СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контроль и самоконтроль учащихся (ФГОС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контроль и самоконтроль учащихся (ФГОС)»

Контроль и самоконтроль учащихся (ФГОС)

Уважаемые коллеги!

Тема моего выступления на сегодняшний день имеет очень актуальное значение не только для учителей начальных классов

Главной целью современного школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Это одни из самых важных и ключевых УУД, т.к. именно они отражают способность ученика строить учебно-познавательную деятельность. Другими словами, регулятивные УУД это основа основ успешной деятельности ученика.

Слайд 1

И состоят из 7 компонентов:

Постановка цели (целеполагание)
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Волевая саморегуляция

Если раньше в процессе обучения учитель должен был просто дать знания учащимся, научить определенным навыкам и зафиксировать результат обучения отметкой, то на современном этапе обучения цель учителя научить ученика учиться, т.е. отдельные функции учителя примерить на ученика и научить правильно ими пользоваться для достижения результатов. 

Слайд2
Особое место в структуре учебной деятельности занимает действие контроля, имеющее специфические функции: оно направлено на саму деятельность, фиксирует отношение учащихся к себе как к субъекту, вследствие чего его направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер.

Слайд 3

Самоконтроль это психологический термин, который подразумевает умение контролировать собственные действия и эмоции. Именно поэтому действию контроля в процессе решения учебной задачи придается особое значение.
Кроме действия контроля большую роль в усвоении младшими школьниками знаний играет действие оценки. Оно позволяет определить усвоен или не усвоен (и в какой степени) общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели. Благодаря действию оценки ребенок определяет, действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы затем использовать его при решении многих частных практических задач. 
Самоконтроль и самооценка представляют часть целостной учебной деятельности, значит их надо формировать (и рассматривать) в комплексе.
Если раньше контроль и оценка осуществлялись только педагогом, то теперь эти компоненты учебной деятельности формируются у школьников и даже старших дошкольников.

Вот как формируются самоконтроль (СК) и самооценка(СО) у школьников. На основе контрольных и проверочных работ по русскому языку учеников моего класса я выделила несколько уровней развития СК и СО:

Слайд 4

  1. Правила написания и совершаемые действия никак не контролируются, допущенные ошибки не исправляются (6% учеников)


  2. Учащиеся не могут исправить ошибку по просьбе учителя (10% учеников)


  3. Ошибки допускаются даже при выполнении хорошо знакомых учебных действий (33% учеников)


  4. Ошибки появляются при изменении условий действия, требующих внесения корректив в само правило или изменения знакомого алгоритма действий (25% учеников)


  5. Задания, соответствующие применяемой схеме действий или правилу, как знакомые ему, выполняет регулярно и безошибочно, контролируя свои действия непосредственно в процессе выполнения. Уверенно отстаивает результат своих действий, обосновывая его анализом примененных способов (26% учеников)

Необходимость формирования самоконтроля для успешного выполнения деятельности признается всеми исследователями. Отсюда следует, что самоконтролю следует обучать специально.
Давайте рассмотрим какие виды СК присутствуют на уроках в НШ:

Слайд 5
1.Контроль по результату или так называемый итоговый контроль (это первоначальная и простейшая форма самоконтроля, которая осваивается учащимися. Его функция состоит в сличении результата с заданным образцом, т.е. совершается проверка. В процессе проверки дети убеждаются, что ответ удовлетворяет всем исходным условиям, в противном случае решение проведено неверно)


2.Пошаговый или по образцу (функция пооперационного контроля состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности произведенных действий. Этот вид контроля в первую очередь обращает внимание учащихся на способ осуществляемого ими действия)


3.Предваряющий (прогнозирующий) контроль (дает учащемуся как субъекту деятельности возможность предвосхищать результаты еще не осуществленного действия. Проигрывая во внутреннем плане последовательность действий, необходимых для решения учебной задачи, прогнозируя возможные результаты деятельности, учащиеся с помощью этой формы контроля могут выделить наиболее трудные этапы решения учебной задачи, наметить пути своего совершенствования)


