СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей по теме: "Весёлая математика дома"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математическое развитие ребёнка происходит не только в детском дошкольном учреждении, но и в семье. Осуществляется оно под руководством взрослого постепенно, в процессе систематических занятий с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей по теме: "Весёлая математика дома"»

Как научить ребёнка считать?

 Математическое развитие ребёнка происходит не только в детском дошкольном учреждении, но и в семье. Осуществляется оно под руководством взрослого постепенно, в процессе систематических занятий с детьми.

     Очень важно, чтобы родители учили ребёнка логически мыслить, побуждали его к самостоятельной умственной деятельности. А для этого совсем не обязательны специальные упражнения. Можно использовать любые наблюдения, разнообразные игры, беседы с ним. И чем младше ребёнок, тем больше игр должно присутствовать в его жизни, начиная с пробуждения, одевания, умывания, за столом и на прогулке т.к. именно через игру ребёнок обучается.

     Уже с утра, как только ребёнок проснется, можно начинать с ним заниматься: "Одна ручка, вторая, одна ножка, вторая. Правая ручка, левая, правая ножка, левая. А тапочки ждут наши ножки. Сколько тапочек? Два. Почему? Потому что две ножки. Сколько ножек, столько и тапочек".

     Водные процедуры тоже сопровождаются игрой. "Левый глазик, правый глазик, зубки чистим какой рукой? Сколько зубных щеток? Почему? Столько же, сколько человек в семье".

     За завтраком, обедом или ужином спросите ребенка: "Сколько тарелочек, ложечек, чашек? ", "Всем ли хватит? ". Попросите ребёнка раздать всем поровну фрукты, конфеты.

     Основные принципы организации занятий с детьми в семье - это доступность предложенного материала, неформальность, последовательность, систематичность в работе, активность детей. Материал для каждого занятия родители подбирают в соответствии с целью обучения.

     Занятия с детьми желательно проводить в форме игры, беседы, рассказов и объяснений, а также организации практических действий самих детей (накладывания, прикладывания, конструирования и др.). Таким образом, у ребёнка формируются знания о том, что окружающий мир состоит из множества звуков, движений, предметов, и они отличаются по своей природе, в том числе по количеству, форме, размеру, расположением в пространстве.

     Для занятий с детьми дома можно использовать: мелкие предметы и игрушки (матрёшки, кубики, зайчики, уточки, пуговицы); а также фрукты, овощи, любые предметы домашнего обихода. Содержание и методика проведения занятий в семье зависят, прежде всего, от уровня развития ребенка, имеющегося у ребенка опыта и знаний.

     В математике важным является количество предметов. Операции с числами сначала не совсем понятны ребёнку. Но он понимает, что игрушки, фрукты, различные предметы можно сосчитать. Вы можете учить дошкольника счёту на конкретных предметах. При этом учить считать можно "между делом".

     Вы можете обучать ребёнка счёту во время совместной домашней работы. Выполнение мелкой домашней работы очень нравится малышу. Поэтому чаще просите ребёнка принести вам определенное количество каких-либо предметов. Точно так же можно учить ребенка сравнивать и отличать предметы: попросите его принести вам большую ложку или полотенце, которое шире.

     Прежде чем малыш начнёт сравнивать предметы, он должен чётко понять, что такое "одинаковые". Вместе с ребёнком ищите одинаковые кубики в строительном наборе и стройте из них башенку, выбирайте одинаковые пуговицы, находите одинаковые бусины в ожерелье, подбирайте пары носочков после стирки, сервируйте кукольный стол одинаковыми тарелками и т.п. В играх можно придумать множество подобных ситуаций.

     Одновременно ребёнок учится сравнивать отдельные предметы и множества, выделять их основные особенности и качества, группировать и объединять по этим признакам. Чтобы ребёнок лучше запомнил названия групп предметов, чаще называйте их: посуда, игрушки, одежда, обувь, головные уборы и т.п. Собираясь на прогулку, говорите: "Сейчас мы наденем свитер, джинсы и курточку - это одежда". Делая уборку в комнате, предложите ребенку: "Давай уберём на место мишку, зайку и машинку - игрушки". Накрывая на стол, говорите: "Чашки, тарелки и ложечки - это посуда". Поиграйте в игру, где нужно разделять предметы на группы в зависимости от заданного признака. Соберите все игрушки, постройте из кубиков домик и скажите, что этот домик волшебный. Жить в нём могут только... собачки. Вместе с ребёнком выберите игрушечных собачек и "поселите" их в домик. В следующий раз это могут быть куклы или другие животные и т.п. Когда ребёнок освоит сортировку по одному признаку, усложните задание. Отбирайте, например, больших собачек или только маленькие машинки. Можно построить два домика: в одном доме живут все большие игрушки, а в другом - маленькие. Эта имеет бесконечное множество вариантов.

