3.4. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
Контрольная работа № 1 составлены в двух вариантах в формате ЕГЭ и включают задания трех уровней сложности: А, В и С.
Задания А - базовый уровень. На вопрос предлагаются четыре варианта ответов, из которых верным может быть только один, или необходимо дать односложный ответ на поставленный вопрос.
Задания В - более сложный уровень. При выполнении этого задания требуется дать краткое описание.
Задания С - уровень повышенной сложности. При выполнении этого задания требуется сопоставить различные факты и сделать соответствующий вывод.
Критерии оценки
За правильный ответ на задания части А - 1 балл; части В - 1 или 2 балла (в зависимости от трудности вопроса и при наличии полного ответа); части С - 2 балла (при наличии полного ответа).
За 50-70% правильных ответов выставляется отметка "3",
за 70-90% правильных ответов - "4",
за 90-100% правильных ответов - "5".
Главная задача контрольной работа № 2 – проверить умение обучающихся ориентироваться по географической карте по памяти. Цифрой 10 («Нет такой страны») нужно пользоваться лишь в том случае, если в списке нет ни одной страны, соответствующей данному вопросу. Задания для всех четырех вариантов одинаковые, различен только список стран.
За каждую правильную цифру в ответе задания начисляется 1 балл. Затем подсчитывается общее число баллов за работу.
Критерии оценки
Оценки | 2 | 3 | 4 | 5 |
Варианты | Количество баллов |
1 2 3 4 | До 22 До 20 До 21 До 21 | 23 – 28 21 – 26 23 – 28 22 – 27 | 29 – 35 27 – 33 29 – 35 28 – 34 | 36 – 46 34 – 42 36 – 46 35 – 44 |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1.
1 ВАРИАНТ.
А 1. Укажите страну, входящую в «большую семерку»:
а) Испания,
б) Италия,
в) Нидерланды,
г) Швеция.
А 2. Назовите страну – конституционную монархию:
а) Мавритания,
б) Марокко,
в) Саудовская Аравия,
г) Оман.
А 3. Верно ли, что распад государства – это количественное изменение на п.к.м.?
А 4. Определите ресурсообеспеченность мирового сообщества железной рудой, если запасы ее составляют 63400 млн. т, а добыча – 527 млн. т.
А 5. Верно ли, что ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования?
А 6. Для стран Африки характерна следующая усредненная формула воспроизводства населения (в промилле):
а) 12 – 10 = 2,
б) 13 – 8 = 5,
в) 19 – 7 = 12,
г) 26 – 7 = 19,
д) 43 – 13 = 30.
В 7. Запишите страны-гиганты по площади территории.
В 8. Закончите предложение: «Общее количество стран на земном шаре составляет …».
В 9. Вставьте пропущенные слова: «… – это часть земного шара, находящаяся … . В ее состав входят …».
В 10. Запишите определение термина «мировое хозяйство».
В 11. Приведите примеры (не менее 3) многонациональных стран.
С 12. В возрастной структуре населения принято выделять следующие возрастные группы: дети (0 – 18 лет), взрослые (18 – 60 лет), пожилые (старше 60 лет). Каким образом возрастная структура зависит от типа воспроизводства населения? Население какой из возрастных групп преобладает в каждом из типов стран и в связи с какими причинами?
С 13. Какая взаимосвязь существует между двумя проблемами: 1) рационального использования природных ресурсов; 2) охраны окружающей среды от загрязнения?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1.
2 ВАРИАНТ.
А 1. Укажите в предложенном списке страны-члены ОПЕК:
а) Иордания,
б) Индонезия,
в) Колумбия,
г) Перу,
д) Египет.
А 2. Назовите страну с республиканской формой правления:
а) Великобритания,
б) Испания,
в) Финляндия,
г) Швеция.
А 3. Верно ли, что объединение или распад государств – это качественное изменение на п.к.м.?
А 4. Определите обеспеченность мирового сообщества углем, если его запасы составляют 1038462 млн. т, а добыча – 4568 млн. т.
А 5. Верно ли, что основными поставщиками нефти являются страны Персидского залива?
А 6. Для стран Зарубежной Европы характерна следующая усредненная формула воспроизводства населения (в промилле):
а) 12 – 10 = 2,
б) 13 – 8 = 5,
в) 19 – 7 = 12,
г) 26 – 7 = 19,
д) 43 – 13 = 30.
В 7. Запишите страны-гиганты по численности населения.
В 8. Вставьте пропущенные слова: «Сухопутные границы до середины XX века проводились …, а во второй половине XX века - …, поэтому на карте они отмечены …».
В 9. Закончите предложение: «Общая численность населения Земного шара составляет …»
В 10. Запишите определение термина «научно-техническая революция».
В 11. Приведите примеры двунациональных стран.
С 12. Что такое демографическая политика? Приведите примеры мероприятий, направленных на регулирование численности населения в различных группах стран.
С 13. С течение времени и по мере развития производительных сил прямая зависимость человека от природы уменьшается. Настанет ли такое время, когда человек не будет зависеть от природной среды?
ОТВЕТЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ № 1
1 ВАРИАНТ.
А 1. б.
А 2. б.
А 3. нет.
А 4. примерно 120 лет.
А 5. да.
А 6. д.