По формам организации учебной деятельности учащихся СК можно разделить на 3 группы:


1.фронтальная проверка (при фронтальной проверке проводится коллективный разбор правильности написанного текста, выполненного упражнения, задачи, решенной в классе или дома, изготовленного изделия и т.д. В ходе этой проверки учащиеся разбирают допущенные ошибки, их причины и пути устранения, знакомятся со способами реализации самоконтроля, обсуждают и оценивают предложения своих товарищей по исправлению ошибок. Такая форма является наиболее простой и применяется, как правило, для начального обучения учащихся самоконтролю)


2.взаимная проверка (проводится при проверке письменных и графических работ, изделий и т.д., а также при рецензировании устных ответов и сообщений. Учащиеся обмениваются работами, и каждый из них выступает в роли рецензента. Они должны отметить допущенные их товарищем ошибки, объяснить их причины, способы исправления и предупреждения при выполнении аналогичной работы. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля. Это более высокая форма действия контроля)


3.индивидуальная проверка (относятся все виды самоконтроля, проводимого по этапам выполняемой деятельности. Это основная и самая сложная форма самоконтроля. Каждый выполняет все его элементы самостоятельно)

Слайд 6

Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов




п/п


Вид контрольно-оценочной деятельности


Время проведения


Содержание


Формы и виды оценки


1


Входной контроль (стартовая работа)


Начало сентября


Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний


Фиксируется учителем в рабочем дневнике. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку ученика


2.


^ Диагностическая работа, тестовая диагностическая работа


Проводится на входе и выходе темы


Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках изучения темы


Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции и не влияют на дальнейшую итоговую оценку 


3.


^ Проверочная работа


Проводится после изучения темы


Проверяется уровень освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Представляет собой задания разного уровня сложности


Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням и диагностирует уровень овладения способами учебного действия


4.


^ Решение проектной задачи


Проводится не менее 3 раз в год в рамках «недель проектной деятельности»


Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей


Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам


5.


^ Итоговая проверочная работа


Конец апреля-май


Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только предметных, но и метапредметных результатов. Задания разного уровня сложности


Оценивание многобалльное, отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы


6.


^ Предъявление/демонстрация достижений ученика за год


Май


Каждый учащийся в конце года демонстрировать результаты своей учебной и внеучебной деятельности


Философия этой формы оценки – в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку


Слайд 7

Существуют две формы самоконтроля.

1) внешняя (осознаваемая) произвольная;

2)внутренняя (автоматическая) непроизвольная.

В условиях школы полное формирование внутреннего непроизволь­ного (автоматического) самоконтроля затруднительно, возможно форми­рование только некоторых его элементов. Если ученик корректно осуще­ствляет учебные действия, достаточно быстро извлекает из памяти зна­ние, которое требуется в той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм самоконтроля. Если учащийся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит корректи­вы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля, однако самоконтроль меняет свою форму с непроизвольной на произвольную по, еле совершения ошибочного действия,, то есть механизм самоконтроля не доведен до совершенства. Если учащийся совершает ошибочны? действия, не может вспомнить информацию, которая нужна, и не осознает этого, значит, механизм самоконтроля не сформирован. В этом случае нужна помощь извне - от учителя или учащихся. Конечно, механизм caмоконтроля до определенной степени может формироваться стихийно. Однако стихийное становление этой способности человека требует от него больших затрат и усилий. Психологически более оправдано сделать этот процесс управляемым и целенаправленным. Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап  Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

 Для этого учитель должен:

-     показать учащимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала, то есть контроль результатов обучения; что только проявление приемлемого уровня обученности учащегося по пройденному материалу допускает переход к последующему этапу обучения, и только при этом условии можно рассчитывать эффективность обучения, без чего целесообразность процесса обучения и затраты на него выглядят сомнительными;

-     ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

-     сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;

-      выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;

-   просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить полученную им оценку;

-  просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии;

-      научить учащихся пользоваться различными видами проверки.

