Консультация для воспитателей
«Почему музыкальные инструменты в уголках спят».
(с элементами мастер-класса)
Цель: Знакомство участников с опытом использования детских музыкальных инструментов и музыкально - дидактических игр способствующих музыкальному развитию дошкольников.
Задачи:
1. познакомить педагогов с новыми музыкально-дидактическими играми и приёмами игры на шумовых музыкальных инструментах
2. раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в музыкально - дидактических играх.
3.Ознакомление с рекомендациями по использованию шумовых инструментов в совместной и самостоятельной деятельности детей в группе.
В дошкольном периоде музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребёнка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств.
С самого раннего детства огромный интерес у малышей вызывает окружающий мир. Звуки музыкальных инструментов для детей кажутся чем-то волшебным, необыкновенным, сказочным. Игры на музыкальных инструментах только на занятиях не достаточно, поэтому нельзя чтобы инструменты в уголках молчали. Не забываем, что ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игре. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Значит именно играя на музыкальных инструментах, у детей повышается интерес к музыкальным занятиям, что способствует развитию памяти, внимания.
Давайте вспомним, какие умственные операции происходят у ребенка при развитии музыкальной памяти и внимании?
(ответы аудитории)
Развитие этих способностей предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на развитие познавательных способностей ребенка.
Чтобы развивать эти способности не достаточно музыкальных занятий, которые проходят два раза в неделю, здесь просто необходима помощь воспитателя, который может тоже развивать эти способности благодаря режимным моментам и другим видам деятельности.
Я предлагаю вам, уважаемые коллеги на практике использовать в своей повседневной деятельности различные музыкальные инструменты. Можно организовать интересную и увлекательную тематическую неделю "В мире музыкальных инструментов".
Каждый день воспитатель выбирает музыкальный инструмент дня. Например, деревянные ложки, и использует его целый день в режимных и образовательных моментах.
Предлагаю вам познакомиться с примерным алгоритмом действий, где педагог вправе самостоятельно варьировать участие музыкального инструмента в различных видах деятельности.
1. Утренняя зарядка.
Чтобы начать режимный момент, утренняя зарядка, педагог загадывает загадку о музыкальном инструменте.
Инструмент помогает педагогу провести утреннюю зарядку, тем самым решается несколько образовательных задач: ребята на слух запоминают тембровый окрас звучание деревянных ложек; ритмическое сопровождение на счет, помогает развитию. чувства ритма и синхронизации выполнения физических упражнений; активизация лидерских качеств ребенка (воспитатель наблюдая за детьми, поощряет более активных детей игрой на музыкальном инструменте)
2. Образовательный процесс, (НОД).
Конечно, мы не общеобразовательная школа, а всего лишь дошкольная ступень образования, но использовать инструмент как звонок на урок (занятие), нам никто не запрещает. Педагог сам определяет кто из ребят будет выполнять такую функцию сегодня, при этом дает творческое задание: это может быть уже заданный ритмический рисунок, или это будет ритмическая импровизация.
3.Физ. минутки.
Здесь уже сам педагог проявляет свое творчество. Это могут музыкально-подвижные игры с использованием музыкального инструмента (например, музыкальная игра "передай инструмент", у кого остался инструмент тот выходит в круг и играет на инструменте, игра "простучи свое имя"), логоритмические упражнения и т.д.
4. Прогулка.
Здесь можно использовать музыкальный инструмент в подвижных играх, как сигнал начала и окончания игры.
5. Самостоятельная деятельность.
Очень здорово, когда сам воспитатель творчески подходит к решению такой задачи и предлагает ребятам создать целый "альбом" своих впечатлений. Например, каждый день рисуют музыкальный инструмент, озвучивают р.н.с. сказки с помощью различных инструментов, играют в оркестр, учатся играть ритмические цепочки, подыгрывают ритм к различным знакомым песенкам, попевкам и т.д.
По итогам такой тематической недели у ребят формируются определенные навыки игры на музыкальном инструменте, развивается тембровый и ритмический слух. А самое главное музыкальные инструменты больше не спят в музыкальных уголках группы.
