
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8«Звёздочка»
Консультация для родителей
на тему:
«Речь детей четвертого года жизни:
норма, нарушения, приемы развития».
Подготовил воспитатель:
Пархомова Н.А.
Цель: повысить уровень педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
активизировать знания родителей о норме и типичных нарушениях речевого развития детей четвертого года жизни;
ознакомить с приемами обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя речи, развития фонематического слуха, мелкой и артикуляционной моторики детей.
Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Дети свободно пользуются речью, легко вступают в контакт не только со знакомыми, но и с посторонними людьми. Потребность в общении побуждает малышей к проявлению инициативы, они сами начинают разговор, задают много вопросов, их познавательные потребности увеличиваются. Детей интересуют явления природы, взаимоотношения между людьми, незнакомые предметы. Нужно поддерживать этот интерес, так как он лежит в основе дальнейшего развития речи и других высших психических функций ребенка.
Словарный запас
Активный словарь детей 4 лет достигает приблизительно 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков. Увеличивается не только количество существительных и глаголов, но и других частей речи. Знакомясь с отношениями пространства и времени, дети осваивают такие слова, как «далеко», «рано», «поздно», «сзади», «скоро», и т.д.
Трехлетние дети обычно уже называют некоторые числительные. К концу четвертого года большинство детей смогут соотнести числа 1,2,3 с нужным количеством предметов, то есть начнут осознанно пользоваться этими числительными.
Кроме личных местоимений («я», «ты», «мы», «он», «они»), появляются притяжательные («мой», «твой»).
Начинают появляться в активной речи слова-понятия: «одежда», «посуда», «овощи», «фрукты», «игрушки» и т.д.
Обычно дети еще не пользуются словами-названиями дополнительных цветов: сиреневый, розовый, оранжевый, фиолетовый. Но, в то же время, уже хорошо связывают конкретный предмет с характерным для него цветом: снег белый, небо синее, трава зеленая. Таким образом, цвет становится одним из опознавательных признаков знакомого ребенку предмета.
Приемы обогащения словарного запаса:
Этому, в первую очередь, способствует общение с ребенком, а также чтение, рассказывание, заучивание наизусть.
Полезно играть в такие игры, как различные предметные «Лото».
Игра: «Подскажи словечко».
Взрослый читает отрывок какого-то стишка, а ребенок говорит последнее слово.
Например: Я сегодня утром рано умывался из-под … (крана).
Верещунья, белобока, а зовут ее…(сорока).
Своей младшей дочке Тосе заплетает мама…(косы).
Молодчина эта Лина лепит все из… (пластилина) и т.д.
Покажите ребенку картинку, с предметами одного вида, пусть назовет каждый предмет и все вместе («игрушки», «посуда» и т.д).
Обогащайте словарь за счет прилагательных. Используйте не только «большой-маленький», но и «высокий-низкий», «широкий-узкий», «толстый-тонкий», «глубокий-мелкий» и т.д. Можно поиграть в игру «Скажи наоборот» «Добрый – злой», «верх – низ», «веселый – грустный» и т.д.
Грамматический строй
Словообразование
После трех лет происходит усвоение словообразования. Этот процесс растягивается на весь дошкольный возраст. Вначале дети допускают ошибки, но настораживать должно не наличие ошибок, а отсутствие попыток словообразования.
Появляются слова, образованные по аналогии («бег» - «прыг»).
Примеры:
По аналогии с «певун» - «чистун»: «Ваня наш – чистун».
Нет нормально развивающегося ребенка, который не «творил» бы своих слов.
Если словообразовательные нормы только начинают осваиваться ребенком, то словоизменением основных частей речи дети уже в основном овладели.
Примеры наиболее часто встречающихся аграмматизмов:
Смешение окончаний женского и среднего рода («красивая платье, «зеленое трава»).
Склонение несклоняемых существительных («Без пальта пойду»).
Неправильное использование окончаний («Видели конь», «Купи игрушечного поезда»).
Неправильное склонение числительных («Кошка с два котенка»).
В речи детей еще очень мало причастий и деепричастий.
Приемы развития:
Чтобы научить детей правильно согласовывать существительные с прилагательными.
Можно поиграть с ребенком в игру «Исправь ошибку».
Хлопни в ладоши, если я скажу неправильно: «лучистый солнышко», «красная платье», «зеленое помидор».
Чтобы научить правильно согласовывать существительные с числительными, можно предложить посчитать, например: мячи, пирамидки («одна пирамидка, две пирамидки…») и т.д.
Необходимо учить правильно образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Этому способствуют такие игры, как «Найди детеныша».
Называйте взрослое животное, а ребенок – детеныша («лиса-лисенок», «кошка – котенок»). Хорошо использовать картинки.
Так же можно поиграть в игру «Большой-маленький»
Большой дом, а маленький… домик»
Большой мяч, а маленький … и т.д.
