска

Капилевич Т.В

Гений падает с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо.  Дидро

Гений падает с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо.

Дидро

КОНЦЕПЦИЯ ОДАРЕННОСТИ Министерство образования Российской Федерации Федеральная целевая программа «Одаренные дети» Требуется серьезная просветительская работа среди учителей и работников народного образования, а также родителей для формирования у них  научно адекватных и современных представлений  о природе, методах выявления и путях развития одаренности. Создание условий ,  обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей,  является одной из приоритетных задач  современного общества.

КОНЦЕПЦИЯ

ОДАРЕННОСТИ

Министерство образования Российской Федерации

Федеральная целевая программа «Одаренные дети»

Требуется серьезная просветительская работа

среди учителей и работников народного образования,

а также родителей для формирования у них

научно адекватных и современных представлений

о природе, методах выявления и путях развития одаренности.

Создание условий ,

обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей,

реализацию их потенциальных возможностей,

является одной из приоритетных задач

современного общества.

Определение понятия «одаренность»  Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Определение понятия «одаренность»

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

 Определение понятия «одаренный ребенок»     Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Определение понятия «одаренный ребенок»

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одарённость  «Одаренными  являются  все дети» До уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. «Одаренные дети встречаются крайне редко» Одаренность – уникальное явление.

Одарённость

«Одаренными

являются все дети»

До уровня одаренного можно развить практически любого

здорового ребенка при условии создания

благоприятных условий.

«Одаренные

дети встречаются

крайне редко»

Одаренность –

уникальное явление.

Сегодня одаренными детьми называют: детей с интеллектом выше среднего; детей с высоким уровнем творческих способностей; детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты); детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Сегодня одаренными детьми называют:

  • детей с интеллектом выше среднего;
  • детей с высоким уровнем творческих способностей;
  • детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
  • детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Условия развития одаренности  Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями.  Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Условия развития одаренности

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями.

Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Однако не все они развиваются.  Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.  Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10 -летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам - 30‑40 %, а к семнадцати - только 15‑20 %.

Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.

Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10 -летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам - 30‑40 %, а к семнадцати - только 15‑20 %.

 Ступеньки способностей – это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития .  Первый этап (2 – 3 года)  - Копилка эстетических переживаний, настроений,  эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития.  Второй этап (3 – 4 года)  – Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.   .

Ступеньки способностей – это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития . Первый этап (2 – 3 года) - Копилка эстетических переживаний, настроений,  эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития. Второй этап (3 – 4 года) – Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком. .

Третий этап (4 – 5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.  Четвертый этап (5 – 6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.  Пятый этап (6 – 7 лет) – проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности

Третий этап (4 – 5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий. Четвертый этап (5 – 6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр. Пятый этап (6 – 7 лет) – проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности

Что же нужно делать, чтобы не испортить талант ребенка?   Отвечать на все его вопросы. Предоставить ему отдельную комнату или ее часть. Показать ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения. Никогда не унижать ребенка и не говорить, что он хуже других. Регулярно читать ему книги и приучать к чтению с малых лет. Хвалить за выученные стихи, рассказы, песни. Давать возможность принимать решения. Поощрять максимальную независимость от взрослых. Доверять ребенку.

Что же нужно делать, чтобы не испортить талант ребенка?

  • Отвечать на все его вопросы.
  • Предоставить ему отдельную комнату или ее часть.
  • Показать ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
  • Никогда не унижать ребенка и не говорить, что он хуже других.
  • Регулярно читать ему книги и приучать к чтению с малых лет.
  • Хвалить за выученные стихи, рассказы, песни.
  • Давать возможность принимать решения.
  • Поощрять максимальную независимость от взрослых.
  • Доверять ребенку.
Степень одаренности Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.  Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %.  Третья — одаренные (15‑25 %).  Остальные дети входят в пределы нормы (70 %).

Степень одаренности

  • Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.

  • Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %.

  • Третья — одаренные (15‑25 %).

  • Остальные дети входят в пределы нормы (70 %).