     Есть ещё игра, где дети учатся сравнивать без пересчета одинаковые предметы. Для нее Вам понадобятся две игрушечные грузовые машинки разного размера и несколько кубиков. Вместе с ребёнком положите в маленькую машинку 3 кубика, а в большую машинку 5 кубиков. Скажите ребёнку, что в одной машинке мало кубиков, а в другой - много. Предложите ребёнку: "Давай отвезём кубики мишке!". Отвезите кубики мишке. Выгрузите из большой машины и скажите: "Вот тебе, мишка, много кубиков! ". Затем выгрузите из маленькой: "А тут мало! ". В следующий раз погрузите в маленькую машину много кубиков (4-5), а в большую поменьше (2-3). Покажите ребёнку, что теперь в большой машине мало кубиков, а в маленькой много. Затем предложите ребенку сделать так, чтобы в обеих машинах кубиков было поровну. Скажите: "Одинаково! Поровну!". В одну из машин положите еще два кубика. Покажите: "Теперь здесь больше!". Каждый раз, добавляя разное количество кубиков в машинки, можно показывать ребенку, где их больше, а где меньше. В эту игру можно играть и на улице, тогда в машину можно погрузить камешки. Такие математические игры позволят ребенку освоить основные математические понятия: количество, величина, число, состав числа.

     Одним из основных и важных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Когда ребёнок видит, ощущает, ощупывает предмет, обучать его математике будет значительно легче. Спрашивайте у ребёнка: "Сколько чашек стоит на столе?", "Сколько лежит журналов?", "Сколько детей гуляет на площадке?" и т.п. Поэтому как можно чаще просите вашего ребёнка самостоятельно считать предметы вслух. А также считайте разные предметы вместе (книжки, мячи, игрушки и т.д.). Например, стульев много, стол один; книг много. Ребёнок незаметно для себя усваивает такие понятия математики, как много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Оперируя разными множествами (предметами, игрушками), ребёнок учится выяснять равенство и неравенство множеств, называть количество определенными словами: больше, меньше, поровну. Сравнение конкретных множеств готовит ребёнка к усвоению в будущем понятия числа.

     Сидя перед телевизором, можно высыпать пуговки на пол и попросить ребёнка положить на листочке справа (слева, в верхнем правом или нижнем левом углу красную большую пуговицу). Можно группировать пуговицы по цвету, форме и размеру.

     Лучшим материалом для нескучного обучения малыша являются дидактические игры. Хорошо, если у вас дома есть "Лото" и "Домино". Которые также способствуют формированию элементарных навыков счёта у дошкольника.

     Заниматься математикой можно и во время прогулки. В парке можно обратить внимание ребёнка на шишки. Спросите ребёнка: "Сколько ты нашёл шишек?" - "Одну". "А посмотри под этим деревом сколько их!" - "Много". "Давай все соберём... Сколько осталось под деревом?" - "Ни одной не осталось". Точно также можно собирать камешки, листочки и т. д.

     Можно попросить ребёнка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы или назвать предметы, которых много, мало или один. Например, легковые машины, или грузовые, или все машины белого цвета, или всех девочек, или мальчиков. Проговаривайте, например, такие фразы: "Посмотри, здесь стоят две красные машины и две синие. Всего - четыре. В песочнице играют два мальчика и три девочки. Всего пять детей". Предложите ребёнку отыскивать "всё, чего по два". У людей по две ноги, вот две скамейки у подъезда, а на этой клумбе растет две розы. Посчитайте чего у ребёнка по два – глаза, уши, руки, ноги, брови. А чего по одному – нос, рот, голова и т.д. Постепенно, через игру, малыш усвоит эти понятия.