2-й этап   Ученик должен научиться  наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

Для этого учителю следует практиковать взаимопроверку обучающих самостоятельных упражнений, домашних работ. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу.

После того, как взаимопроверка окончена, на доске следует записать верные ответы и ре­шения трудных задач, а ученикам еще раз верить свои ответы и решения. При взаимо­проверке учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и пра­вильно понята тема, может ли ученик само­стоятельно найти решение той или иной за­дачи, может ли проанализировать чужую работу. Необходимо практиковать решение у доски одной и той же задачи не­сколькими учениками. Остальные учащиеся в это время наблюдают за работой своих товарищей. После окончания работы у доски написанное обсуждается всем классом, каждое решение оценивается, его выбор обосновывается. Необ­ходимо:

- предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображе­ния относительно полученного результата, идеи и хода решения, а также попытаться предложить другой вариант ответа или решения;

- приучать учащихся контролировать деятельность учителя, стиму­лировать постановку вопросов учителю;

- демонстрировать учащимся типичные ошибки. Такую демонстрацию можно провести в явном виде, но можно предложить учащимся рас­сказ с сознательным нарушением логических связей, которое уче­ники должны обнаружить.

Взаимопроверка служит хо­рошей школой воспитания са­моконтроля - ведь обнару­жить ошибки в работе това­рища гораздо легче, чем в соб­ственной, а полученные навы­ки контроля ученик переносит на свою деятельность (само­контроль).

3-й этап    Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обу­чения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учи­телем

Самоанализ и самооценка предполагают оп­ределение отношения к себе и своей учебной деятельности, умение исследовать свою дея­тельность, определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и воз­можности для перестройки и улучшения своей  учебной деятельности. Самокоррекция является необходимым этапом учебной деятельности ученика для успешного продолжения образования. Учащийся, осу­ществляя самокоррекцию, регулируя производимые им действия, создает внутренний образец, эталон знания, действия, который в случае необходимости мгновенно извлекает из памяти для сличения с внешней деятельностью. Для формирования у учащихся навыка осуществлять самонаблюдение, самоанализ и самокоррекцию своей деятельности учитель должен:

- приучать учащихся при выполнении домашней работы проверять степень усвоения материала путем составления плана прочитанно­го и пересказа главных мыслей, отвечать на контрольные вопросы учебника, составлять дополнительные контрольные вопросы к текс­ту, уметь находить ответы на вопросы в учебнике, сопоставлять но­вую информацию с ранее изученной;

- вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные ре­зультаты, проверять правильность выполнения заданий, используя специфические для каждого учебного предмета приемы;

- не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, решение с ошибкой, а по возможности дать ученику найти свою ошибку. Если ошибка найдена, то оценку можно не снижать;

- не спешить с упреками, не обвинять учащегося в стремлении завы­сить свою оценку, если учащийся допускает ошибки в самооценке. В таком случае надо вместе с учеником рассмотреть, почему он се­бе поставил эту, а не другую оценку, и помочь разобраться в нор­мах оценки, чтобы ученик мог правильно пользоваться ими в даль­нейшем; при обнаружении трудностей механического запоминания правил, формул, теорем, формулировок и т.д. рекомендовать уча­щимся делать карточки, предназначенные для активной тренировки и самоконтроля. На одной стороне карточки пишется вопрос, а на другой стороне - правильный ответ. При самоконтроле происходит сличение ответа с эталоном, учащиеся откладывают в сторону кар­точки, на вопросы которых дали верный ответ, фиксируют зону, где совершена ошибка, и продолжают работать с оставшимися карточ­ками. После 5-6 прокручиваний карточек почти не остается. Так можно готовиться к тестам, марафонам, диктантам и т.п.;