В 7. Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия.
В 8. около 230.
В 9. Территория государства – это часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенной страны. В ее состав входят суша с ее недрами, воды и лежащее над сушей и водами воздушное пространство.
В 10. Это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями.
В 11. Индия, Индонезия, Россия.
С 12. В возрастной структуре населения мира в целом преобладают взрослые люди. Но возрастная структура зависит от типа воспроизводства населения. В развивающихся странах повышена доля молодых (например, в странах Африки – 45%). В развитых странах, напротив, относительно велика доля пожилых людей (например, в Зарубежной Европе – до 25%).
С 13. При рациональном использовании природных ресурсов будет несравненно меньше отходов, а значит, будет снижаться острота проблемы загрязнения природы. Решение одной проблемы способствует решению другой.
2 ВАРИАНТ.
А 1. б, е.
А 2. в.
А 3. да.
А 4. примерно 227 лет.
А 5. да.
А 6. а.
В 7. Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан.
В 8. Сухопутные границы до середины XX века проводились по географическим объектам (горы, реки), а во второй половине XX века – по договору между странами, поэтому на карте они отмечены прямыми линиями.
В 9. более 6 млрд. человек.
В 10. Это период времени, в течение которого происходит качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества.
В 11. Канада, Бельгия.
С 12. Совокупность мероприятий, направленных на регулирование численности населения, называется демографической политикой. При ее проведении правительство страны пытается воздействовать на рождаемость. Мерами, направленными на ее повышение, являются соответствующая пропаганда и агитация, пособие по рождению ребенка. Снижение рождаемости обеспечивает повышение возраста вступления в брак, усиление вовлечения женщин в общественное производство.
С 13. Человек с течением времени, по-видимому, освобождается от прямой зависимости от природы путем ее преобразования, изменения. Но изменившиеся природные условия все больше воздействуют на человека. Возникают, например, экологические проблемы, которых раньше не было. Чем больше человек будет изменять природу (согласно своим потребностям), тем сильнее измененная природа будет воздействовать на человека.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2.
Задание. Из представленного списка выберите те страны, которые:
являются островными;
являются полуостровными;
не имеют выхода к морю;
имеют выход к Атлантическому океану;
имеют выход к Тихому океану;
расположены в части света Азия;
расположены в части света Европа;
расположены в части света Америка;
расположены в части света Африка;
относятся к развитым;
относятся к развивающимся;
относятся к «большой семерке»;
относятся к группе ключевых стран;
относятся к группе нефтеэкспортирующих стран;
относятся к группе новых индустриальных стран;
относятся к группе наиболее отсталых стран;
входят в десятку крупнейших стран по площади;
входят в десятку крупнейших стран по населению;
по форме правления являются монархиями (абсолютными или конституционными)
Вариант 1
Италия.
Канада.
Япония.
Индонезия.
Сомали.
Эстония.
Афганистан.
Дания.
Республика Корея.
Нет такой страны.
Вариант 2
Испания.
Вьетнам.
Греция.
Финляндия.
Бразилия.
Бельгия.
Непал.
Венгрия.
Египет.
Нет такой страны.
Вариант 3
Индия.
США.
Кувейт.
Испания.
Тайвань.
Латвия.
Великобритания.
Новая Зеландия.
Венесуэла.
Нет такой страны.
Вариант 4
Алжир.
Афганистан.
Республика Корея.
Канада.
Великобритания.
Германия.
Аргентина.
Саудовская Аравия.
Мексика.
Нет такой страны.
Ключ к контрольной работе № 2.
№ вопросов | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
1) | 3, 4 | 10 | 5, 7, 8 | 5 |
2) | 1, 5, 8, 9 | 1, 2, 3, 4 | 1, 3, 4 | 3, 8 |
3) | 7 | 7, 8 | 10 | 2 |
4) | 1, 2, 6, 8 | 1, 3, 4, 5, 6, 9 | 2, 4, 6, 7, 9 | 1, 4, 5, 6, 7, 9 |
5) | 2, 3, 4, 9 | 2 | 2, 5, 8 | 3, 4, 9 |
6) | 3, 4, 7, 9 | 2, 7 | 1, 3, 5 | 2, 3, 8 |
7) | 1, 6, 8 | 1, 3, 4, 6, 8 | 4, 6, 7 | 5, 6 |
8) | 2 | 5 | 2, 9 | 4, 7, 9 |
9) | 5 | 9 | 10 | 1 |
10) | 1, 2, 3, 6, 8 | 1, 3, 4, 6, 8 | 2, 4, 6, 7, 8 | 4, 5, 6 |
11) | 4, 5, 7, 9 | 2, 5, 7, 9 | 1, 3, 5, 9 | 1, 2, 3, 7, 8, 9 |
12) | 1, 2, 3 | 10 | 2, 7 | 4, 5, 6 |
13) | 10 | 5 | 1 | 9 |
14) | 10 | 10 | 3 | 8 |
15) | 9 | 10 | 5 | 3 |
16) | 5, 7 | 7 | 10 | 2 |
17) | 2 | 5 | 1, 2 | 4, 7, 9 |
18) | 3, 4 | 5 | 1, 2 | 10 |
19) | 3, 8 | 1, 6, 7 | 3, 4, 7 | 5, 8 |
82