     Большую помощь в освоении математических умений оказывают сказки. Они - ваши бесценные помощники. В любой сказке много разных математических ситуаций. "Теремок" поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Ребёнок легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо. В книжке всегда есть иллюстрации, по которым малыш сможет посчитать жителей теремка. Также можно разыграть сказку при помощи игрушек. Для освоения порядкового счета подходят сказки "Колобок" и "Репка". Кто тянул репку первым? Кто повстречался Колобку третьим? Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой? А в "Репке" можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Дед. Кто самый маленький? Мышка. Сказка "Три медведя" - в ней можно и медведей посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), и соотнести мишек с соответствующим им по размерам стульям и тарелкам. Еще одна полезная для освоения счета сказка "Про козлёнка, который умел считать до десяти". Вы можете вместе с козлёнком из сказки пересчитывать героев, и ребёнок легко запомнит количественный счёт до 10.

     Обучая ребёнка счёту, обязательно обратите внимание на стихотворения. Практически у всех детских поэтов есть стихи со счетом. Например, у С. Михалкова стихотворение "Котята", а у С. Маршака "Веселый счёт" и т.д.

     Заниматься математикой можно даже во время подвижных игр. Очень важно упражнять детей в счете множеств воспринимаемых на слух, с опорой на зрительное восприятие, а также научить их вести счет движений. Предложите ребёнку промаршировать по комнате сначала на счёт "раз-два", затем на счёт "раз-два-три", и "раз-два-три-четыре". Попросите его поднимать руки на счёт "один", а на счёт "два" - опускать или разводить в стороны. Также на счет можно прыгать на двух ногах, приседать, наклоняться вперед или в стороны.

     Упражняя в счёте движений, можно предложить ребёнку воспроизвести указанное количество движений по образцу или по названному числу: "Постучи столько раз, сколько раз ударит молоточек", "Присядь 4 раза", и т.д.

     Дорога в детский сад и обратно, поездки в общественном транспорте, ожидание очереди на приеме у врача, подъём по лестнице и т. д. - это тоже очень благодатное время для общения с ребёнком и его развития.

     Способность ориентироваться в пространстве, простейшие логические и арифметические операции, начальные математические представления малышу просто необходимы. Без них ребёнок не сможет полноценно осваивать окружающий мир. К моменту поступления в школу ребёнок, должен владеть элементарными математическими знаниями. В дальнейшем они будут его "помощниками" в учёбе, в умении чередовать работу, игру, отдых.

Ориентировка в пространстве.

     Чтобы ребёнок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования учёных показали, что, если пространственные представления сформированы у ребёнка недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития: при конструировании малышу бывает трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, у него нарушается графическая деятельность. Из-за того, что малышу трудно различить, как располагаются в пространстве отдельные элементы букв, запомнить их конфигурацию, он может писать некоторые буквы в зеркальном отображении: З вместо Е, R вместо Я. При письме нарушается высота, ширина и наклон буквы, что, конечно же, сказывается и на качестве, и скорости письма. Кроме того, у ребёнка нередко возникают трудности при овладении чтением и счётом.

     Нередко родители надеются, что с возрастом ребёнок "выровняется", "подтянется", "станет стараться" и учёба пойдёт на лад. Увы, это очень опасное заблуждение. С возрастом данные трудности сами по себе не проходят, а только усугубляются и способствуют возникновению новых проблем в обучении ребёнка (появлению специфических ошибок на письме). Более того, если ребёнку не будет оказана квалифицированная помощь специалиста, то сложности могут возникнуть и при изучении геометрии, географии, истории, иностранного языка и т.д.

     Поэтому, чтобы в школе у малыша не было проблем, стоит уже сейчас уделить внимание играм, которые помогут ему сформировать и развить пространственные представления.

   Эй, ребята, что вы спите?!
     На зарядку становитесь!
     Справа - друг и слева - друг!
     Вместе все в веселый круг!
     Под весёлые напевы
     Повернёмся вправо, влево.
     Руки вверх! Руки вниз!
     Вверх! И снова поклонись!
     Вправо, влево головою!
     Руки вверх! Перед собою!
     Топни правою ногой!
     Вправо шаг. На месте стой!
     Топни левой ногой!
     Влево шаг! И снова стой.
     Повернись направо к другу.
     Правую дай другу руку.
     Повернись налево к другу.
     Левую дай другу руку.
     Шаг - назад и два - вперёд!
     Вправо, влево поворот!
     Покружимся, повернёмся,
     Снова за руки возьмёмся.

