СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация-практикум

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста.

Просмотр содержимого документа
«Консультация-практикум»

8


Мамина школа

Место проведения: МДОУ детский сад № 5 «Радуга»; МДОУ детский сад № 2 «Берёзка».

Участники: Родители детей раннего возраста.

Учитель – логопед: Качалова А. Г.

Цель. Профилактика речевых нарушений

Задачи:

  1. Познакомить с этапами развития детской речи. Приёмами развития речи детей раннего возраста.

  2. Обучение родителей проведению артикуляционной гимнастики.

  3. Обучение проведению пальчиковой гимнастики, играм с движениями.

План проведения

  1. Анкетирование родителей.

  2. Презентация «Этапы развития детской речи. Приёмы развития речи детей раннего возраста»

  3. Практикум для родителей

  • «Артикуляционная гимнастика»

  • Пальчиковые игры и народное творчество (использование потешек)

  • Игры с движениями

  1. Игры с детьми

Практическая часть:

-Предлагаю проиграть некоторые моменты, которые помогут Вам понять, как и с помощью каких приёмов развивать речь малыша.


2.1.Артикуляционная гимнастика для детей: когда наступает время?

           Основа правильного формирование речевого аппарата — артикуляционная гимнастика для детей. На ранних этапах развития ребенка – это целиком и полностью задача родителей, бабушек и дедушек. В основе такой гимнастики лежит комплекс несложных упражнений, преподавать который после небольшой подготовки сможет любой взрослый человек.

         Но для начала, о том с какого возраста, и с какой периодичностью надо проводить занятия. Сразу оговоримся, грудничков это не касается: в этом возрасте обычного «ауканья» и «угуканья» будет предостаточно. Начиная с 8-ми месяцев общение с малышом уже должно базироваться на определенной методике, суть которой заключается в том, что речевой аппарат должен развиваться активно и полноценно. Ребенок должен надувать щечки, высовывать язык и четко повторять и проговаривать звуки и их сочетания. Добиться такого результата можно игровым способом, правда, только для ребенка это должна быть игра, а для взрослого – осмысленное занятие с четко обозначенной целью.

         Полноценными упражнения артикуляционной гимнастики для детей должны стать начиная с 2-х летнего возраста. Важно помнить, что длительность одного занятия не должна превышать 10 минут, а повторять их необходимо не более двух раз в день. Успех таких упражнений полностью зависит от того, станет ли это системой, причем как для ребенка, так и для родителей.

Артикуляция у ребенка: проблемные места

       Как показывает практика, сложность произношения у ребенка вызывают только согласные звуки, да и то не все. Наиболее проблематичными считаются группа шипящих и свистящих («ш», «щ», «ч», «ж», «с», «з»), а также сонорные звуки «р» и «л». С самого первого занятия необходимо соблюдать несколько правил: ребенку желательно видеть себя в зеркале и он должен стараться удерживать артикуляционную позу (надутые щечки, высунутый язык, широко открытый рот) в течение хотя бы 6-8 секунд.

 Артикуляционная гимнастика для детей: Упражнения

        Как правило, в 2-х летнем возрасте речевые нарушения не выражены ярко, но заниматься с ребенком, тем не менее, стоит хотя бы в профилактических целях. Вот несколько несложных упражнений, которые стоит делать вместе с малышом уже в этом возрасте.

  • «открываем-закрываем широко окно»: при выполнении этого, как и всех остальных упражнений необходимо фиксировать положение рта на несколько секунд, а не просто широко открывать и закрывать его;

  • «дудка-дудочка-дуда»: можно использовать подручные средства (карандаш, свернутую трубочкой бумагу и т.д.) и имитировать игру на дудке;

  • «покажи забор»: широкая-широкая «голливудская» улыбка;

  • «чистим зубки»: широко улыбаемся, но при этом проводим кончиком языка по внешней и внутренней поверхности зубов;

  • «маляр»: в данном упражнении акцент – язык, который «красит» верхнее небо при достаточно широкой улыбке;

  • «ловим мышку за хвостик»: нешироко приоткрываем рот, сильно высовываем язык и ловим его широкую часть зубами;

  • «цоканье»: это упражнение хорошо укрепляет уздечку языка, что способствует нормальному формированию звука «р».

           Артикуляционная гимнастика крайне важна для детей. Она вырабатывает подвижность органов, которые участвуют в формировании речи, их переключаемость и координацию, а это залог правильного звукопроизношения и красоты речи в дальнейшем.

