Консультация для родителей на тему: «Если в доме нет кисточки…»
« …Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…»
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания. В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных.
И на современном этапе формирование творческой личности является одной из важнейших задач педагогической теории и практики. Решение её начинается в дошкольном возрасте. Изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством для этого. Творческий процесс предполагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.
Нам, взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Нетрадиционные приёмы и способы рисования помогают вызвать интерес, привить у детей любовь к изобразительной деятельности. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка.
Поэтому я выбрала для себя кружок дополнительного образования на тему: «Использование нетрадиционных методов рисования в детском саду»
Поставила перед собой цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительной деятельности
Познакомилась с методической литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду». Определила задачи.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует и общему развитию ребенка.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
Способствует снятию детских страхов;
Развивает уверенность в своих силах;
Развивает пространственное мышление;
Учит детей свободно выражать свой замысел;
Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
Учит детей работать с разнообразным материалом;
Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
Развивает мелкую моторику рук;
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее,
развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Рассмотрим подробнее каждую из этих техник.
«Рисование пальчиками».
В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание),которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений. Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним.
«Рисование ватными палочками».
Ребенок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки, мелкие мазки на бумагу, которые при визуальном слиянии создают эффект картины.
«Оттиск мятой бумагой».
Мятый клочок бумаги обмакивается в краску и несколько раз прикладывается к рабочей поверхности с получением интересного рисунка.
«Рисование вилкой и мятой бумагой».
Металлической или пластиковой вилкой набираем краску из мисочки и делаем отпечаток на бумаге. Чтобы изображение получилось ярче, нужно набирать толстый слой краски. Скомканный кусочек бумаги аккуратно опускаем в краску и оставляем с его помощью след на листе.
«Рисование картофелем и яблоками».
Рисование картофелем и яблоками привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
«Оттиск печатками».
Одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка является печатка. Печатки могут быть изготовлены из поролона, ластика, пробки. Вначале ребенку нужно освоить технику печатания. Поверхность формы покрывают кисточкой тонким пастообразным слоем краски, переворачивают печатку и плавно прикладывают на пробный лист бумаги. Затем аккуратно снимают печатку, получают оттиск.
«Рисование по сырой поверхности».
Мокрой губкой промакивают бумажный лист. Потом наносят на него краской рисунок. В итоге получается размытое изображение.
«Расчесывание краски».
На бумаге необходимо сделать пятна краской любого цвета. После этого берется мелкая расческа и зубьями проводится по пятну. Остаются интересные мазки
«Кляксография».
Является техникой рисования, развивающей воображение. Ее особенности и возможности: пятно образуется случайным по форме, размеру и расположению, не бывает двух одинаковых пятен; наличие разнообразия плюс воображение — это путь к созданию образа. Кляксы можно ставить кистью, а можно выдувать трубочкой. Необходимо управлять этими случайными пятнами, как художественно-выразительными средствами.
Перед работой, обязательно обращаю внимание детей на технику безопасности рисования разными материалами (рисование вилкой, ватными палочками, трубочкой и т.д.).
Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: кляксографию, рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) яблоками, картошкой; рисование смятой бумагой. А остальные более сложные техники рисования как рисование пенопластом, рисование губкой, ниткографией, трафаретом, рисование по-мокрому, монотипия, набрызг, граттаж планирую использовать в старших группах.
На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты («Весёлый горох», «Люли, люли, люли, прилетели гули», «Храбрый петушок» и т.д.). В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.
Как сказал один мудрец: "Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Нетрадиционные методы рисования я использую не только на кружковых занятиях, но и на занятиях по изодеятельности в группе, а также на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, я отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.