муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска "Средняя школа № 25 им. Н.К. Крупской"
Учителю начальных классов
Контрольно-оценочная деятельность учащихся
СЕМИНАР
Яцких Ольга Ивановна
27 апреля 2021 г.
Технология деятельностного метода
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 2) выделяется содержательная область («могу»).
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.
3
. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение; 2) выявление причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
4
. Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель; 2) строят план достижения цели; 3) предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник); 4) построение плана достижения цели.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать: 1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково; 2)зафиксировать преодоление затруднения; 3) уточнение характера нового знания.
6
. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. (фронтально, в парах или группах)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
9. Рефлексия учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Тезаурус
КОНТРОЛЬ – 1) самостоятельное действие, направленное на обнаружение недостатков, ошибок, пробелов, достижений; 2) система действий, лежащая в основе произвольного внимания.
ОЦЕНКА – 1) выражение отношения между фактическим знанием по предмету и программным требованием; 2) определение степени усвоения знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ.
ОТМЕТКА – количественная характеристика оценки, выраженная в баллах, цветом, каким-либо символом (знаком)…
ПЛАНИРУЕМЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ — система обобщённых личностно ориентированных целей образования, уточнённых и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учётом ведущих целевых установок изучения каждого учебного предмета, а также возрастной специфики учащихся.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ — программа, регулирующая различные аспекты освоения метапредметных знаний и способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Содержит описание ценностных ориентиров на каждой ступени общего образования, связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, а также характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
РЕЗУЛЬТАТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ-
- определяют, то, что будет проверяться (работа с критериями);
- составляют проверочные задания (в том числе, с «ловушками») под определённые критерии;
- выделяют сложность заданий, приписывают баллы сложности;
- создают (или ищут) образец для проверки задания (работы);
- сопоставляют полученные данные с образцом;
- дают характеристику ошибок и выдвигают гипотезы об их причинах;
- составляют (или подбирают) корректировочные задания, новую «индивидуальную» проверочную работу с последующим их выполнением;
- переводят (по необходимости) свои формализованные оценочные шкалы в общепринятую пятибалльную систему оценивания.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
До начала семинара | Ступени понимания | После окончания |
1. Предвосхищение (понимаю, что еще не понимаю) 2. Смутное понимание (представляю о чем идет речь) 3. Кажущееся понимание (понимаю, но сказать не могу) 4. Отчетливое понимание (могу изложить другому) 5. Присвоение (постараюсь сделать своим) |
Школа 2010 Правила технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Ч

то контролировать и оценивать? 1-е правило. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. использование знаний. К

то оценивает? 2-е правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную отметку. К

огда оценивает? 3-е правило. За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка. 5

-е правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной работы) по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз). Г

де фиксировать результаты? 4-е правило. Отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным и приобреталось в ходе решения конкретной задачи.
6
-е правило. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности.
Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и давно изученные знания. Это необходимо всем по любому предмету, «хорошо, но не отлично».
Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые, изучаемые в данный момент, знания, либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации. Это отличает от необходимого всем уровня - «отлично».
Максимальный уровень (необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовалось либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Это демонстрирует исключительные успехи сверх школьных требований, «превосходно».
7
-е правило. Итоговые оценки и отметки (за четверть, полугодие, триместр) определяются за учебный модуль, (блок тем) который изучали в определённый отрезок времени.
Итоговая оценка выражается в характеристике продемонстрированного учеником на данном отрезке времени уровня возможностей.
Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их возможной пересдачи.
Как перевести качественную оценку в количественную отметку?
Б
аллы успешности (1-6), специально разработанные под три уровня успешности.
Д
ругие шкалы – 10-балльная, традиционная 5-баллная с плюсами и другие шкалы, соотнесенные с тремя уровнями успешности.