И чтобы не быть голословным, я хочу предложить вам игры, которые помогут у детей развить определенные виды памяти
Развивая слуховую память, нужно научить запоминать и воспроизводить звучание на тех или иных музыкальных инструментах. ( Игры: «Повтори, не ошибись», «Не оборви цепочку», «Музыкальное лото»)
Предлагаю поиграть в игру «Не оборви цепочку», приглашаю педагога (расставляю на столе музыкальные инструменты и по очереди играю на инструментах, количество зависит от возраста. Ребенок должен на магнитной доске выложить цепочку из карточек с музыкальными инструментами, в порядке очереди, как они прозвучали. В эту игру можно поиграть в перерыве между занятиями, которые не несут слухового восприятия, например, дети рисовали, или занимались аппликацией.
Ребенок повторяет сыгранные звуки в заданном ритме. Сначала ритм должен быть самым простым, например два коротких звука, один долгий; четыре коротких звука, один долгий; долгий звук, два коротких, один долгий. Повторять ритм ребенку следует на каком-нибудь одном инструменте, но
лучше не том же, на котором играл взрослый.
-«Какого музыкального инструмента не стало?»
1 способ Инструменты лежат на столе, закрываю ширмой и убирается один из инструментов, нужно отгадать какого инструмента не стало. Данную игру можно предложить детям после прогулки перед обедом.
2 способ Воспитатель перед уходом на прогулку, убирает из музыкального уголка один из музыкальных инструментов а вернувшись с прогулки обращает внимание, что в музыкальном уголке как показалось исчез какой-то музыкальный инструмент, а какай она никак не определит, просит помочь детей.
Для развития двигательной памяти попросить ребенка повторить различные технические упражнения. (Постучи ложками с права, с лева; играй в бубен вверху и внизу). Казалось бы, что может быть проще? Тем не менее, не все сразу получится. Но буквально через пару занятий ребенок без труда справится с этой задачей. Эту игру воспитатель может предложить детям даже на прогулке, игра проводиться индивидуально или небольшой группой.
(Поиграть с аудиторией на ложках )
Для развития тактильной памяти предложить музыкальные инструменты из разного материала (дерево, металл, пластмасса) Дайте ребенку попробовать их на ощупь, а потом с закрытыми глазами определить, где какой. Желательно предложить потрогать только часть муз.инструмента, т.к изменится цель игры, ребенок будет определять не материал а форму инструмента. Так он научится запоминать ощущения. Очень удобно поиграть в эту игру вечером, когда детей уже не много.
Игры и упражнения на развитие внимания: «Четвертый лишний» (из какого материала сделан, к какой группе относится, например-треугольник, колокольчик и погремушка (какой лишний), дудочка, ложки, маракас и металлофон (какой лишний)
Игрой на Музыкальных инструментах можно заниматься как во время режимных моментов, так и успешно применять в других видах деятельности, например:
«Чтение художественной литературы»
Очень интересный и познавательный метод игры на музыкальных инструментах — это озвучивание.
Озвучивание сказок
Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании даже самой простой, давно известной ребенку сказки откроет увлекательный мир музыкального творчества. На небольшом развлечении можно удивить своих детей и вовлечь их в совместное исполнение.
Заранее подготовьте детские музыкальные инструменты, которые вам понадобятся для озвучивания сказки. Если в детском учреждении нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы. Заранее проверьте звучание ударных музыкальных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект (прием игры). Для начала раздайте детям музыкальные инструменты с учетом их возможностей. Проверить их звучание дети должны до начала сказки.
Музыкальный инструмент должен отзвучать прежде, чем вы продолжите сказку. Поэтому учите детей брать музыкальные инструменты в руки только для игры, а затем откладывать - "инструменту нужно отдохнуть. Учите детей бережному обращению с музыкальными инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место. Для проведения сказок-шумелок можно использовать специальное "сказочное" одеяло, в центре которого лежат детские музыкальные инструменты.
