МКДОУ д/с №7 комбинированного вида
Консультация для педагогов
Тема:«Как помочь ребѐнку адаптироваться в детском саду?»
Подготовила:Спицина Ирина Николаевна
Адаптация - это приспособление организма и личности к новой обстановке. В каком бы возрасте ребёнок ни пришёл впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание.
При поступлении ребѐнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов :из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный
контакт со сверстниками, новое помещение,- все эти изменения создают для ребѐнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных
механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т.д.
На характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов:
- возраст ребенка (у ребенка появляется потребность в общении с взрослыми и с детьми, что позволяет ему отвлечься от дома. Но речь еще недостаточно развита, и если не понимать ребенка, не выполнять его желаний, то появляется плач, срыв нервной системы. С 2-х до 3-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Адаптация протекает легко.)
-состояние здоровья (у ребенка появляется потребность в общении с взрослыми и с детьми, что позволяет ему отвлечься от дома. Но речь еще недостаточно развита, и если не понимать ребенка, не выполнять его желаний, то появляется плач, срыв нервной системы. С 2-х до 3-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Адаптация протекает легко.)
-сформированность опыта общения,
-степень родительской опеки.
Некоторые педагоги считают, что плач и капризы – результат избалованности и изнеженности в семье. Многие вообще не видят проблемы: «Скучно ребѐнку в детском саду? Плачет? Ничего страшного, поплачет и перестанет». В таких случаях процесс привыкания затягивается, у ребѐнка формируется защитно-оборонительная реакция и, как следствие, негативное отношение к детскому саду.
Чтобы этого не произошло, необходимо комплексный подход к решению проблемы адаптации.
1. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления
ребѐнка в детский сад.
2. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
3.Формирование чувства уверенности в окружающем.
4. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период,
направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок-
взрослый» и «ребѐнок-ребѐнок» .
1. Работа с родителями.
Необходимо условие успешной адаптации – согласованность действий
родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным
особенностям ребѐнка в семье и детском саду.
Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить
контакт с семьей. Все привычки и особенности ребѐнка сразу выяснить
сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы
характерные черты его поведения, интересы и склонности.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребѐнка
только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и
другими детьми.
Родители, отдавая ребѐнка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу.
Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы,
ребѐнок тоже тревожится.
Поэтому задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: пригласить
их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки,
рассказать, чем ребѐнок будет заниматься, во что играть, познакомить с
режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.Родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы
относительно питания, сна и одежды ребѐнка, что все медицинские и
закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия.
В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам
педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания.
Если ребѐнок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими
родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой
обстановке. Важнейшая задача родителей - мотивация ребенка, формирование у него заинтересованности в посещении дошкольного учреждения. Прогуливаясь с малышом перед детским садом, следует комментировать игры детей, вызывать интерес к детской площадке и расположенным на ней предметам, создавать заинтересованность в присоединении к детскому коллективу. Родителям необходимо проявлять живой интерес к успехам малыша, новым друзьями, заданиям, которые он выполняет, и трудностям, которые у него возникают, поощрять малыша в его успехах.
2. . Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание
идти в детский сад.
Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать
атмосферу тепла и уюта и благожелательности в группе. Если ребѐнок с
первых дней почувствует это тепло, исчезнет его волнения и страхи, намного
легче пройдет адаптация.
Воспитатель становится для ребенка главным связующим звеном между детьми и родителями.
С поступлением ребенка в ДОУ для него открывается совершенно новый неизведанный для него мир, который, естественно, поначалу настораживает и может даже пугает маленького человека. И в самом начале очень важен для малыша положительный, позитивный настрой педагога. Ласковое обращение с ребѐнком, периодическое пребывание малыша на
руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться .Одобрительные жесты, похвала, внимательное отношение к ребенку и искренняя улыбка педагога - как визитная карточка, это составляющие комплексного подхода к новому воспитаннику в ДОУ.Ребенок должен постоянно чувствовать, что его слышат, видят, придут на помощь в трудную минуту. Педагог должен постараться расположить к себе нового ребенка.
Практический любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от
размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие, не такие,
как дома. Чтобы ребѐнку было приятно приходить в детский сад, нужно
«одомашнить» группу. Зрительно уменьшают помещение, сделают его более
уютным красивые занавески на окнах.
Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие
«комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Желательно чтобы
разместить на время адаптации живой уголок. Растения и вообще зеленый
цвет благоприятно влияет на эмоциональное состояние человека.
Необходимо иметь в группе спортивный уголок, художественно-
эстетический. Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от двух недель до двух-трех месяцев).