Произносительная сторона речи
Постепенно исчезает смягчение согласных.
Те из детей, кто не справился с произношением свистящих С, З, Ц, будут активно практиковаться в правильном произнесении этих звуков, а также начнут осваивать новые звуки. В этот период в речь детей входят звуки: Ш, Ж, Ч, Щ.
Сроки полного овладения нормальным звукопроизношением у разных детей различны: некоторые до 5 лет и более не успевают справиться с данной задачей, но есть дети, которые уже в 3 года 6 месяцев овладевают нормальным звукопроизношением. В возрасте 4 лет еще не считается речевым отставанием замена звука Р («рука») на Л («лука») и замена звука Л («лак») на мягкий Л' («ляк»), а так же отсутствие этих звуков.
Свистящие и шипящие к 4 годам могут быть недостаточно отдиференцированы; наблюдается смешение С-Ш, З-Ж, С'-Щ (вместо Саша – Шаша или Саса). Такое явление свидетельствует о некотором недоразвитии фонематического слуха.
Фонематический (речевой) слух
В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они могут различать слова, отличающиеся одним звуком («палка-балка», «мишка-мышка»). Развитие фонематического слуха опережает произносительные возможности детей, они, не умея произносить тот или иной звук, слышат его в чужой речи, замечают ошибку в произношении другого ребенка, начинают слышать свое ошибочное произношение.
Приемы развития:
Игры: «Что звучит?» (муз. инструменты, звуки природы, животных, транспорта), «Кто позвал?» (знакомые голоса), «Что в баночке?» (определить на слух, где крупа, горох, камешки и т.п.).
В 4 года – «Поймай звук». «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук …»
«На какой звук начинается слово?» (Сначала называйте ударные гласные в начале слова: «Аааня», «оооблако», «ууутка», «ииигры». Заданный звук необходимо выделять голосом).
Артикуляционная и мелкая моторика
Совершенствуется работа органов артикуляции, что дает возможность детям осваивать новые звуки, справляться с произношением многосложных слов и слов со стечением согласных. Но, конечно, еще встречаются ошибки в выговаривании таких громоздких слов, как, например: «температура»-«темпетура», «шоколадка»-«коладка» и т.п., а иногда и более простых: «шкаф»-«каф», «стол-тол», «однажды»-«онажды».
Для появления у ребенка отсутствующих звуков и произношения сложных слов очень важно развивать артикуляционный аппарат, чему способствует артикуляционная гимнастика, которую нужно превратить в игру.
В развитии речи детей нельзя недооценивать состояние мелкой моторики. Большинство исследователей развития детской речи считают, что развитие мелкой моторики способствует развитию речи, так как центры, отвечающие за речевое развитие в головном мозге расположены рядом с центрами, отвечающими за движения рук. Поэтому, когда мы играем в пальчиковые игры, мозаиками, мелкими конструкторами и т.п. или делаем массаж рук, мы стимулируем определенный отдел головного мозга, а он, в свою очередь – соседний.
Просодическая сторона речи
Есть у детей 3-4 лет трудности управления своим голосовым аппаратом: малыши подчас говорят очень громко, не замечая этого. Дети неплохо перенимают интонацию и верно подражают взрослым при пересказе сказок. Речевое дыхание в данном возрасте удлиняется, на одном выдохе ребенок может произнести небольшую фразу (из 4-5 слов) или произнести медленно цепочку из 4 звуков: а-у-и-о.
Игры: «Скажи громко (тихо)», «Скажи, как медведь, как медвежонок»
Связанная речь
Трехлетние дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 3-5 слов. Постепенно фраза удлиняется и усложняется.
Примеры ошибок:
Неправильный порядок слов в предложении («я хочу нет»).
В этом возрасте ребенок еще не может самостоятельно рассказать о событиях, которые он видел. В его высказываниях нет той развернутости, которая характерна для связанной речи.
Трудно малышам описать содержание сюжетной картинки. Чаще всего они называют предметы, людей, животных, а также перечисляют действия, которые те совершают.
Пересказ небольшой сказки возможен, но это скорее рассказ наизусть. Дело в том, что у детей в этом возрасте очень хорошая память, и знакомую сказку они просто помнят.
Дети четвертого года жизни могут правильно употреблять простые предлоги, такие как: В, НА, ДО, ПО, У и многие союзы, такие как: ЧТОБЫ, ЕСЛИ, ПОТОМУ ЧТО, СКОЛЬКО и др.
Приемы развития:
Побуждать пересказывать короткие сказки, учить стихи, потешки.
Придумывать истории по картинкам.
Задавать вопросы по прочитанным сказкам, по картинкам.
Отрабатывая предлоги можно играть в игру, например, «Где котенок?» (показ картинок, где котенок находится в разных позициях по отношению к корзинке).
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/11/30/konsultatsiya-dlya-roditeley-na-temu-rech-detey