Контроль и оценивание учащихся
Традиционный подход | Где используется - «+» | Новое оценивание |
| 1.Только учитель ставит отметки 2.Учитель указывает на ошибки 3.Накопительная система оценивания 4.Оценивание с помощью шкал, лесенок 5.Стартовые, итоговые контрольные работы 6.Комплексные контрольные работы 7.Объектом оценки являются знания ученика 8. Объектом оценки являются действия 9.Формирование ЗУН по каждому учебному предмету 10.Формирование универсальных способов действий, овладение системой УУД 11. Предметные результаты 12. Метапредметные образовательные результаты 13.Личностные результаты 14. Самооценка ученика 15. Взаимооценка 16.Сочетание внешней и внутренней оценки 17.Таблицы требований 18.Критерии содержания (листы знаний) 19.Уровни успешности 20. Развитие умений самоконтроля 21.Пошаговый контроль со стороны учителя 22.Учебная самостоятельность 23. Осознанность ребенком затруднений в учебной деятельности 24.Выявление затруднений и подборка заданий для их устранения учащимися 25. Оценка динамики, индивидуального прогресса ребенка 26.Сопоставление работы с образцом 27.Портрет выпускника начальной школы 28.Портфолио достижений | |
Уровни оценивания
Проценты Отметка
очень высокий 95–100% 5
высокий 75–94% 4
средний 50–74% 3
низкий 30–49% 2
очень низкий менее 30%
Оценивание используется для того, чтобы:
стимулировать ответственность учащихся за свои образовательные результаты;
помогать учится на своих ошибках;
помогать понять, что не получается и в какой степени;
помогать осознать, что важно и необходимо освоить;
помогать обнаруживать, что они не знают и что не умеют делать;
определять наличие тех или иных умений;
устанавливать степень овладения умением;
фиксировать неудачи, но не наказывать за них;
оценивать продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач;
мотивировать учащихся на достижение успеха;
формировать действия контроля и оценки на основе выделенных критериев.
Для заметок
План работы с неуспевающими учащимися
в начальных классах
№ | Содержание | Дата | Ответст-венные |
1. | Составить список слабоуспевающих учеников с указанием предмета и преподавателя. Проанализировать контрольные работы и для неуспевающих учащихся создать план по устранению ошибок в работе. | Сентябрь | Классные. руководители |
2. | Проанализировать работу учителей предметников, посетить уроки, проверить планирование индивидуального подхода к обучению, систему опроса и объёмы домашних заданий | В течении года | |
3. | Взять под контроль работу классных руководителей с родителями неуспевающих учеников, проследить систему проверки дневников | В течении года | |
4. | Осуществить контроль по выполнению учащимися домашнего задания. | В течении года | |
5. | Социальному педагогу, психологу, логопеду провести с каждым учащимся психологические тесты для определения общеучебных умений и навыков учеников, их интереса к знаниям. Провести беседы с каждым учеником в отдельности и с родителями учеников | Сентябрь | |
6. | Классным руководителям усилить работу с родителями неуспевающих учеников | В течении года | Классные. руководители |
7. | Проводить педагогические консультации с родителями неуспевающих учеников по проблемам повышения ЗУН | 1.3 неделя | Классные. руководители |
8. | Заслушивать отчёты учителей - предметников о работе с неуспевающими учащимися на административном совещании. | Каждую четверть | Зам.директора по УВР |
Пояснительная записка
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.
Что же такое неуспеваемость?
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Виды помощи в учении:
* Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
* Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
* Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
* Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
Профилактика неуспеваемости
Контроль подготовленности учащихся
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания
Изложение нового материала
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал
Самостоятельная работа учащихся на уроке
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданых в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль
Организация самостоятельной работы вне класса
Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущего года обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей;
выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации
2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, с самим ребенком
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика и корректирование по мере необходимости
4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий в течение учебного года
Система работы с неуспевающими детьми
Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы.
Этапы формирования положительного отношения к учению | | | |
Формируемые отношения | 1-й этап | 2-й этап | 3-й этап |
К содержанию учебного материала | Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости | Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого | Существенный, важный, но не привлекательный материал |
К процессу учения (усвоения знаний) | Действует учитель – ученик только воспринимает | Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса | Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса |
К себе, своим силам | Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий | Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий | Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий |
К учителю (коллективу) | Подчеркнутая объективность, нейтралитет | Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие | Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
Следующим шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке | |
Этапы урока | Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой |
Изложение нового материала | Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления |
Организация самостоятельной работы вне класса | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |
Расписание дополнительных занятий
№ | Дни недели | Предмет | ФИО учащегося | Время |
1 | Понедельник | Математика | | 14.00-16.00 |
2 | Вторник | Русский язык | | 14.00-16.00 |
3 | Среда | Окружающий мир | | 14.00-16.00 |
4 | Четверг | Математика | | 14.00-16.00 |
5 | Пятница | Русский язык | | 14.00-16.00 |
Памятка для родителей по работе со слабоуспевающими учащимися.
Уважаемые родители!