Признаки одаренности  «Сильные» стороны: раннее проявление высокой умственной активности любознательность быстрота и точность выполнения умственных операций устойчивость внимания хорошая память

Признаки одаренности

«Сильные» стороны:

  • раннее проявление высокой умственной активности любознательность
  • быстрота и точность выполнения умственных операций
  • устойчивость внимания
  • хорошая память

сформированность навыков логического мышления оригинальность высказываний развитая речь, богатство словарного запаса творческое выполнение любых заданий развитость воображения деятельная активность при высокой продуктивности деятельности разнообразие интересов
  • сформированность навыков логического мышления
  • оригинальность высказываний
  • развитая речь, богатство словарного запаса
  • творческое выполнение любых заданий
  • развитость воображения
  • деятельная активность при высокой продуктивности деятельности
  • разнообразие интересов
«Слабые» стороны: желание продемонстрировать своё превосходство: перебивают, берут инициативу на себя в общении сарказм (жесткость) интеллекта несобранность неорганизованность (результат правополушарного развития)

«Слабые» стороны:

  • желание продемонстрировать своё превосходство: перебивают, берут инициативу на себя в общении
  • сарказм (жесткость) интеллекта
  • несобранность
  • неорганизованность (результат правополушарного развития)
«Слабые» стороны: проявление крайнего индивидуализма: вспыльчивость, обидчивость, неумение общаться неряшливость, «ломаный» почерк, грязь в тетрадях неадекватная самооценка: либо очень высокая (высокомерие), либо заниженная (уход в себя)

«Слабые» стороны:

  • проявление крайнего индивидуализма: вспыльчивость, обидчивость, неумение общаться
  • неряшливость, «ломаный» почерк, грязь в тетрадях
  • неадекватная самооценка: либо очень высокая (высокомерие), либо заниженная (уход в себя)
Виды одарённости

Виды одарённости

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности.  В практической деятельности: одаренность в ремеслах, спортивная и организационная. В познавательной деятельности: интеллектуальная одаренность. В художественно-эстетической деятельности: хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, музыкальная, изобразительная одаренность. В коммуникативной деятельности: лидерская одаренность. В духовно-ценностной деятельности: одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов.

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности.

В практической деятельности:

одаренность в ремеслах, спортивная и организационная.

В познавательной деятельности: интеллектуальная одаренность.

В художественно-эстетической деятельности:

хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, музыкальная, изобразительная одаренность.

В коммуникативной деятельности: лидерская одаренность.

В духовно-ценностной деятельности: одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов.

Интеллектуальная одарённость: повышенная любознательность, исключительная сообразительность, динамичность и оперативность мыслительных процессов, успешное применение знаний и умений в практических ситуациях, острота аналитического ума, развитые навыки планирования.

Интеллектуальная одарённость:

  • повышенная любознательность,
  • исключительная сообразительность,
  • динамичность и оперативность мыслительных процессов,
  • успешное применение знаний и умений в практических ситуациях,
  • острота аналитического ума,
  • развитые навыки планирования.
Академическая одарённость: Ярко выраженный интерес к предмету, Способность конструктивного овладения понятиями, Исключительная способность классифицировать, систематизировать материал, тяга к логическим умозаключениям, Полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса.

Академическая одарённость:

  • Ярко выраженный интерес к предмету,
  • Способность конструктивного овладения понятиями,
  • Исключительная способность классифицировать, систематизировать материал, тяга к логическим умозаключениям,
  • Полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса.
Психомоторная одарённость : Повышенная активность в движениях Предпочтение деятельности, требующей точной моторики, координации двигательных процессов, пластики, Спортивность, соревновательность.

Психомоторная одарённость :

  • Повышенная активность в движениях
  • Предпочтение деятельности, требующей точной моторики, координации двигательных процессов, пластики,
  • Спортивность, соревновательность.
Творческая одарённость: Умение переструктурировать информацию, Пытливость ума и дотошность в получении сведений, Стремление мыслить и разрушать стериотипы обыденной среды, Частая импровизация, способность генерировать неординарные идеи, Ослабленное внимание к условностям.

Творческая одарённость:

  • Умение переструктурировать информацию,
  • Пытливость ума и дотошность в получении сведений,
  • Стремление мыслить и разрушать стериотипы обыденной среды,
  • Частая импровизация, способность генерировать неординарные идеи,
  • Ослабленное внимание к условностям.
Лидерская одарённость: Свободное и лёгкое общение со сверстниками и взрослыми людьми, Склонность к руководству и организации деятельности других, Проявление инициативы, повышенной ответственности, Оказание влияния на разрешение конфликтов.

Лидерская одарённость:

  • Свободное и лёгкое общение со сверстниками и взрослыми людьми,
  • Склонность к руководству и организации деятельности других,
  • Проявление инициативы, повышенной ответственности,
  • Оказание влияния на разрешение конфликтов.
Художественно -эстетическая одарённость: Обострённая интуиция, Предпочтение визуальной информации (подробно детализирует, запоминает и воспроизводит увиденное), Неповторимость в самовыражении, Сильная увлечённость разными видами искусства, Настойчивость в достижении мастерства.