     При работе с малышом можно использовать следующие задания: подумай, нарисуй, расскажи. Подумай и составь предложения по картинке. Не забудь в своих предложениях употреблять слова: НА, В, ПОД, ЗА, ПЕРЕД, У, ОТ.

Математические игры.

     Неоценимую помощь в овладении ребёнком - дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать родители. И только совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребёнка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребёнка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своём ребёнке. Поэтому можно порекомендовать некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры доступны для ребёнка младшего дошкольного возраста и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала.

1. Математическая игра "Подбери колеса к вагончикам".
Цель игры: обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур, счёт до 5.
Ход игры: ребёнку предлагается подобрать соответствующие колеса - к синему вагончику красные колеса, а к красному - синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).

2. Математическая игра "Составь цветок".
Цель игры: научить составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.
Ход игры: взрослый предлагает ребёнку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка - круг, а лепестки - треугольники или круги. Ребёнку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными и ли круглыми лепестками. Таким образом можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребёнку показать нужную фигуру.

3. Игра "Назови похожий предмет"
Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.
Ход игры: взрослый просит ребёнка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, "Найди, что похоже на квадрат" или найди все круглые предметы. В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.

4. Игра "Собери бусы".
Цель игры: развивать восприятие цвета, размера; умение обобщать и концентрировать внимание; речь.
Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор "Лего", фигуры, вырезанные из бумаги (но мне больше нравятся фигуры из кухонных целлюлозных салфеток - с ними удобнее работать), любые другие предметы.

     Конечно, в этом возрасте последовательность должна быть очень простой, а задание для ребёнка должно состоять в том, чтобы выложить один-два кирпичика в ее продолжение. Примеры последовательностей (ребёнок должен продолжить логический ряд - дострой дорожку "правильными кирпичиками"):

5. Игра "Что стоит у нас в квартире".
Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь, самоконтроль развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.
Ход игры: предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребёнка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.

Использование занимательного математического материала.

1. Игра "Четвёртый лишний".
Ребёнку предлагается три игрушки, сходные по одному признаку (цвет, форма, назначение) и один предмет, отличающийся от остальных. Предлагается исключить лишний предмет.

2. Игра "Что пропало; что изменилось".
Предъявляется несколько игрушек (от 3 до 5) и предлагается ребёнку назвать и запомнить их. Затем незаметно убирается одна из игрушек. Ребёнок должен определить какая из игрушек пропала или поменяла место.

3. Игра "Через ручеёк".
На полу выложены вырезанные фигуры, различающиеся цветом и формой. Ребёнку предлагается перейти на другую сторону ручейка по синим камушкам (только по красным кирпичикам и т.д.)

4. Игра "Кто позвал?"
Игра на развитие слухового внимания и памяти. Завязать ребёнку глаза, или попросить отвернуться, один из находящихся в комнате знакомых людей зовёт ребёнка по имени. Ребёнок должен угадать, кто его позвал.

5. Игра "Найди игрушку".
Изготавливается "пальчиковый бассейн": любая большая коробка, в которой насыпана крупа или фасоль. В "пальчиковый бассейн" прячется любой мелкий предмет. Ребёнку предлагается найти его и определить на ощупь что это.

6. Игра "Что услышал?"
За ширмой проделываются различные действия, сопровождаемые специфическими звуками (переливание воды, шуршание бумаги, стук ложки и т. д.) ребёнку предлагается на слух определить какое действие производят.

7. Игра "Что я загадала?"
Перед ребёнком выкладывается несколько игрушек. Взрослый описывает характерные признаки одной из них. Ребёнку предлагается найти и назвать эту игрушку.

8. Игра "Покачай мишку"
Эта игра на развитие диафрагмального дыхания. Ребёнок ложится на ковёр, взрослый ставит на животик ребёнку игрушечного мишку или зайца и т. д. и предлагает "покачать" его: надуваем животик, опускаем.



     Хотелось бы напомнить Вам, уважаемые родители, о необходимости поддерживать инициативу ребёнка и находить 10-15 минут ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи ребёнка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие. Игровое общение должно быть интересным для всех участников игры.