Сказка «Курочка Ряба»
Жили-были дед да баба (музыкальная шарманка), и была у них курочка Ряба.
Снесла однажды курочка яичко («кудах-тах-тах, кудах-тах-тах»-голосом), да не простое (удар деревянными ложками), а золотое (удар по пластинке металлофона).
Дед бил, бил – не разбил (удары по пластинке металлофона в низком регистре).
Баба била, била – не разбила (удары по пластинке металлофона в высоком регистре).
Мышка бежала, хвостиком махнула (игра на колокольчике) – яичко упало и разбилось(глиссандо на металлофоне снизу вверх).
Плачет дед, плачет баба (размеренные удары по треугольнику).
А курочка им говорит (частые удары по треугольнику):
«Не плачь, дед (размеренные удары по треугольнику), не плачь, баба (частые удары по треугольнику). Я снесу вам яичко другое, не золотое (удар по пластинке металлофона), а простое (удар деревянными ложками)».
Загадки о музыкальных инструментах можно включить в вечернее время, устроив «Вечер загадок», разнообразить игру «Музыкальное лото» (когда можно закрывать ячейки не прослушав музыкальный инструмент, а отгадав про него загадку.
Внутри пустой, а голос густой.
Сам молчит, а бьют – ворчит.
(Барабан)
У неё вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть – не рубашка.
Не индюшка, а надувается,
не птица, а заливается.
(Гармошка)
Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его – молчит.
Стоит только в руки взять
И немного раскачать,
Слышен будет перезвон:
Динь-дон-дон, динь-дон-дон.
(Колокольчик)
Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет…
(Скрипка)
У этого инструмента есть струны и педаль,
Несомненно, это звонкий, черный глянцевый…
(Рояль)
Опускаем молоточки
На железные листочки,
И летит веселый звон!
Что звучит?
(Металлофон)
Дед Егор еще не старый,
Внуку сделал он подарок,
И теперь у нас Ванютка
Целый день дудит на …
(Дудке)
Попробуйте загадывать их с помощью музыкальных инструментов и игрушек.
В режимные моменты можно включать следующие игры, которые я думаю вас заинтересуют.
Творческие игры
«Моя семья» соотносить музыкальный инструмент к членам своей семьи и объяснить почему
«Собери картинку» разрезные картинки с элементами музыкальных инструментов
«Фантастическое путешествие» предлагается полететь в космос , послушать музыку оркестра инопланетян, на каких инструментах они будут играть?
«Веселый художник» ребенок дорисовывает недостающий элемент музыкального инструмента. Эта игра проводится после знакомства с музыкальным инструментом, для закрепления.
Предложить дорисовать аудитории
Моторные игры
Дети5–6 лет очень подвижны и нуждаются в активных моторных играх. В этом возрасте доминирует развитие конкретного мышления и формируются навыки группового взаимодействия. Основным условием прогрессивного развития ребенка выступает предоставление ему широких возможностей двигательной активности, через которую развиваются как вышеназванные характеристики, так и психическая организация ребенка в целом.
-«Передай хлопок»
Цель этой игры наладить взаимодействие, единство, концентрацию, зрительный контакт, поэтому эту игру я бы рекомендовала проиграть перед занятиями
-«Беру, отдаю» (игра с палочками)
Цель та же что и в игре «Передай хлопок»
-«Отстучи ритм» (муз.молоточки, палочки, ложки, металлофон)
Цель: Развитие слухового контроля
Ребенок по словесной инструкции педагога отстукивает на муз.инструменте заданный ритм, например простучи два раза громко, сделай паузу и четыре раза тихо
-«Ну-ка, руки покажи»
Цель: определить у кого находиться муз.инструмент
Дети плотно стоят в кругу и за спиной передают муз.инструмент (погремушку, маракас, то что создает негромкое звучание), водящий в центре с закрытыми глазами, определяет у кого инструмент, открыв глаза обращается к игроку: «Ну-ка, руки покажи. Маракас у тебя — скажи?», если угадал, играет на муз.инструменте, если нет, то меняется водящий.
