Просмотр содержимого документа
«Контекстные задачи как способ повышения учебной мотивации одарённых учащихся на уроках химии.»
Контекстные задачи как способ повышения учебной мотивации одарённых учащихся на уроках химии.
Одарённые дети - незаурядные дети. Очень важно разглядеть в ребёнке эту искорку незаурядности, но не менее важно создать условия для того, чтобы из этой искры разгорелось настоящее пламя.
Одарённые дети проявляют большой интерес к исследовательской и поисковой деятельности.
Методы и формы работы с одаренными учащимися на уроках должны сочетаться с методами и формами работы с остальными учащимися, но в то же время должны способствовать развитию внутреннего потенциала одарённого ребёнка.
Существует множество форм работы с одарёнными детьми. В целях повышения мотивации учащихся к углублённому изучению химии важно показать, что химия – это наука, которая является частью нашей жизни.
Одним из средств развития индивидуальных способностей одарённых учащихся на уроках химии является использование контекстных задач - творческих, расчётных или экспериментальных. Контекстные задачи могут быть практико-ориентированными или историческими.
Такие задачи развивают творческие способности одарённых детей, логическое мышление, умение искать, анализировать, систематизировать информацию, выбирать способ действия в той или иной ситуации, применять предметные знания, умения и навыки в реальной жизненной ситуации.
Контекстные задачи можно использовать при изучении любой темы, на разных этапах урока: для мотивации учебной деятельности учащихся, актуализации знаний, первичной проверки понимания, обобщения и систематизации знаний и др.
Примеры использования контекстных задач
№ | Тема урока | Класс | Задачи |
1 | Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе. Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе. | 8 | Раствор Люголя. В начале XX века появился раствор Люголя, содержащий в 17 мл воды 1г йода и 2г йодида калия. Этим раствором смазывали слизистую оболочку горла и полости рта при воспалениях (ангине, стоматите и др.). Рассчитайте массовые доли йода и йодида калия в растворе Люголя. (Аликберова Л.Ю. , Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и истории) |
2 | Углерод: физические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Химические свойства. | 9 | Ошибка властителя Лахора Властитель индийского города Лахора по имени Ранжит-Сингх в 1811 г. хвастался перед другими владыками Индии, Персии и Афганистана, что его голубой алмаз не подвержен действию никаких жидких веществ. Афганский шах Шуджа сказал, что готов поспорить (а ставка в споре – сам голубой алмаз), что его придворный факир-алхимик может за сутки уменьшить массу алмаза, погрузив его в жидкий «алкагест» (мифический универсальный растворитель). Предложение было принято, и придворные двух властителей уселись вокруг сосуда с «алкагестом», куда был погружен алмаз. Вскоре стало заметно, что камень покрылся пузырьками, а жидкость стала желтой. По истечении суток алмаз снова взвесили, и оказалось, что он потерял в весе около 1 карата (0,2 г). К огорчению Ранжит-Сингха, алмаз пришлось отдать шаху Шудже. Правда, через два года силой оружия алмаз был возвращен в Лахор, но это уже другая история... Какой состав имел «алкагест»? (Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии) |
3 | Белки как природные биополимеры. Состав и строение белков. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. | 10 | Бобовые - источники белка. Источниками белка могут служить не только такие продукты, как мясо, рыба, яйца, творог, но и растительные, например плоды бобовых(горох, фасоль, соя, арахис, которые содержат до 22-23% белков по массе), орехи и грибы. Какая масса бобовых (например, фасоли) требуется, чтобы обеспечить дневную потребность в белках семьи из 4 человек (в семье двое взрослых и двое детей)? Примите норму потребления белков для взрослых-200г, для детей-150г в день. Считайте, что белки составляют 22% от массы фасоли. (Аликберова Л.Ю. , Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и истории) |
4 | Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. | 11 | Муравьиная кислота. Почему место муравьиного укуса чешется и болит? От муравьиной кислоты, которая попадает в ранку. Эта кислота - слабая и в водном растворе диссонирует не полностью. Рассчитайте рН в 5%-м растворе муравьиной кислоты, если степень её диссоциации составляет 0,01%, а плотность равна1012 г/л. (Аликберова Л.Ю. , Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и истории) |