СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-оценочная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен материал о формировании контрольно-оценочной деятельности у младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-оценочная деятельность»

Развитие  контрольно – оценочной самостоятельности младших школьников

Развитие контрольно – оценочной самостоятельности младших школьников

 «Входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать»  ФГОС

«Входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать» ФГОС

 «В пределах начального этапа обучения формирование контроля и оценки представляет основную задачу. Можно сказать, что если в этот период дети полноценно освоят действия контроля и оценки, то дальнейшее формирование учебной деятельности будет происходить без особого труда» Д.Б.Эльконин  Противоречия педагогической деятельности

«В пределах начального этапа обучения формирование контроля и оценки представляет основную задачу. Можно сказать, что если в этот период дети полноценно освоят действия контроля и оценки, то дальнейшее формирование учебной деятельности будет происходить без особого труда» Д.Б.Эльконин

Противоречия педагогической деятельности

Этапы формирования контрольно-оценочной самостоятельности  младших школьников 1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1-й класс); 2 этап – совершенствование (опробование) форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс – первое полугодие 4-го класса); 3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4-го – 5-й класс).

Этапы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников

1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1-й класс);

2 этап – совершенствование (опробование) форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс – первое полугодие 4-го класса);

3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4-го – 5-й класс).

1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию ( 1 класс)   Освоение операционного (процессуального) контроля Ретроспективная оценка Рефлексивная оценка  Результат : умение сравнивать действие и результат с готовым образцом умение по заданным критериям оценить свои действия и соотнесение свою оценку с оценкой учителя умение предъявить на оценку своих достижений по заданному или назначенному самим ребенком критерию умение отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом)

1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию ( 1 класс)

  • Освоение операционного (процессуального) контроля
  • Ретроспективная оценка
  • Рефлексивная оценка

Результат :

  • умение сравнивать действие и результат с готовым образцом
  • умение по заданным критериям оценить свои действия и соотнесение свою оценку с оценкой учителя
  • умение предъявить на оценку своих достижений по заданному или назначенному самим ребенком критерию
  • умение отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом)
2 этап – совершенствование форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2 класс – I п | г 4  класса)  Пооперационный контроль Рефлексивный контроль Прогностическая оценка Результат : умение определять возможные «ошибкоопасные» места умение устанавливать возможные причины возникающих ошибок и намечать план их индивидуальной ликвидации и коррекции умение устанавливать границу применимости того или иного способа действия, выделять из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения  умение классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы

2 этап – совершенствование форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2 класс – I п | г 4 класса)

  • Пооперационный контроль
  • Рефлексивный контроль
  • Прогностическая оценка

Результат :

  • умение определять возможные «ошибкоопасные» места
  • умение устанавливать возможные причины возникающих ошибок и намечать план их индивидуальной ликвидации и коррекции
  • умение устанавливать границу применимости того или иного способа действия, выделять из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения
  • умение классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы
3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной  (второе полугодие 4 – 5 класс) Результат: определение того, что будет проверяться (работа с критериями) составление проверочных заданий (в том числе, с «ловушками») под составленные критерии выделение сложности заданий, приписывание баллов сложности создание (или поиск) образца для проверки задания (работы) сопоставление полученных данных с образцом характеристика ошибок и выдвижение гипотез об их причинах составление (или поиск) корректировочных заданий и новой «индивидуальной» проверочной работы с последующим их выполнением сообщение учителю (сверстникам) о готовности предъявить  свои достижения (результаты) для публичной оценки

3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4 – 5 класс)

Результат:

  • определение того, что будет проверяться (работа с критериями)
  • составление проверочных заданий (в том числе, с «ловушками») под составленные критерии
  • выделение сложности заданий, приписывание баллов сложности
  • создание (или поиск) образца для проверки задания (работы)
  • сопоставление полученных данных с образцом
  • характеристика ошибок и выдвижение гипотез об их причинах
  • составление (или поиск) корректировочных заданий и новой «индивидуальной» проверочной работы с последующим их выполнением
  • сообщение учителю (сверстникам) о готовности предъявить

свои достижения (результаты) для публичной оценки

Методики формирующего оценивания Критериальное самооценивание      -позволяет мотивировать учеников, оценивать не только результат познавательной деятельности, но и процесс работы, приводящий к этому результату. Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, они являются неотъемлемой частью задания, изложены письменно и доступны для всех

Методики формирующего оценивания

Критериальное самооценивание

-позволяет мотивировать учеников, оценивать не только результат познавательной деятельности, но и процесс работы, приводящий к этому результату. Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, они являются неотъемлемой частью задания, изложены письменно и доступны для всех

Методики формирующего оценивания Критериальное взаимооценивание Для того чтобы школьники научились адекватно оценивать сначала одноклассников, а впоследствии и самого себя, необходимо вместе с детьми вырабатывать четкие критерии, по которым легко вынести суждение об ответе и поставить отметку. Большая трудность в устной оценочной деятельности в том, что дети в начальной школе не умеют еще аргументировать достаточно емко и точно, и оценивание занимает много времени на уроке.

Методики формирующего оценивания

Критериальное взаимооценивание

Для того чтобы школьники научились адекватно оценивать сначала одноклассников, а впоследствии и самого себя, необходимо вместе с детьми вырабатывать четкие критерии, по которым легко вынести суждение об ответе и поставить отметку. Большая трудность в устной оценочной деятельности в том, что дети в начальной школе не умеют еще аргументировать достаточно емко и точно, и оценивание занимает много времени на уроке.

Методики формирующего оценивания Карта понятий Основная цель применения данной методики - определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы. Составление карт понятий может проходить в форме как индивидуальной, так и командной или групповой работы

Методики формирующего оценивания

Карта понятий

Основная цель применения данной методики - определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы. Составление карт понятий может проходить в форме как индивидуальной, так и командной или групповой работы

Методики формирующего оценивания Составление тестов Суть метода состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Тесты эффективны на этапе закрепления материала, в качестве домашнего задания.

Методики формирующего оценивания

Составление тестов

Суть метода состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Тесты эффективны на этапе закрепления материала, в качестве домашнего задания.

Педагогические приемы формирования КОД  прием «волшебные линеечки», прием «прогностическая оценка»  прием «задания-ловушки» , прием «составление заданий с ловушками»  прием «сопоставление своих действий и результата с образцом»  прием «составление задачи по чертежу»  прием «создание «помощника» для проверки работы»  прием «составление проверочных заданий»  прием «обоснованный отказ от выполнения заданий»  прием «светофор»  прием «листы достижений», прием «портфолио»  прием «формализованная оценка»  прием «многоступенчатый выбор»  прием «критериальное взаимооценивание»  прием «критериальное самооценивание» создание оценочных ситуаций

Педагогические приемы формирования КОД

  • прием «волшебные линеечки», прием «прогностическая оценка»
  • прием «задания-ловушки» , прием «составление заданий с ловушками»
  • прием «сопоставление своих действий и результата с образцом»
  • прием «составление задачи по чертежу»
  • прием «создание «помощника» для проверки работы»
  • прием «составление проверочных заданий»
  • прием «обоснованный отказ от выполнения заданий»
  • прием «светофор»
  • прием «листы достижений», прием «портфолио»
  • прием «формализованная оценка»
  • прием «многоступенчатый выбор»
  • прием «критериальное взаимооценивание»
  • прием «критериальное самооценивание»
  • создание оценочных ситуаций