Контрольная работа на промежуточной аттестации. 10 класс. Вариант 2
Япония — это страна, где природа и человек состязаются в неистовстве. Здесь постоянно даёт о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом шагу видишь следы упорного труда — нечеловечески человеческого.
Природа здесь не только жестока, но и скупа. Пять шестых японской земли составляют крутые горные склоны. И […] одна шестая остаётся человеку: тут и поля, возделанные, словно клумбы, и города, и заводы. Япония столь же гориста, как и Швейцария, но её равнинная часть заселена в пять раз плотнее. Порой кажется, что несметная рать гор захватила эту страну для себя, оттеснив людей к побережью.
Потребовался поистине подвиг бесчисленных поколений земледельцев, чтобы превратить горные склоны в уступчатые террасы рисовых полей, в чайные и тутовые плантации, чтобы, возделав каждый клочок земли, кормить сто с лишним миллионов человек, имея на всю страну лишь шесть миллионов гектаров пашни.
Даже воды внутренних заливов заштрихованы тёмными полосами, словно борозды вспаханных полей. Это плиты, к которым под водой привязаны корзины с жемчужными раковинами. Жемчуговодство олицетворяет собой способность японцев находчиво восполнять скупость недр своей страны. Ведь жемчужина, выращенная человеком, как и крохотный телевизор, на который затрачено ничтожное количество сырья, олицетворяет собой ценности, созданные будто бы из ничего, — это овеществлённый труд и разум.
По Ю. Овчинникову
1. Самостоятельно подберите выделительно-ограничительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в шестом предложении текста. Запишите эту частицу.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
1) ПРИРОДА. Прирожденное свойство, естество. Он от природы не глуп. Слепой от природы.
2) ТРУД. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Умственный труд. Люди труда.
3) ЧАСТЬ. Отдельная войсковая единица. Пехотные части.
4) СПОСОБНОСТЬ. Свойство, позволяющее кому-то или чему-то осуществить какое-либо действие. Человек с большими способностями. Способность к музыке.
5) ЦЕННОСТЬ. Высокая стоимость чего-либо, выраженная в денежных единицах. Определить ценность меха. Вещь высокой ценности. Посылка с объявленной ценностью
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.
1) Средством выразительности речи в тексте является повтор.
2) В качестве средств связи предложений текста используется видовременная соотнесённость глаголов. Так, например, в первом и втором предложениях текста используются глаголы несовершенного вида в настоящем времени (состязаются — даёт).
3) По жанру текст представляет собой тематический репортаж.
4) Отвлеченный, обобщенный характер научного текста проявляется на лексическом уровне в том, что в нем широко употребляются слова с абстрактным значением.
5) Информация, представленная в тексте, предназначена для серьёзного научного или учебного изучения.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) закУпорить
2) загнУтый
3) одОлжить
4) влилАсь
5) пОгнутый
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Будьте уверены, за свой ПРОСТУПОК мальчик ещё ответит.
Для настоящего альпиниста штурм этой вершины не ПРЕДСТАВЛЯЕТ затруднений.
После новогодних поздравлений началась РАЗДАЧА подарков.
Наступило ДЛИННОЕ молчание, прерываемое лишь пощёлкиванием приборов.
Гимнаст был среднего роста, КОРЕНАСТЫЙ и широкоплечий.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово.
Мы передвигались по Дели на мотороллере с крышей, что уже было замечательно; но главное, мы видели своими глазами восьмое чудо мира — огромную колонну, отлитую, как говорят, из чистого железа.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ИХ книги
ХУДШИЙ поступок
гора АПЕЛЬСИНОВ
со СТА первого экземпляра
тепло СЕРДЕЦ
8. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) ошибка в построении сложного предложения
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Я поднял глаза и увидел то, что высоко в небе неслись над станицей птицы.
2) Я удачно справилась с заданием благодаря проделанной дома работе.
3) Мы долго добирались к приятелю, жившему на другом конце города.
4) Осматривая каждый кустик до самого захода солнца, не нашли змей наши охотники.
5) Писатель придавал большое значение делу декабристов, выражая уверенность, что оно будет продолжено потомками, пожелающих увидеть Россию свободной.
6) Современная молодежь для физического самосовершенствования выбирают фитнес−центры по месту жительства.
7) Дом, в котором мы жили первые годы по приезду в Петербург, находился на набережной Красного канала.
8) Одним из замечательных достижений республиканского римского искусства стал портрет.
9) Главный герой романа Ф. М.Достоевского «Идиота» князь Мышкин одновременно смешон и трагичен, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) раскр..снеться, подсм..треть, х..довой
2) пол..скать (собаку), м..кулатура, прил..жение
3) предл..гать, з..рница, обм..кните (перо)
4) уб..дительно, зам..чать (детали), пр..тензия
5) прим..рение, ф..олетовый, стад..он
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) правопр..емник, пр..слушаться, пр..карманить
2) об..ятия, с..экономить, трёх..язычный
3) и..тлеть, не..бритые (волосы), в..плеснуть (руками)
4) с..мпровизировать, с..змала, без..скусный
5) з..ведующий, пр..славяне, под..звать
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вол..вой, пожал..ваться
2) ослаб..вать, постук..вает
3) обид..ться, нож..вое
4) фасол..вый, щегол..ватый
5) подстра..вающийся, ключ..к
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) протопч..м (тропинку), повал..нные (деревья)
2) замуч..шься, использу..мый
3) размел..шь (зёрна), наполн..вший (водой)
4) (недорого) сто́..щие (сувениры), (котлеты) жар..тся
5) (кошки) мурлыч..т, теш..щий (себя надеждой)
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Остановились на привале, так и (НЕ)ДОЖДАВШИСЬ темноты.
2) В (НЕ)БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.
3) (НЕ)ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ картина предстала перед нашим взором.
4) С больными, (НЕ)ОСОЗНАЮЩИМИ, к каким серьёзным последствиям может привести их отказ от лечения, врачи ведут разъяснительные беседы.
5) От равнодушия отнюдь (НЕ)ДАЛЕКО до порока.
14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. 1) Небо (В)СПЛОШНУЮ заволокло тучами, сверкнула молния, и в ТО(ЖЕ) мгновенье послышался гром.
2) Задача (НА)ПОДОБИЕ треугольников оказалась трудной, её начали разбирать (С)НАЧАЛА урока и решали до самого звонка.
3) Муравьи, почувствовав опасность, (С)РАЗУ засуетились и (НА)ПЕРЕГОНКИ устремились к своему дому.
4) Моя лучшая подруга очень пунктуальный человек: она всегда приходит (НА)ВСТРЕЧУ (ВО)ВРЕМЯ.
5) Гости приехали (ВО)ВРЕМЯ ужина и, сидя за столом в гостиной, болтали (БЕЗ)УМОЛКУ.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Мощё(1)ая мраморной плиткой прихожая украше(2)а стекля(3)ыми вазами и золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.
2) Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного сказанного и несказанного.
3) Царило безмолвие и солнце погружалось в пепел туч.
4) Иван был почти всегда сонливый да ленивый.
5) Мне хотелось застать медведя где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я без особого труда дотянулся до перил (1) покрытых слоем пыли (2) и (3) убедившись в их надёжности (4) стал медленно подниматься по лестнице.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Посудите, как (1) всё-таки (2) обидно и горько: почему (3) например (4) жизнь даётся человеку только один раз, но у иных проходит без пользы?
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Считается (1) что вирусы непредсказуемы (2) и способны вызывать чрезвычайные эпидемиологические ситуации (3) борьба (4) с которыми (5) на этапе их возникновения трудна или невозможна.
20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мне пришли в голову кое-какие новые идеи (1) и (2) если ты приедешь (3) я охотно расскажу о том (4) что меня теперь волнует.
(1)Жил однажды чудак… (2)Он был очень богат и имел всё из вещей, что человек может себе только пожелать. (3)Дом его украшали мраморные лестницы, персидские ковры и золочёная мебель. (4)В саду, окружавшем этот роскошный дворец, благоухали цветы, били прохладные фонтаны, заморские птицы услаждали слух своим причудливым пением.
(5)Однако, несмотря на внешнее благополучие, наш чудак чувствовал, что ему не хватает чего-то самого главного, чего он даже и назвать не мог. (6)Человек решительный и отважный, он так много мог, он почти всё смел, но он не знал такого, к чему можно стремиться, и жизнь казалась ему бессмысленной и мёртвой. (7)Ничто не радовало его, и богатство, всё более умножаясь, постепенно становилось для него горестным бременем.
(8)Тогда он пошёл к одной старой женщине, которая пестовала свою древнюю мудрость в пещере дремлющей огненной горы. (9)Чудак рассказал ей о своей беде, и старуха ответила ему: (10)«Отправляйся в большой мир, чтобы найти пропавшее. (11)Твоё несчастье велико: тебе не хватает главного, и, пока ты его не найдёшь, жизнь для тебя будет бедой и пыткой».
(12)Эта сказка всегда приходит мне на ум, когда я думаю о современном мире и его духовном кризисе. (13)Как богато человечество благами низшего порядка! (14)И будет делаться всё богаче. (15)Пространство будет побеждено, таинственные формы материи будут открыты, и ими овладеют. (16)Всё новые и новые инструменты, средства и возможности будут предоставлены человеку в распоряжение, но главное отсутствует.
(17)«Как» земной жизни развивается безостановочно, но «зачем» – незаметно утрачивается. (18)Это так, как если бы человек, который страдает рассеянностью, играл в шахматы и выработал для себя дальновидный, сложный план, осуществление которого уже наполовину завершено, и вдруг он забывает свой план. (19)«Прекрасно! (20)Но для чего я всё это предпринимал? (21)Чего я, собственно, этим хотел?!» (22)Давайте вспомним о естественно-научных и технических изобретениях последнего столетия. (23)Электричество, динамит, культуры бактерий, железобетон, самолёт, радио, расщепление атома. (24)Само по себе этого довольно и сверхдостаточно, чтобы создать нечто великое. (25)Выход на такой заоблачный уровень, на такие пути предполагает наличие всеобъемлющего, окрылённого, дальновидного, целенаправленного сознания, развитие искусства, несущего огромную духовно-воспитательную силу. (26)Жизнь без смысла при таких условиях становится опаснее, чем когда бы то ни было. (27)Возможности созидания могут стать средствами всеобщего разрушения. (28)Ведь сами по себе они не хороши и не плохи, они лишь мощная, неопределённая «возможность», дремлющая огненная гора, непредсказуемая и своенравная во всём.
(29)Современное человечество должно хотя бы интуитивно чувствовать, «куда» оно идёт, «зачем» ему даны эти возможности, «как» надо употребить, применить всё это, чтобы творческий путь познания не превратился в путь руин. (30)Что получится, если кучка лишённых духовных корней и нравственно разнузданных «завоевателей мира» начнёт возиться с инструментами современной химии, техники и науки?
(31)Несчастье современного человека велико, ибо ему не хватает главного – смысла жизни. (32)Он должен отправиться на поиски. (33)И пока он не найдёт главного, беды и опасности будут подстерегать всё чаще и чаще. (34)Несмотря на всю мощь его разума и широту его возможностей. (По И.А. Ильину*)
21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке.
1) Счастье заключается не в материальных благах, а в обретении смысла жизни.
2) Если человечество не задумается о смысле жизни, познание может оказаться разрушительным для современного мира.
3) Вопрос о смысле жизни может представлять серьёзную опасность для современного человека.
4) Человечество непрерывно движется вперёд, к новым открытиям и свершениям.
5) Все богатые люди пытаются найти смысл жизни среди роскоши.
22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов в порядке возрастания.
1) Предложения 3–4 содержат описание.
2) Предложение 15 содержит пояснение к тому, о чём говорится в предложениях 13 и 14.
3) Предложения 22–24 содержат описание.
4) Преобладающий тип текста—описание.
5) В предложениях 29–30 представлено рассуждение.
23. Из предложения 28 выпишите антонимы.
24. Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
25.
Отношение И. А. Ильина к поиску смысла жизни помогает подчеркнуть такой стилистический приём, как (А)_____ («новые» в предложении 16, «главное» в предложениях 16, 31, 33, «чаще» в предложении 33). Чтобы точнее передать ход своей мысли, писатель умело применяет синтаксические средства выразительности, например (Б)_____ (предложения 13–14, 33, 34) и (В)_____ (предложения 13, 19). Образность авторской речи придают яркие тропы, в частности (Г)_____ («они лишь… огненная гора» в предложении 28, «путь руин» в предложении 29).
Список терминов
1) парцелляция
2) метафора(-ы)
3) инверсия
4) лексический повтор
5) риторические вопросы
6) гипербола
7) сравнение(-я)
8) риторические восклицания
9) книжная лексика