Просмотр содержимого документа
«Концепция преподавания учебного предмета « Основы безопасности жизнедеятельности»»
Учитель ОБЖ Лебедева С.Г. МБОУ СОШ №13
Концепция преподавания учебного предмета
« Основы безопасности жизнедеятельности»
Проблемы изучения и преподавания учебного предмета «ОБЖ»
В процессе модернизации российского образования и в условиях роста актуальности вопросов безопасности личности, общества и государства обострились проблемы реализации учебного предмета «ОБЖ», которые могут быть объединены в следующие основные группы.
Проблема мотивационного характера
Результатом освоения учебного предмета «ОБЖ» должна являться готовность к продуманному, самостоятельному, ответственному действию в различных реальных ситуациях повседневности. Интерес к предмету ОБЖ повышается, если есть тесная связь с личным опытом; даются ситуативные задания, в которых следует творчески применить полученные знания и умения.
Проблемы содержательного характера
- В федеральных государственных образовательных стандартах, примерных основных образовательных программах, учебных и учебно-методических изданиях основное внимание концентрируется на стадии предельного обострения опасных процессов и явлений, кризисных состояниях (чрезвычайных ситуациях, криминальных отношениях, антиобщественном поведении и т.п.), что искажает последовательность этапов и нарушает целостность изложения сущности опасных ситуаций.
- Отсутствует четкая научно обоснованная позиция о минимальном объеме необходимых знаний по вопросам безопасности обучающихся, соответствующих их возрасту и уровню образования. При этом присутствует перегруженность образовательных программ дидактическими элементами из других предметных областей.
Проблемы методического характера
- Отсутствие единого подхода к преподаванию учебного предмета «ОБЖ». Материалы рассчитаны на реализацию предмета с 5 по 9 классы. При этом примерная ООП основного общего образования предполагает освоение этого содержания в течение всего двух лет (в 8-9 классах). Рассогласование не позволяет реализовывать системный подход, препятствует четкому тематическому планированию, не соответствует принципу последовательного усложнения и закрепления знаний.
- Недостаточные возможности (в том числе и материально-технические) у преподавателя для осуществления систематических практических занятий нарушают принцип практикоориентированности предмета.
- Отсутствует единая методическая ресурсная база, что снижает возможность своевременно получать актуальную информацию о различных аспектах «ОБЖ» для использования ее в учебном процессе.
Кадровые проблемы
Сокращается число кафедр безопасности жизнедеятельности (специализированных и выпускающих) путем включения их в состав других кафедр (естественнонаучных, медицинских, физической культуры, экологии и т.п.), что ведет к утрате педагогического корпуса квалифицированных кадров.
- В образовательных организациях высшего образования отсутствуют механизмы подготовки преподавателей, способных осуществлять образовательную деятельность по безопасности жизнедеятельности, как в отношении специализированных учебных предметов, так и в отношении учебного предмета «ОБЖ».
- Повышение квалификации и переподготовки преподавателей-организаторов и преподавателей «ОБЖ» осуществляется в основном на теоретическом уровне.
Цель настоящей Концепции :
- Обеспечить условия качественного развития предмета ОБЖ, изменить его образовательный статус из-за важности компетенций в области безопасности личности, общества и государства
Основными направлениями реализации Концепции на уровне начального общего образования являются:
- корректировка примерной ООП учебного предмета «Окружающий мир» с целью обеспечения условий для формирования начальных навыков и первичных знаний для последовательного перехода к изучению учебного предмета «ОБЖ» на уровне основного общего образования;
- конкретизация требований к предметным результатам освоения ООП начального общего образования в части раздела «Правила безопасной жизни» предмета «Окружающий мир» и разработка соответствующих контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации.
Основное общее образование
- Усвоение минимума основных понятий, которые будут использоваться потом без дополнительных разьяснений
- Выработку практико-ориентированных компетенций через применение тренажеров, что моделируют разные ситуации
- Реализацию баланса межпредметных связей
- Корректную оценку результатов освоения ООП
- Подготовку электронной методбазы по ОБЖ
- разработка примерных норм материально-технического обеспечения курса обучения «ОБЖ», оснащения кабинета «ОБЖ» наглядными и техническими средствами обучения, в том числе интерактивными 3d-моделями и тренажерными системами
- создание единых контрольных измерительных материалов для проведения итогового контроля, соответствующих принципу практико-ориентированности учебного предмета «ОБЖ»
Среднее общее образование
- формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;
- понимание роли и места личности гражданина в системе национальной
безопасности Российской Федерации;
- преемственность и углубление тематики учебного предмета «ОБЖ» и расширение его путем дополнения тематической линии по основам обороны государства и военной службы;
- подготовку обучающихся к решению практических задач безопасности жизнедеятельности, связанных с повседневной жизнью;
- обновление печатных и электронных учебных изданий, адекватно учитывающих приоритетность практико-ориентированности учебного предмета «ОБЖ»;
Основными направлениями реализации Концепции на уровне среднего общего образования являются:
- расширение содержания учебного предмета «ОБЖ» новой тематической линией по основам военной безопасности государства и внедрение структурно-логической схемы ее изучения: «основы обороны государства → основы военной службы»;
- включение вопросов межпредметного характера по обеспечению безопасности в КИМы для проведения ГИА по географии, химии, физике, биологии, обществознанию, информатике;
- рекомендовать введение ГИА в форме ЕГЭ по «ОБЖ» в качестве обязательной при приеме на обучение в образовательные организации высшего образования по направлениям подготовки (специальностям):
- «Техносферная безопасность», «Пожарная безопасность», «Туризм», «Информационная безопасность», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» и т.п.;
Система дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности
- создание условий для углубленного самостоятельного освоения образовательных программ по «ОБЖ»;
- согласованность компетенций, формируемых в условиях дополнительного образования и во внеурочной деятельности;
- использование методических ресурсов, разработанных в рамках деятельности профильных кружков, секций, центров, полевых лагерей, учреждений дополнительного образования, общественных движений, добровольных обществ;
- Участие во ВсОШ и проектах по ОБЖ в Интернете;
- привлечение обучающихся к разработке и совершенствованию электронной образовательной среды учебного предмета в образовательных организациях;
- стимулирование деятельности школьных «Добровольных дружин юных пожарных», «Отрядов юных инспекторов движения» и др.
Содержание деятельности МБОУ СОШ №13
- Провести неделю безопасности
- Принять участие в ВсОШ и проектах по ОБЖ в Интернете
- Организовать экскурсии учащихся в специализированные службы