Биология 5 класс
Промежуточная аттестация
Контрольная работа 1 полугодие
Цель проведения работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии и уровень сформированности метапредметных УУД
Структура и содержание работы
Номер задания | Тема | Проверяемые элементы |
1 | Условия среды. Экологические факторы | Умение обобщать |
2 | Царства живой природы | Анализ |
3 | Среды жизни | Работа со схемами, рисунками |
4 | Деления царств на группы | Сравнение, вывод |
5 | Среды жизни | Представление информации из текстовой формы в схему |
6 | Сообщество живых организмов | Анализ, логика |
7 | Сообщество живых организмов | Анализ |
Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности | Номер задания |
Базовый | 1,2,3,4 |
Повышенный | 5,6,7 |
Система оценивания (критерии)
За верное выполнение заданий 1-3 выставляется 1 балл. За задание 4 выставляется 2 балла, если ответ полный; 1 балл – если указан один из признаков; 0 баллов – неверный ответ. За задание 5 выставляется 2 балла, если схема выполнена верно; 1 балл - если верно составлена половина схемы, прослеживается логика схемы; 0 баллов – схема выполнена неверно или отсутствует. За верно выполненные задания 6-7 выставляется 2 балла; за неверный ответ – 0 баллов.
Уровень сформированности метапредметных УУД оценивается в зависимости от полноты выполненных заданий следующим образом: 0 баллов – навык не сформирован; 1 балл – сформирован частично; 2 балла – сформирован прочно.
10-11 баллов – «5»
8-9 баллов – «4»
6-7 баллов – «3»
5 и менее баллов – «2»
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии даётся 20 минут. Работа состоит из 7 заданий разного характера. При выполнении заданий внимательно читайте инструкцию к каждому из них. Задания выполняются на отдельном листе. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Содержание работы
вариант
1. Назови общим словом термины: температура, влажность, солнечный свет
2. Прочтите текст и установите, о представителях какого царства живой природы идет речь.
Они очень малы, даже трудно представить себе их действительные размеры. Их можно различить только в мощный микроскоп, увеличивающий в тысячи раз. Они проникают всюду, в бесчисленном множестве населяют почву, воду, наземно-воздушную среду, другие организмы.
3. Определите, на каком рисунке верно определён состав воздуха, содержащегося в почве, в ответ запишите цифру, под которой отмечен рисунок:
4. Назовите главное отличие покрытосеменные растений от растений других отделов.
5. Составьте схему «Состав почвы» на основании текста: «Почва состоит из твердых частиц (минеральных и органических веществ), в ней есть влага, воздух и живые организмы. Минеральные вещества почвы – это глина, песок, растворенные в воде соли. Органические вещества почвы – перегной, или гумус, -остатки животных и растений.»
6. Между первым и вторым понятием существует связь. Установите ее и запишите вместо? недостающее слово.
? | береза, дуб, сосна, ель, осина |
кустарнички | брусника, черника, голубика, клюква |
7. Верны ли следующие утверждения?
А) Роль разрушителей органического вещества выполняют грибы и бактерии
Б) Конкуренция возникает между организмами, ведущими сходный образ жизни
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения
вариант
1. Назови общим словом науки зоология, ботаника, микология, микробиология.
2. Прочтите текст и установите, о представителях какого царства живой природы идет речь.
Не способны сами создавать органические вещества, поэтому активно перемещаются в пространстве в поисках пищи. Большинство этих организмов перестают расти, достигая зрелого возраста. Число органов постоянно.
3. Определите, на каком рисунке верно определён состав воздуха, содержащегося в почве, в ответ запишите цифру, под которой отмечен рисунок:
4. Назовите главное отличие водорослей от растений других отделов.
5. Составьте схему «Среда обитания» на основании текста: Среда обитания включает компоненты живой и неживой природы, по-разному влияющие на организмы. Главные неживые компоненты среды, без которой организмы не могут обойтись – воздух, вода, температура, свет. К компонентам живой природы относятся животные, растения, грибы, бактерии.
6. Между первым и вторым понятием существует связь. Установите ее и запишите вместо? недостающее слово.
влаголюбивые растения | осока, калужница, незабудка болотная |
? | верблюжья колючка, саксаул, кактус |
7. Верны ли следующие утверждения?
А) Роль производителей органического вещества выполняют растения
Б) У хищников и жертв формируются взаимные приспособления, поддерживающие равновесие их численности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения
7. Ключ
№ задания | 1 вариант | 2 вариант |
1 | факторы неживой природы | биологические науки |
2 | бактерии | животные |
3 | 1 | а |
4 | есть цветок, плод | нет органов и тканей |
6 | деревья | сухолюбивые |
7 | 1 | 3 |