- А сейчас выполним артикуляционную гимнастику с помощью сказки «Репка»

«Репка»

Посадил дед репку. Каждый день ходил ее поливать. Открыл ворота (открыть рот), зашел, закрыл ворота (закрыть рот), полил репку, пошел домой. Выросла репка большая-пребольшая. (Надуть щечки). Взял дед лопатку (положить язычок на нижнюю губу), копал-копал, не выкопал, тянул-тянул, не вытянул. Позвал дед бабку. Бабка в доме тесто для пирогов месит. (Шлепать губами по язычку: пя-пя-пя). Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали внучку, а внучка на лошадке скачет дедушке помочь. (Цокать язычком). Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали Жучку. Жучка спешит, торопиться деду помочь, дышит тяжело. (Открыть рот, высунуть язычок, подышать, как собачка.) тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали мышку, а мышка спит в норке и не слышит, как ее зовут. Давайте, позовем все вместе: «Мышка!» Мышка проснулась, выглянула из норки, смотрит по сторонам, кто же разбудил. (открыть рот, язычок «смотрит» влево-вправо.) Тянут-потянут, вытянули репку! Уродилась репка сладкая, крепкая и очень вкусная. (Облизать нижнюю и верхнюю губу.)



2.2. Пальчиковые игры, потешки, для детей раннего возраста.

- Как вы думаете, что из народного творчества помогает развивать речь малыша?

-Какие потешки Вы используете?

Эти потешки относятся к пальчиковым играм и известны давным-давно. Малышам, которым сложно самим выполнять движения, помогает мама, а совсем маленьким крошкам, под эти потешки можно делать массаж пальчиков, лёгкими круговыми движениями перебирая каждый пальчик ребёнка. Пальчиковые игры очень полезны для детей - они улучшают координацию и стимулируют развитие речи, к тому же пальчиковая гимнастика очень нравится детям. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Потешки в пальчиковым играм формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
Произносить потешки для пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.
Для некоторых игр надевайте на пальчики бумажные колпачки или рисуйте на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, обязательно хвалите его.

      ПРЯТКИ

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так.

И головки убирали.

 

        

Сжимать и разжимать пальчики обеих рук.

                       СОРОКА

Сорока белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

Усложнение

Сорока белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Ты воды не носил, дров не рубил,

Каши не варил.

 

Махать кистями рук с широко расставленными пальчиками.

Указательным пальцем правой руки выполнять круговые движения по ладони левой руки.

По очереди загибать правой рукой мизинец,

безымянный,

средний,

 указательный и

большой палец левой руки.

Выполнить упражнение, начиная с другой руки.

Движения повторяются.

 

 

 

 

 

 

Большой палец не загибать.

Грозить указательным пальцем правой руки указательному пальцу левой руки.

        ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

 

Пальцы левой руки сжаты в кулачок, большой пальчик смотрит вверх.

Пальцами правой руки отгибать поочерёдно указательный палец,

средний палец,

безымянный палец,

мизинец.

Энергично повращать кистью левой руки и выполнить упражнение с правой руки.

         КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЛЯ

                ПАЛЬЧИКОВ

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул!

А последний пятый пальчик

Шустро прыгает, как зайчик.

Мы сейчас его уложим

И уснём с тобою тоже!

 

 

Пальцы левой руки широко расставить. Правой рукой прижимать к середине ладошки попеременно большой палец,

Указательный палец,

Средний палец,

Безымянный палец.

Пошевелить мизинцем (как получится).

Прижать к середине ладошки мизинец.

Сложить обе ладошки и положить под щёчку.

Выполнить упражнение, начиная с другой руки.



2.3. Важно сочетать речь и движение. Попробуем выполнить некоторые упражнения.

-«С добрым утром» С добрым утром, глазки! (малыши широко открывают глазки и улыбаются) Вы проснулись? С добрым утром, ушки! (ладошками поглаживают ушки) Вы проснулись? С добрым утром, ручки! (поглаживают то одну, то другую ручку с обеих сторон, пощипывают кончики пальчиков, затем хлопают в ладошки) Вы проснулись? С добрым утром, ножки! (поглаживают коленки, спускаясь к щиколоткам, затем топают ножками) Вы проснулись? С добрым утром, солнце! (поднимают руки вверх, смотрят на «солнце», покачивают кистями рук) Я проснулся (-ась)!

Раз, два, три, четыре, пять!

Негде зайчикам гулять!

Всюду ходит волк, волк!

 

Он зубами щёлк, щёлк!

 

Ритмично хлопать в ладоши.

Прыгать на двух ногах.

Выполнять полусогнутыми в локтях руками характерные движения перед собой.