Одна из главных проблем, которую приходится решать педагогам нашей школы, – это работа со слабоуспевающими учащимися. Речь идет о тех ребятах, которые имеют недостаточные учебные умения и навыки, а также низкий уровень памяти или у кого отсутствуют действенные мотивы учения. Некоторые пропускают по болезни и не проходят учебную программу.
Чтобы данная категория школьников не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа с отстающими в учебе всех служб школы и родителей. Основой такой работы может стать нижеследующий документ.
Предлагаем Вашему вниманию программу действий со слабоуспевающими учащимися.
1. Программа деятельности ученика
1.1. Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные работы.
1.2. Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий.
1.3. Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины), обязан самостоятельно изучить учебный материал. В случае затруднения он может обратиться к учителю за консультацией.
2. Программа деятельности родителей
2.1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.
2.2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение МБОУ.
2.3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником в случае отсутствия ученика на уроках по болезни или другим уважительным причинам.
2.4. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, администрации ОУ.
2.5. В случае уклонения родителей от своих обязанностей на них и ребенка оформляются материалы для комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания.
1. Найди имя существительное, с кото-
рым прилагательное связано по смыслу.
2. Определи род имени существитель-
ного.
3. Запиши этот род у имени прилага-
тельного.
Лес (какой?) ___________________
Озеро (какое?) _________________
Лестница (какая?) ______________
Правило (какое?) _______________
2. Прочитай. Озаглавь текст.
День был ___ и ___. Вдруг набежала
___ тучка. Посыпался ___ дождик. ___
солнце продолжало светить. ___ капли
падали на ___ землю. В каплях дождя
играли ___ лучики. Вот дождик кончился.
По небу дугой протянулась ___ радуга.
Вставь пропущенные имена прила-
гательные. При затруднении смотри
слова для справок. Определи род имен
прилагательных. При затруднении
обращайся к памятке.
Слова для справок: пасмурный, гро-зовая, мелкий, влажную, яркое, сол-нечные, разноцветная.
3. Прочитай. Верно ли употреблены
имена прилагательные? Если нет,
исправь ошибки. При затруднении
смотри образец рассуждения.
Лес совсем уж стал сквозистая,
Редки в нем листы.
Скоро будет снег пушистое
Падать с высоты.
Образец рассуждения: существи-
тельное лес мужского рода – значит,
прилагательное сквозистый тоже бу-
дет мужского рода, поэтому пишу
окончание -ый.
4. Распредели словосочетания су-
ществительное + прилагательное по
столбикам. Как ты догадался? При
затруднении смотри подсказку.
Свежий ветер, зеленое поле, красивая
картина, майский день, тяжелая работа,
весеннее утро, дикая гвоздика, первый
ландыш, белое платье, стройный клен,
плакучая ива, глубокое дупло, весеннее
солнышко, ржаное поле.
Примечание. Предлагается следую-
щая подсказка:
Мужской род Женский род Средний род
Свежий ветер
5. Образуй от существительных
имена прилагательные мужского,
женского и среднего рода. Запиши их
в три столбика. При затруднении
смотри образец.
Осина, липа, клен, дуб, сирень, яблоня,
вишня, груша, абрикос, виноград, алыча,
малина.
Мужской род Женский род Средний род
Составь со словами третьего столби-
ка словосочетания. Запиши их. Под-
черкни все орфограммы.
Образец: осина – осиновый, осино-
вая, осиновое.
6. Вставь подходящие по смыслу
имена прилагательные, чтобы полу-
чился рассказ про зайца. При затруд-
нении используй слова для справок.
Этот ___ зверек живет в лесу. У него
___ уши, ___ хвост. Передние лапы ___,
а задние– ___. Шубка у зверька ле-
том ___, а зимой – ___. Морковка,
___ капуста – самые любимые лакомства
животного. А зимой и ___ кора хороша.
___ зверек всего боится.
Слова для справок: длинные, ма-
ленький, пушистый, короткие, све-
жая, белая, сухая, серая.
7. Замени имена прилагательные
близкими по значению. Напиши слово-
сочетания, которые у тебя получились.
Сравни с образцом.
Тихая езда – ____________________
Тихий голос – ___________________
Верный друг – __________________
Верный ответ – __________________
Ясное небо – ___________________
Ясный вопрос – __________________
Образец: тихая езда – медленная,
тихий голос – слабый, верный друг –
преданный, верный ответ – правиль-
ный, ясное небо – чистое, ясный
вопрос – четкий.
8. Замени словосочетания с прила-
гательным одним словом, близким по
значению. При затруднении смотри
слова для справок.