- приучать учащихся контроли­ровать свою деятельность по результату. С этой целью в классе вывешивается таблица всех письменных, зачетных ра­бот с указанием полученных результатов. Путей предупре­ждения и ликвидации пробелов предлагается несколько:

а) прийти на групповое заня­тие-консультацию по теме (указывает учитель);

б) прийти на консультацию с заранее подготовленными вопросами по теме;

в) взять у учителя дополнительное задание для отработки неус­тойчивого навыка;

г) использовать имеющиеся у учителя контрольные материалы для самопроверки (тесты, контрольные карточки с ответами и рекомендациями);

Неудовлетворительные оценки в журнал сразу не выставляются, уче­нику дается две недели на устране­ние обнаруженного пробела и прове­дение повторного контроля знаний. Ученик контролирует свои задол­женности и учится спрашивать се­бя: "Что мне надо сделать, чтобы повысить свой уровень?"

д) самостоятельно подкорректировать свои знания, используя кон­спекты,  учебник.  Учащийся должен  самостоятельно  оценить трудность работы, вычленить объект, в котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что же надо сделать, чтобы повысить свой уровень. Таким образом, учащийся приучается исследовать свою деятельность и созда­вать мотивы для перестройки своей учебной деятельности, у ученика формируется стремление выполнить работу после того, как он понял и принял задачу, приучать учащихся постоянно спрашивать себя: «Почему так?», «Что требуется?», «Как это делают другие?», «Как это делали на уроке?», «Какие есть ре­комендации по этому вопросу?»;

- формировать у учащихся умение контролировать свою деятель­ность непосредственно в ходе занятия, выполнения упражнения. Для этого необходимо предлагать учащимся специальные задания, в которых надо найти допущенные ошибки и неточности; предла­гать задания разной сложности. Учащиеся должны оценить свои возможности, сознательно выбрать свой уровень и работать инди­видуально. Предварительно следует сообщить критерий оценки и требования к выполнению заданий. 

При формировании у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа учителю важно руководствоваться принципом посильности и доступности, вначале следует давать установку на контроль одного из аспектов деятель­ности, затем усложнять задачу включением в контроль двух и более аспек­тов и направить контроль учащегося на содержание конечного продукта его деятельности. Результаты самоконтроля по отдельным темам можно вно­сить в журнал. Это содействует формированию таких качеств, как точность, четкость, объективность.

Учителям не следует забывать, что деятельность учащихся, связанная с самоконтролем, является неотъемлемой частью обучения, совершенство­вания ученика и требует внимания со стороны учителя, как и любая другая учебная деятельность.


Теперь перейдем к способам формирования СК и СО.


С помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде. В практике обучения следует учитывать наличие прямой зависимости между уровнем самостоятельности учащихся при выполнении учебных заданий и степень владения ими навыком самоконтроля.
К сожалению, проблема обучению самоконтроля до сих пор остается полностью неизученной. В связи с этим учащиеся не всегда умеют самостоятельно найти ошибки в своей работе и исправить их на основе составления собственных действий с конкретным или обобщенным образцом. В то время как умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) - важный элемент самоконтроля, которому нужно учить.

Слайд 8
Обучение самоконтролю следует начинать еще в дочисловой период, т.е. в детском саду, например, используя следующие задания:
1) Проверь, правильно ли срисован узор (правильно ли срисовано положение фигур на шахматной доске).
2) Найди такую же картинку.
3) Что неправильно нарисовано на картинке?


Позднее можно включать в работу задания с цифрами и буквами:
1) Проверь, одинаковые ли цифры вычеркнуты на карточке и на образце.
2) Найди цифру (букву) среди многих, изображенных в беспорядке.


Далее при обучении математике возможно использовать разнообразные приемы формирования самоконтроля, которые можно классифицировать следующим образом:
сверка с образцом;
повторное решение задачи;
решение обратной задачи;
проверка полученных результатов по условию задачи;
решение задачи различными способами;
моделирование;
примерная оценка искомых результатов (прикидка);
проверка на частном случае.

