Контрольная работа по теме « Лексика и фразеология»
2 вариант
1. Дайте определение фразеологизму (фразеологическому обороту)
2. Спишите, дайте толкование следующим понятиям.
1) Это слова , различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение.
2) Это слова ,противоположные по своему лексическому значению.
3.Составьте словосочетания со словами - синонимами, приведенными ниже, и словами ,данными в скобках .
Старый, старинный , древний ( режим , предание , человек , квартира )
4. Спишите, вставляя вместо точек нужные слова из скобок.
1) Играть ......, иметь ....... (значение , роль )
2) Уделять ........, придавать...... (значение , внимание)
3) Потерпеть....., одержать.....( победа , поражение).
5. Спишите , подбирая к иноязычным словам подходящие русские синонимы.
Читать мемуары (....).
Массовые (....) демонстрации .
Привести аргументы (.....)
6. Объясните значение фразеологических оборотов.
Куры не клюют.
В пожарном порядке.
За тридевять земель
Тертый калач.
7. Спишите предложение с фразеологизмом
а) Когда человек умирает, душа покидает его тело.
Никто не знает, в каком месте располагается душа человека.
Когда я думаю об экзамене, у меня душа уходит в пятки.
б) Самый вкусный кисель делается из свежей клюквы
Никакой он мне не родственник, седьмая вода на киселе
Ключевая вода очень полезна.
в) Ты видел, какие огромные рога у этого быка?
И тут моя бабушка подходит к быку, берёт его за рога и ведёт в хлев.
По-моему, пора взять быка за рога и начать действовать.
8. Подберите к данным фразеологизмам фразеологические синонимы
Оторвать голову
За семь вёрст киселя хлебать
Стреляный воробей
9. Составьте предложение с любым из предложенных фразеологизмов
Морочить голову, битый час, белая ворона, без царя в голове
10. Спиши любое предложение, заменив подчёркнутые слова фразеологизмом
Новый год уже будет совсем скоро.
Мой друг рыбак и он может очень много наговорить неправды.
Некоторым нашим певцам и певицам явно изменяет музыкальный слух
Контрольная работа по теме « Лексика и фразеология»
1 вариант
1. Дайте определение фразеологизму (фразеологическому обороту)
2. Дать толкование следующим понятиям.
1) Слова, которые употребляются всеми людьми, независимо от профессии и образования
2) Слова , используемые людьми той или иной профессии
3.Составьте словосочетания со словами - синонимами, приведенными ниже, и словами ,данными в скобках .
Старый, старинный , древний ( друг , обычай , язык , книга )
4. Спишите, вставляя вместо точек нужные слова из скобок.
1) Играть ......, иметь ....... (значение , роль )
2) Уделять ........, придавать...... (значение , внимание)
3) Потерпеть....., одержать.....( победа , поражение).
5. Спишите , подбирая к иноязычным словам подходящие русские синонимы.
Быть оптимистически (......) настроенным человеком.
Массовые (....) демонстрации .
Массивное (....) здание .
6. Объясните значение фразеологических оборотов.
Реветь белугой
Ставить палки в колёса
Ахиллесова пята.
Носить воду решетом
7. Спишите предложение с фразеологизмом
а) Сразу видно, что этот юноша играет первую скрипку в компании
Ты умеешь играть на скрипке?
Свою первую скрипку я подарила брату.
б) Свёкла должна вариться не менее часа до полного приготовления.
Самые вкусные консервы – тунец в собственном соку.
Мне надоело вариться в собственном соку, и я решил обсудить свои дела с друзьями.
в) Я не люблю есть кашу, особенно по утрам
Кашу маслом не испортишь, как говорится в пословице.
Принято считать, что чем больше ешь каши, тем сильнее станешь.
8. Подберите к данным фразеологизмам фразеологические синонимы
Вагон и маленькая тележка
Повесить нос
На всех парах
9. Составьте предложение с любым из предложенных фразеологизмов
Морочить голову, битый час, белая ворона, без царя в голове
10. Спиши любое предложение, заменив подчёркнутые слова фразеологизмом
Никак не вспоминается тема нашего урока.
Я пообещал маме учиться на одни пятёрки, но она сказала, что не надо её обманывать.
Своего друга Мишку я очень хорошо знаю.