Очень известный писатель, очень ма-
ленький гриб, очень жаркое лето, очень
худой человек, очень неаккуратный вид,
очень холодная вода, очень большой завод.
Слова для справок: неряшливый, то-
щий, знаменитый, гигантский, крохот-
ный, знойное, студеная.
9. Из данных имен прилагательных
и существительных составь и напиши
словосочетания. Сравни с образцом.
Густой, дремучий (лес, туман); горя-
чий, знойный (лето, вода); смуглый, тем-
ный (небо, лицо); старый, пожилой (книга,
человек); свежий, прохладный (ветер,
газета).
Образец: густой лес, густой туман,
дремучий лес; горячая вода, знойное
лето; смуглое лицо, темное небо; ста-
рая книга, старый человек, пожилой
человек; свежая газета, свежий ветер,
прохладный ветер.
10. Продолжи пословицы. Подчерк-
ни имена прилагательные, проти-
воположные по значению. При за-
труднении смотри слова для справок.
Определи число имен прилагатель-
ных. При затруднении смотри па-
мятку.
Доброе слово лечит, а ___ калечит.
Веревка хороша длинная, а речь ___.
Платье хорошо новое, а друг ___.
Родная сторона – мать, чужая – ___.
Старый друг лучше ___ двух.
Слова для справок: старый, злое,
мачеха, новых, короткая.
Памятка
1. Найди имя существительное, с кото-
рым прилагательное связано по смыслу.
2. Определи число имени существи-
тельного.
3. Запиши это число у имени прилага-
тельного.
11. Прочитай. Вставь вместо точек
подходящие по смыслу слова. При за-
труднении используй слова для спра-
вок. Найди имена прилагательные, под-
черкни их волнистой линией. Разбери
по составу прилагательные: голодный,
старый. К выделенным словам подбери
слова, противоположные по значению.
Сравни с образцом.
1. Серый ... голодный, злой
бродит по лесу зимой.
2. Роет землю старый ... ,
под землею он живет.
3. Прилетел из леса жук
И залез на толстый ...
Слова для справок: крот, сук, волк.
Образец: голодный – сытый, злой –
добрый, старый – молодой, толстый –
тонкий.
"Пиктограмма, или Пляшущие человечки"
Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Написание отдельных букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.
Пример набора слов и словосочетаний:
Веселый праздник
Тяжелая работа
Развитие
Вкусный ужин
Смелый поступок
Болезнь
Счастье
Разлука
Дружба
Темная ночь
Печаль.
Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30–40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания.
При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.
Дидактическая игра.
С окружающим миром, отношениями между людьми, трудовыми технологиями ребенок знакомится в играх. Поэтому, если мы хотим в обучении и воспитании детей учитывать их личностные и возрастные особенности и возможности, нужно опираться на их жизненный опыт, двигаться от близкого, им понятного к более сложному, абстрактному, используя игровые ситуации — этот удивительный феномен. В качестве примера приведем несколько игровых заданий. «Вычеркни букву». За одну минуту детям предлагается вычеркнуть конкретную букву. Упражнение проводится в течение месяца каждый день перед началом занятий. Сравнивается количество строчек и пропущенных букв. Затем задание усложняется: «о» обвести в кружок, «а» — в квадрат. «Запомни трудное». Каждому ученику выдается карточка с трудными словами. Читаем 20 секунд. Затем нужно воспроизвести слова втом же порядке.
«Найди «лишнее» слово».
— сосна, береза, земляника; — пихта, ель, липа; — коза, корова, курица.
«Переставленные буквы». Нужно возвратить буквы в стихотворении на свои места.
Мама мол пыла,
Дочка маму рыла,
Отец восок нязал,
А сын тоску десал.
(О. Григорьев)
Особое внимание следует уделять обогащению лексического запаса учащихся. Необходимо раскрывать многозначность слов, уточнять их смысловую нагрузку, расширять запас синонимов и антонимов, обучать детей правильному использованию слов. Например, составляя рассказ по картине «Осень», дети должны подумать над ситуацией:
— Какая погода, если светит солнце? (Ясная, солнечная).
— А когда идет дождь? (Дождливая, пасмурная).
Эти слова учащиеся и используют в своих устных сочинениях. На В начальной же стадии обучения письменной речи можно предложить детям составить предложения из разрозненных слов:
кот, у, Тишка, жил, Миши душистая, лугу, на, трава.
Постепенно задания усложняются, и при составлении рассказов. В картине дети не только расширяют словарный запас и усложняют Предложения, но и стремятся к точности, эмоциональной насыщенности и выразительности речи.