Поиграть с аудиторией
-«Самый ловкий оркестрант»
Всем раздаются инструменты, играют , кладут на пол, бегают по кругу, по окончании музыки берут инструмент, кому не хватило выбывают из игры( в центре дирижёр, который убирает инструмент )
Правила игры на детских музыкальных инструментах
Немаловажным фактом успешного музицирования на музыкальных инструментах является знание приемов игры. Давайте вспомним эти приемы, что бы вы смогли их пояснить самостоятельно маленькому музыканту, когда рядом нет музыкального руководителя
Барабан: поставьте на столик или подставку, палочки возьмите в обе руки (зажмите между вторым и первым пальцами), затем ударьте ими по мембране.
Треугольник: возьмите левую руку за ремешок, поднимите на уровень груди, палочку возьмите в правую руку; удары производятся или по основанию инструмента, или по боковым сторонам снаружи. Возможны быстрые удары изнутри по боковым сторонам инструмента (эффект тремоло).
Колокольчик: возьмите в правую руку, поднимите на уровень груди и покачивайте из стороны в сторону.
Бубен: возьмите в правую руку, поднимите на уровень груди и встряхивайте или возьмите в левую руку, поднимите вертикально (боком к играющему) и правой рукой ударяйте по мембране.
Маракас, румба, погремушка: возьмите в правую руку, поднимите на уровень груди и встряхивайте или возьмите в правую руку и ударяйте музыкальным инструментом по ладони левой руки.
Тарелки: возьмите за держатели правой и левой руками и ударяйте тарелки скользящими встречными ударами друг о друга.
Металлофон или ксилофон: поставьте перед собой на столик или подставку, палочку возьмите в правую руку (как ложку), разверните параллельно корпусу инструмента. Игра производится двумя способами: отдельными ударами или скользящим движением вдоль пластинок (глиссандо).
Музыкально-дидактические игры, с использованием детских музыкальных инструментов.
«КТО ПРИШЕЛ В ГОСТИ»
Цель: Развивать тембровый, ритмический слух, слуховую память.
Ход игры: Дети стоят свободно у стены, в руках колокольчики, бубны, барабаны и, двигаясь к противоположной, поют:
У зайчонка День рождения,
Получил он поздравленья.
Кто пришел, отгадай?
Вова, быстро называй.
Повернувшись спиной к играющим, стоит водящий. Он называет «гостей», ориентируясь на звуки звучащих поочередно музыкальных инструментов (колокольчики – птички, бубны – медвежата, барабаны – зайчата) .
«РАЗ – ДВА!»
Задача: Развивать устойчивость внимания при воспроизведении ритмических рисунков.
Ход игры. Ритмическая игра проводится под музыку танцевального характера.
1 Вариант. Звучит 1-я часть «Летки-енки» Р.Лихтенене. На первую и третью четверти нечетных тактов дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!». На четные такты – действия по тексту.
-2-
1т. – Раз, два! 5т. – Раз, два!
2т. – Хлоп-хлоп-хлоп. 6т. – Шлеп-шлеп-шлеп.
3т. - Раз, два! 7т. – Раз, два!
4т. -Топ-топ-топ. 8т. – По-во-рот!
Первый раз дети выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении – разворачиваются спиной в круг.
2 Вариант. Дети берут любые музыкальные инструменты и располагаются свободно по комнате.
1 часть – отстукивают ритмический рисунок.
2 часть – меняются инструментами.
При повторении могут менять ритмический рисунок.
«РОНДО» Музыка В.А.Моцарта
Цель: Развивать музыкальные и коммуникативные способности, внимание, ориентировку в пространстве, умение ощущать метроритм.
Ход игры: Дети берут любые инструменты, которые есть в наличии в группе (бубны, капельки, коробочки, маракасы) и встают по кругу.
На 1 часть музыки - дети ритмично играют на инструментах.
На 2 часть музыки – дети гуляют и меняются инструментами.
И так повторяется несколько раз.
Наша память сохраняет
10% из того, что мы слышим
50% из того, что мы видим
90% из того, что мы делаем
просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.
12