3. Формирование чувства уверенности в окружающем
Можете ли вы себе представить, каковы впечатления ребенка,впервые попавшего в детский сад? Представьте себе, что вы попадаете в незнакомый город, с путаницей улиц, наполненный своими жителями, причем все они больше вас, а есть и просто гиганты. Гиганты проявляют к вам особый интерес, но их намерения пока неясны — добрые или не очень (поэтому на всякий случай надо быть с ними настороже!). А в квартире, в которой вам предстоит жить,
живут еще 15—20 человек. Их так много, все о чем-то говорят, бегают, иногда плачут, и нет такого места, где можно было бы от всего этого кошмара спрятаться, и нет ни одного знакомого, близкого человека, который бы объяснил, что это за люди, который бы помог, поддержал. Согласитесь, картина не из
приятных. Но ведь это не что иное, как видение ситуации своего прихода в детский сад малышом: действительно его окружают незнакомые взрослые —воспитатели, няня и не просто окружают, а разговаривают с ним, что-то спрашивают, о чем-то
просят, что-то требуют. И ходить по детскому саду боязно — что там, за
поворотом? — не заблудиться бы. Безусловно, со временем малыш освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями, будет ориентироваться в саду. Кто-то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого-то неумение освоиться в новой ситуации приведет к нежеланию ходить в детский сад, к конфликтам с детьми, воспитателями. Именно поэтому одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д. Решению этой задачи, начиная с первого дня пребывания в саду, посвящается все первое полугодие (до января). Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:
1) знакомство, сближение детей между собой;
2) знакомство с воспитателями, установление открытых,
доверительных отношений между воспитателями и детьми;
3) знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);
4) знакомство с детским садом (кухня, медкабинет и др.);
5) знакомство с педагогами и персоналом детского сада;
Знакомство с окружающим (помещением детского сада, персоналом) организуется в форме развивающих игр.
4. Игры в адаптационный период с детьми .
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального
контакта, доверие детей к воспитателю.
Ребѐнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на
помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное
общение возникает на основе совместных действий, сопровождением заботы
к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребѐнок не
чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает
взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места
проведения и т.д.
Проведение таких игр требует от взрослого знания и четкого
выполнения определенных правил.
Правило 1
Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре.
Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в
предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше
чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры
ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись,
ребенок сам включается в игру. Для того чтобы игра действительно
увлекала детей и лично затронула каждого из них, необходимо
выполнять
Правило 2
Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими
действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в
игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он
становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на
первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый
организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило
заключается в том, что взрослый совмещает две роли — участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в
дальнейшем.
Правило 3
Многократное повторение игр, которое является необходимым
условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в
разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически
участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание,
лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и
применения нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоела,
необходимо выполнять
Правило 4
Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и
т.д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда
доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот
материал долго останется для детей необычным. И последнее, но
отнюдь не маловажно.
Эти основные принципы организации и проведения игр-занятий
определились в ходе практической работы и показали свою
обоснованность и необходимость выполнения.
Вывод: для того чтобы ребенку было легче адаптироваться в детском саду, необходимо сотруднечество родителей и воспитателей их доверее друг-другу и взаимопомощь, а также создание благоприятных условий для легкой адаптации малыша.
«ИДИ КО МНЕ»
Ход игры. Взрослый отходит от ребѐнка на несколько шагов и манит его к
себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок
подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля
пришел!» Игра повторяется.
«ПРИШЕЛ ПЕТРУШКА»
Материал. Петрушка, погремушки.
Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.
Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они
вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.
«ВЫДУВАНИЕ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ»
Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует
получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько
пузырей может удержать на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету
все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и
удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребѐнка
выдувать мыльные пузыри.
(Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)
«ХОРОВОД»
Ход игры. Воспитатель держит ребѐнка за руки и ходит по кругу,
приговаривая: Вокруг розовых кустов, До того мы закружились,
Среди травок и цветов, Что на землю повалились.
Кружим, кружим хоровод. БУХ!
При произнесении последних фраз оба «падают» на землю.
Вариант игры: Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг.
ГЕЙ!
Взрослый и ребѐнок вместе подпрыгивают.
«ПОКРУЖИМСЯ»
Материал. Два игрушечных мишки.
Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и
кружатся с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться,
прижимая к себе игрушку.
Затем взрослый читает стишки и действует в соответствии с его
содержанием. Ребѐнок вслед за ним выполняет те же движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
«ПРЯЧЕМ МИШКУ»
Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребѐнку большую игрушку
(например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говорят: «Где
мишка?», ищет его вместе с ребѐнком. Когда малыш найдѐт игрушку,
взрослый прячет еѐ так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой
прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» Когда ребѐнок найдет
его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый
предлагает спрятаться ребѐнку.