Энергично сжимать и разжимать пальцы.

Поехали-поехали

За шишками-орехами!

По кочкам, по кочкам,

По ягодкам, цветочкам,

Пенёчкам и кусточкам,

Зелёненьким листочкам.

В ямку – бух!                       

 

Выполнять топающие шаги в разных направлениях.

 

 

 

 

 

Резко присесть.

 

Наши ножки: топ, топ!

Наши ручки: хлоп, хлоп!

Вниз ладошки опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем.

 

 

Притопывать ногами.

Хлопать в ладоши.

Медленно опускать руки вниз.

 

                       ***

Зайке холодно стоять.

Хочет зайка поскакать.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

 

Шевелить приложенными к голове ручками.

Прыгать.

Присесть на корточки.

Потирать ручки.

Би-би-би  -  гудит машина.

Тук-тук-тук  -  мотор стучит.

Едем,едем,едем,едем,-

Шины трутся о дорогу,

Шу-шу-шу  -  они шуршат.

Быстро крутятся колёса.

Та-та-та, - они спешат.

 

 

Стучать кулачком одной руки по ладошке другой руки.

Хлопать в ладошки.

Топать ногами.

Потирать ладошками.

 

Выполнять «моталочку».



-Можно использовать игры с музыкальным сопровождением.

Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде этом ребята сидят.
Ту-ту-ту, ту-ту-ту, гудит паровоз.
Далеко, далеко ребят он повез.
Но вот остановка, кто хочет слезать -
давайте, ребята, как зайки скакать.

Родителям предлагается посмотреть демонстрационный материал.










Практическая часть. Родители вместе с малышами выполняют следующие упражнения:


  1. Артикуляционнная гимнастика (картинки: собачка, слоник, хомячок, бегемотик)


  1. Игры с пальчиками (мелкие игрушки)

Игра «хома — хомячок».

Взрослый прячет что-либо в кулаке. Ребенок разгибает палец за пальцем, добираясь до сюрприза. Потом можно поменяться ролями. При этом взрослый произносит:

Хома, хома, хомячок,

Разожми мой кулачок,

Ну-ка, ну-ка разожми,

Что найдешь, себе возьми.

Постучим пальчиками

Пальчик о пальчик. Стучать указательным пальчиком одной руки по указательному пальчику другой руки. — Тук-тук-тук. Пальчик о пальчик Тук-тук-тук. Вращение кистями рук.

Заплясали ручки,

Заплясали. Ай.



Мы построим дом

Мы построим дом, дом.              Правую ладонь кладем на левую,

Будем жить мы в нем, в нем.      Руки сгибаем в локтях перед грудью.

Крышу не забудем,                      Ритмично сменяем ладони: сверху оказывается то  одна,то другая.

Окошечко прорубим                    Пальцы рук соединены над головой.

                                                   Ладони  «обнимают» локти над головой.

Утром папочка придет,                Машем правой рукой.

Утром мамочка придет,              Машем левой рукой.

Утром солнышко взойдет.          Поднимаем обе руки вверх, пальцы растопырены.



Пальчиковая гимнастика «Маша варежку надела»

Маша варежку надела:         Гладим правую кисть с обеих сторон

- Ой, куда я пальчик дела?   Загибаем большой палец

Нету пальчика, пропал!   Поворачиваем ладонь, осматриваем со всех

                                       сторон

В свой домишко не попал. -

Маша варежку сняла:          Проводим левой рукой по правой от себя

- поглядите-ка, нашла!


Ищешь, ищешь и найдешь.                   Кисть с выпрямленными пальцами показываем

Здравствуй, пальчик, как живешь?         с обеих сторон. Пожимаем большой палец.



  1. Упражнения с массажными мячиками (мячики)

«Ёжик»

Представьте, что к вам в гости пришел ёжик. Все движения выполняются в соответствии с текстом.
Ёжик выбился из сил-
Яблоки, грибы носил.
Мы потрем ему бока,
Надо их размять слегка.
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка.
Ёж по тропке убежал,
Нам «Спасибо!» пропищал.
Ребенок жалеет ёжика, гладит, чешет, щекочет. На слова «по тропке убежал» мячик можно катать по столу, коленкам.

«Месим тесто»

Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.
Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.
Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.
Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями.

 «Орех»

Движения соответствуют тексту
Я катаю свой орех
По ладоням снизу вверх.
А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю свой орех,
Чтобы стал круглее всех.

«Непростой шарик»

Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх, вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.


