Просмотр содержимого документа
«Контрольно-оценочная деятельность»
Развитие контрольно – оценочной самостоятельности младших школьников
«Входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать» ФГОС
«В пределах начального этапа обучения формирование контроля и оценки представляет основную задачу. Можно сказать, что если в этот период дети полноценно освоят действия контроля и оценки, то дальнейшее формирование учебной деятельности будет происходить без особого труда» Д.Б.Эльконин
Противоречия педагогической деятельности
Этапы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников
1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1-й класс);
2 этап – совершенствование (опробование) форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс – первое полугодие 4-го класса);
3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4-го – 5-й класс).
1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию ( 1 класс)
- Освоение операционного (процессуального) контроля
- Ретроспективная оценка
- Рефлексивная оценка
Результат :
- умение сравнивать действие и результат с готовым образцом
- умение по заданным критериям оценить свои действия и соотнесение свою оценку с оценкой учителя
- умение предъявить на оценку своих достижений по заданному или назначенному самим ребенком критерию
- умение отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом)
2 этап – совершенствование форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2 класс – I п | г 4 класса)
- Пооперационный контроль
- Рефлексивный контроль
- Прогностическая оценка
Результат :
- умение определять возможные «ошибкоопасные» места
- умение устанавливать возможные причины возникающих ошибок и намечать план их индивидуальной ликвидации и коррекции
- умение устанавливать границу применимости того или иного способа действия, выделять из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения
- умение классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы
3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4 – 5 класс)
Результат:
- определение того, что будет проверяться (работа с критериями)
- составление проверочных заданий (в том числе, с «ловушками») под составленные критерии
- выделение сложности заданий, приписывание баллов сложности
- создание (или поиск) образца для проверки задания (работы)
- сопоставление полученных данных с образцом
- характеристика ошибок и выдвижение гипотез об их причинах
- составление (или поиск) корректировочных заданий и новой «индивидуальной» проверочной работы с последующим их выполнением
- сообщение учителю (сверстникам) о готовности предъявить
свои достижения (результаты) для публичной оценки
Методики формирующего оценивания
Критериальное самооценивание
-позволяет мотивировать учеников, оценивать не только результат познавательной деятельности, но и процесс работы, приводящий к этому результату. Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, они являются неотъемлемой частью задания, изложены письменно и доступны для всех
Методики формирующего оценивания
Критериальное взаимооценивание
Для того чтобы школьники научились адекватно оценивать сначала одноклассников, а впоследствии и самого себя, необходимо вместе с детьми вырабатывать четкие критерии, по которым легко вынести суждение об ответе и поставить отметку. Большая трудность в устной оценочной деятельности в том, что дети в начальной школе не умеют еще аргументировать достаточно емко и точно, и оценивание занимает много времени на уроке.
Методики формирующего оценивания
Карта понятий
Основная цель применения данной методики - определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы. Составление карт понятий может проходить в форме как индивидуальной, так и командной или групповой работы
Методики формирующего оценивания
Составление тестов
Суть метода состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Тесты эффективны на этапе закрепления материала, в качестве домашнего задания.
Педагогические приемы формирования КОД
- прием «волшебные линеечки», прием «прогностическая оценка»
- прием «задания-ловушки» , прием «составление заданий с ловушками»
- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом»
- прием «составление задачи по чертежу»
- прием «создание «помощника» для проверки работы»
- прием «составление проверочных заданий»
- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий»
- прием «светофор»
- прием «листы достижений», прием «портфолио»
- прием «формализованная оценка»
- прием «многоступенчатый выбор»
- прием «критериальное взаимооценивание»
- прием «критериальное самооценивание»
- создание оценочных ситуаций