Слайд 9
Попробуйте ответить на вопрос: Так для чего же формируется СК у учащихся НШ? Прежде всего, для того, чтобы ученик смог увидеть, понять и исправить допущенную ошибку!
В школе издревле существовала и следующая категория, о которой пойдет речь далее оценка, а точнее самооценка ученика. 
- Для чего нужна оценка? Для того чтобы подвести итог, оценить результат.
- Кто оценивает в школе? Учитель.
- Всегда ли учитель оценивает правильно? Нет, оценка бывает субъективна.
- Почему же мы сегодня очень часто произносим слова с приставкой само? Потому что все учатся сами! Мы только создаём условия для самообучения в определённом направлении. Вспомните, вас не учили ходить. Вы научились это делать сами, вам только создавали условия в этом направлении. Поэтому и оценивать себя дети должны тоже сами. 
Давайте поставим себя на место ученика. Представьте, нашу педагогическую деятельность каждодневно начнут оценивать по пятибалльной шкале вышестоящие по положению в школе коллеги. Каждую четверть нам в тетради или дневник будет выставляться: кому 3, кому 4, кому 5, а кому и 2. При этом у нас сразу же возникнут вопросы: Почему нам поставили именно такую отметку? И все! Как нам это понравится? Почему-то когда речь идет о детях, мы полагаем, что в отношении их такая оценочная деятельность - норма.. Какие бы дифирамбы нам не пели или как бы нас не ругали, мы (взрослые) прекрасно понимаем объективна ли оценка наших действий, поступков. Т.е. мы сначала самооцениваем себя и сопоставляем свою собственную оценку с чужой оценкой. Выставляя оценку ребенку, он тоже сравнивает её со своей и соглашается или нет! 
Когда же мы до выставления своей оценки предлагаем ребёнку оценить свою работу, заметно, как он начинает смотреть на неё совершенно другими глазами, он начинает её видеть как бы со стороны. Самооценка помогают детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.
Поэтому само собой отпадает вопрос: надо ли учить школьника самооценке. Ты сам свой высший суд этот принцип несколько заглушает боль от несправедливых осуждений и несколько отрезвляет хмель от похвал.
Какие же существуют формы самооценки?

Слайд 10
1.Речевые
2.Знаковые письменные (цифры, смайлики и т.п.)
3.Знаковые внешние (оценка с помощью пальчиков, различных карточек и т.п.)
4.Шкалы
5.Таблицы

6.Портфолио

7.Лист достижений


Если самооценки первоклассников почти полностью зависят от оценок их поведения и результатов деятельности учителем, родителями, то ученики вторых и третьих классов оценивают достижения более самостоятельно, делая, как мы уже говорили, предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя (всегда ли он прав, объективен ли).
Самооценка ученика должна дифференцироваться, то есть складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. Критерии оценки должны быть однозначными и предельно четкими, выработанные совместно педагогом и учащимися или озвученные педагогом на уроке. В таком случае ребёнок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. 
Используя самооценку на уроках, учащиеся более грамотно формулируют задачи для домашней работы и на будущее. По мнению родителей, где самооценка учебной деятельности происходит регулярно, выполнение домашнего задания стало занимать меньше времени, так как дети видят конкретные задачи, стремятся их выполнять самостоятельно.
Работа по формирования навыков самоконтроля и самооценки нелегкая и требует много времени. Иногда я экономлю время на уроке за счет проговаривания развернутой оценки ответа ученика, момента подведения итогов урока и т.п. Но, экономя в малом, я проигрываю в большом!



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа им. Н.Я. Киселёва села Богородское муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан









Выступление на ЗМО

по теме:



«Контроль и самоконтроль учащихся ФГОС»







Подготовила

учитель начальных классов

Баширова Любовь Аркадьевна







5 декабря 2019 г.