  1. Игры с предметами (пирамидки)

- Покажите ребенку, как можно снять кольца со стержня пирамидки и снова надеть их.
Дайте возможность ребенку выполнить это упражнение столько раз, сколько он захочет. Не следует на этом этапе требовать от малыша, чтобы он собирал пирамидку правильно - сначала он должен отработать навык одевания кольца на стержень.


- На втором этапе подскажите, что кольца имеют разный размер, и покажите ему два кольца - большое и маленькое, скажите: “Давай наденем сначала большое кольцо, а затем - маленькое”.

- На третьем этапе научите ребенка раскладывать снятые кольца справа от стержня по порядку - с учетом размера, и затем брать эти кольца поочередно и надевать их на стержень.


-Если ребенок справляется с заданиями и проявляет интерес, предложите ему более сложные варианты: собрать пирамидку из колец произвольно перемешанных, собрать пирамидку из перемешанных колец любых двух цветов.
Упражнения с пирамидкой можно выполнять с ребенком в течение всего второго года. Проявляйте терпение, оказывайте помощь ребенку, используя разные приемы: словесное напоминание (”не пропускай колечко”, “не переворачивай”, “надевай правильно”); показ, если ребенок неверно выполняет задание; совместные действия; зрительно-осязательный контроль (обхватив руку малыша своей рукой, проводите ею сверху вниз по поверхности пирамидки: “Какая гладкая у нас получилась пирамидка”).

Мишкин поезд (игрушки, коробки)

Найдите несколько достаточно больших коробок, чтобы в них можно было посадить мишку и других игрушечных зверюшек. Свяжите коробки крепкой тесемкой или веревкой. Спросите мишку, не хочет ли он прокатиться на поезде. Попросите малыша поместить мишку в коробку. Спросите малыша, не хочет ли он прокатить еще каких-нибудь зверюшек. Дайте веревку малышу и посмотрите, сможет ли он тянуть поезд, в то время как вы проговариваете:


Мишкин поезд, мишкин поезд,
Чу-чу-чу. Мишкин поезд, мишкин поезд.
Чу-чу-чу. Побыстрей поехал поезд.
(Говорите и тяните быстрее.)
Медленней поехал поезд,
(Говорите и тяните медленнее.)
К станции он подъезжает,
(Говорите очень медленно.)
СТОП!


Игра с кубиками

Многие родители думают, что, если высыпать перед ребенком кубики, он будет долго играть с ними и с удовольствием строить дома и башни. Это происходит крайне редко!

Детей нужно учить играть в кубики. Это довольно кропотливое занятие.

Упражнение с кубиками 1

Вам понадобятся: кубики из строительного набора или из конструктора, игрушечный волк, кукла.

Кукла жалуется, что ей негде жить. Помогите ей, постройте для куклы дом.

Мы сейчас построим дом

Десятиэтажный,

Не кирпичный будет он,

Но и не бумажный.

Он высок, внизу гараж.

Из чего же домик наш?

Читая стихотворение, ставьте кубики друг на друга, чтобы получился домик. Вот , наконец, домик готов. Но тут приходит волк, очень злой. Он рычит, пытается занять домик и укусить куклу.

Волк-волчище, что с тобой?

Отчего ты злой такой?

- Как же волку добрым быть,

Если волку негде жить?

Постройте второй домик для волка вместе с малышом.                              



  1. Использование художественного слова: потешки.
Потешка «Мама детку одевала»

Мама песню напевала, мама детку одевала:       Мама имитирует одевание

Надела на дочку белую сорочку,

Надела на сыночка белую сорочку.                    Проводит руками по спинке, по  животику

Хороша сорочка, весело дочке!

Хороша сорочка, весело сыночку!

Мама песню напевала, мама детку обувала:        Рукой малыша мама

На правую ножку надела башмачок                    проводит по правой ножке.

На левую ножку надела башмачок.                    Затем по левой ножке

Стукни, стукни, каблучок! (2 раза)

Вот как мама угодила-нашу детку нарядила!     Повороты ребенка вправо-влево


Вот какая мама-золотая прямо!                             Проводит руками по всему телу.


Потешка «Едем к бабе-деду»

Едем, едем к бабе-деду.                               Малыш на коленях у мамы.

На лошадке в красной шапке.                       Мама гладит малышу головку.

По кочкам, по кочкам,                                   Мама поочередно поднимает колени.

По кривенькой доржке,                                 Наклоны в стороны.
По ухабам, по ухабам,                                  Подпрыгивание.

В ямку-бух!                                                   Мама опускает ребенка между ног.


Из ямки выбираемся и дальше отправляемся.      Сажаем снова на колени.