Художественно -эстетическая одарённость:

  • Обострённая интуиция,
  • Предпочтение визуальной информации (подробно детализирует, запоминает и воспроизводит увиденное),
  • Неповторимость в самовыражении,
  • Сильная увлечённость разными видами искусства,
  • Настойчивость в достижении мастерства.
Одаренные дети - дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность. Критерии выявления одаренности: активность, динамичность интеллектуальной деятельности; наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков; систематическое самообразование; креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах); темпераментные особенности; активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности).

Одаренные дети - дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность.

Критерии выявления одаренности:

  • активность, динамичность интеллектуальной деятельности;
  • наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков;
  • систематическое самообразование;
  • креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах);
  • темпераментные особенности;
  • активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности).
Сведения о родителях выдающихся людей.  Фамилия Возраст Отца Есенин 22 27 Матери  Глинка Фамилия 27 29 Возраст Лермонтов 20 20 17 24 25 32 Бетховен Пушкин Отца 32 36 Матери Жюль Верн 32 Тургенев 30 18 22 29 Вагнер 21 25 Гоголь 45 43 Да Винчи Л. 27 Достоевский 43 27 19 39 Чехов 25 Бальзак Наполеон 22 Чайковский 53 21 Петр 1 Байрон 23 Гейне 19 33 34 Шоу Б. 23 Шопенгауэр 26 45 39 28 19

Сведения о родителях выдающихся людей.

Фамилия

Возраст

Отца

Есенин

22 27

Матери

Глинка

Фамилия

27 29

Возраст

Лермонтов

20 20

17 24

25 32

Бетховен

Пушкин

Отца

32 36

Матери

Жюль Верн

32

Тургенев

30 18

22

29

Вагнер

21 25

Гоголь

45 43

Да Винчи Л.

27

Достоевский

43

27 19

39

Чехов

25

Бальзак

Наполеон

22

Чайковский

53

21

Петр 1

Байрон

23

Гейне

19

33

34

Шоу Б.

23

Шопенгауэр

26

45

39

28

19

Раннее проявление одаренности:  Трехлетний Моцарт, Четырехлетний Ф.Й.Гайдн; Пятилетний Я.Л.Ф.Мендельсон; С.С.Прокофьев, выступивший композитором в 8 лет.

Раннее проявление одаренности:

  • Трехлетний Моцарт,
  • Четырехлетний Ф.Й.Гайдн;
  • Пятилетний Я.Л.Ф.Мендельсон;
  • С.С.Прокофьев, выступивший композитором в 8 лет.
В период отрочества : Ф. И. Тютчев поступил в университет в 15 лет. Будущий поэт освоил курс всего за два года. Л. Д. Ландау, поступивший в университет в 13 лет, стал выдающимся физиком. Дипломат, писатель и полиглот А. С. Грибоедов поступил в Московский университет в 11 лет.

В период отрочества :

  • Ф. И. Тютчев поступил в университет в 15 лет. Будущий поэт освоил курс всего за два года.
  • Л. Д. Ландау, поступивший в университет в 13 лет, стал выдающимся физиком.
  • Дипломат, писатель и полиглот А. С. Грибоедов поступил в Московский университет в 11 лет.
В зрелом возрасте: Крылов начал писать в 40 лет Аксаков – в 55 лет

В зрелом возрасте:

  • Крылов начал писать в 40 лет
  • Аксаков – в 55 лет
 «Плата за талант» Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи . Л юбознательны , однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал. Способны к длительной интенсивной деятельности , но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны.

«Плата за талант»

Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи .

Л юбознательны , однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал.

Способны к длительной интенсивной деятельности , но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны.

«Плата за талант» Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания в случае неудачи Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и их познавательных особенностей.  Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость .

«Плата за талант»

Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания в случае неудачи

Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и их познавательных особенностей.

Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость .

Направления работы  с одаренными детьми: Вовлечение детей в деятельность по интересам; Организация олимпиад, соревнований, конкурсов; Развитие умений самостоятельно работать; Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов; Обучение творческим методам работы; Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей; Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.

Направления работы с одаренными детьми:

  • Вовлечение детей в деятельность по интересам;
  • Организация олимпиад, соревнований, конкурсов;
  • Развитие умений самостоятельно работать;
  • Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;
  • Обучение творческим методам работы;
  • Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;
  • Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.
 Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем»педагоге.

Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем»педагоге.

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ.