СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительный материал

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-измерительные материалы позволяют установить уровень усвоения обучающимися Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии, изучавших химию на базовом уровне.

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительный материал»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

протокол № 2

от 30.11.2023 г.

руководитель ШМО

______/Е.А. Лукьянова/


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района

«Абрамовская средняя общеобразовательная школа»















КОНТОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ


по химии

(наименование предмета)

для проведения промежуточной аттестации

учащихся 8 классов

2023 – 2024 учебный год





Учитель биологии, химии, географии

первой квалификационной категории

Лукьянова Елена Алексеевна





















с. Абрамово

2023 г.


Пояснительная записка


Контрольно-измерительные материалы позволяют установить уровень усвоения обучающимися Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии, изучавших химию на базовом уровне.

Цель промежуточной аттестации:

  • оценить уровень подготовки учащихся 8 класса по химии;

  • максимально объективно оценить степень усвоения учащимися тематического материала по химии;

  • оценить умение учащихся оперировать знаниями и овладевать набором способов действий.

Документы, определяющие содержание работы для промежуточной аттестации

Содержание работы промежуточной аттестации определяется на основе следующих документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по химии (Министерство образования и науки РФ Приказ от 17 декабря 2010 г. N 1897, в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577, Минпросвещения РФ от 11.12.2020 N 712).

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.2.2012 года в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 20.04.2021 N 95-ФЗ, от 30.04.2021 N 114-ФЗ.

3. Билеты разработаны на основе рабочей программы по химии, которая является составной частью «Образовательной программы основного общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Куйбышевского района «Абрамовская средняя общеобразовательная школа»

Перечень использованных для подготовки КИМ дидактических материалов Материал составлен для учащихся 8 класса на основе программы по химии для общеобразовательных учреждений, разработанной автором Н.Н. Гара, в соответствии с учебником Химия 8класс, авторы Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман; изд-во «Просвещение»

Вопросы и требования к ответам ориентированы на базовые знания и умения учащихся. Ответы на все вопросы билетов даются в устной форме.

Материал состоит из 15 билетов по три вопроса в каждом, содержание которых охватывает курс химии. Два вопроса носят теоретический характер, третий вопрос - практический. Билеты рассчитаны на комплексную проверку подготовки учащихся 8-х классов в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО.

Предлагаемые билеты содержат разные вопросы, каждый из которых позволяет проверить и оценить определенные стороны подготовки учащихся.

Теоритические вопросы  направлены на проверку теоретических знаний, что одновременно предполагает проверку умений их логично излагать, объяснять проблемы, различать признаки, характерные особенности, аргу­ментировать и иных умений, предусмотренных требованиями к уровню подготовленности учащихся.

Тритий вопрос  направлен на умение находить, извлекать и осмысливать информацию; систематизировать, анализировать полученные данные.


При проверке базовой компетентности обучающиеся должны продемонстрировать:


В результате изучения химии в 8 классе ученик должен:

•называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

•определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

•характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; строение и химические свойства изученных органических соединений;

•объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической); роль химии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика

•выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

•проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•безопасного обращения с веществами и материалами;

•экологически грамотного поведения в окружающей среде;

•оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

•критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

•приготовления растворов заданной концентрации.

Специальные умения, навыки и способы деятельности по учебному предмету «Химия», 8 класс:

Учащиеся должны знать:

•химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ;

•важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций;

•основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянство состава, периодический закон.

Должны уметь:

•называть: химические элементы, соединения изученных классов;

•объяснять: физический смысл атомного (порядного) номера химического элемента, номер

группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе

Д.И. Менделеева: закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных групп;

•характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

•определять: состав веществ по формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соотношениях;

•составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева, уравнения химических реакций;

•вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количества вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

Форма аттестации: Годовая контрольная работа в форме устного экзамена по билетам.

Продолжительность экзамена: на выполнение работы отводится 45 минут.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и аттестационной работы в целом: Каждый вопрос оценивается в пятибалльной системе. Итоговая оценка средняя арифметическая трех оценок.

Дополнительные материалы и оборудование

На аттестационной работе по химии учащийся имеет право использовать непрограммируемый калькулятор, периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, таблицу растворимости солей, кислот и оснований в воде; электрохимический ряд напряжений металлов.



Критерии оценивания ответов обучающихся

Рекомендации к оцениванию ответа на первый вопрос


Для оценивания зна­ний учащихся целесообразно исходить из ряда критериев, определя­ющих уровень овладения теоретическим материалом курса:

- Отметка «5» выставляется при условии, если учащийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привел собственные примеры, правильно раскрывающие те или иные положения, сде­лал обоснованный вывод.

- Отметка «4» выставляется при условии, если учащийся (не допус­кая ошибок) правильно изложил теоретический вопрос, но недо­статочно полно или допустил незначительные неточности, не иска­жающие суть понятий, теоретических положений. Примеры, приведенные обучающимся, воспроизводили изученный материал. На заданные уточняющие воп­росы ответы даны правильно.

- Отметка «3» выставляется при условии, если учащийся смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные поло­жения темы, но не сумел привести соответствующие примеры или аргументы, подтверждающие те или иные положения.

- Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не рас­крыл теоретический вопрос, на заданные вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.


Характеристика структуры и содержания КИМ

Билеты для промежуточной аттестации по химии, 8 класс 2023 - 2024 учебный год.

Каждый билет включает 3 вопроса: 2 вопроса теория и 1 вопрос практика.

Каждый вопрос имеет - Базовый уровень.


Билет 1

1) Предмет химии. Тела и вещества

2) Дать названия следующим соединениям и определить их класс: КОН, SiO2, Fе(ОН)3, Н2 SO3, НgО, СаСО3, НNО2, СгСI3, Nа2S, AlPO4.

3) Кислород

Билет 2

1) Химические формулы. Относительная молекулярная масса вещества.

2) Определите молекулярную массу вещества карбонат кальция

3) Типы химических реакций

Билет 3

1) Массовая доля элемента в веществе.

2) Определите, какова массовая доля элемента Са в карбонате кальция.

3) Классификация веществ

Билет 4

1) Валентность

2) Атомы, каких элементов имеют постоянные валентности? Назовите их.

3) Рассчитайте массу кислорода, который затратится при полном сгорании 8,24 г. фосфора.

Билет 5

1) Составление химических формул по валентности

2) Составьте химические формулы оксидов железа (II) и железа (III)

3) Водород.

Билет 6

1)Количество вещества. Моль – единица количества вещества.

2)Определите количество вещества, которое соответствует 1 молекуле воды?

3)Водород.

Билет 7

1) Молярная масса. Молярный объем газа. Закон Авогадро

2) Записать уравнения реакций в соответствии со схемой:

А) оксид фосфора (5) + вода = фосфорная кислота

Б) соляная кислота + алюминий = хлорид алюминия + водород

3) Кислоты. Свойства кислот

Билет 8

1) Растворы

2) Определите массовую долю 15 г соли в растворе массой 300 г?

3) Основания. Свойства оснований.

Билет 9

1) Химические реакции. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

2) Что надо сделать, чтобы выполнялся закон сохранения массы вещества в уравнении горения магния?

3) Дана схема превращений: S SO2 H2SO3 Na2SO3

Билет 10

1) Оксиды

2) Приведите примеры образования 5 кислотных и 5 основных оксидов.

3) Предмет химии. Тела и вещества

Билет 11

1) Кислоты. Свойства кислот.

2) Определите массу фосфорной кислоты, образующейся при взаимодействии 36 г воды с оксидом фосфора (V).

3) К 150 г. 25% раствора поваренной соли добавили 10 г. вещества. Определите

массовую долю вещества в полученном растворе.

Билет 12

1) Основания

2) Напишите образование 5 солей, которые может образовывать серная кислота?

3) Типы химических реакций

Билет 13

1) Соли.

2) Рассчитайте число протонов электронов и нейтронов для атомов: № 3, 20.

3) Кислород

Билет 14

1) Растворы

2) Определите массу оксида алюминия, получающегося при термическом разложении 78 г гидроксида алюминия?

3) Классификация веществ

Билет 15

1) Валентность

2) Кислоты. Свойства кислот.

3) Напишите уравнение реакции взаимодействия основания с кислотой и укажите тип этой химической реакции?