Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей имени Алексея Геннадьевича Баженова»
г. Черногорск
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Учитель начальных классов
Карпова Юлия Викторовна
Черногорск, 2023г.
Игры сюжетные
«Кружева»
Правила игры:
Из играющих детей выбирают двоих: один «челнок», другой — «ткач». Остальные дети становятся парами, лицом друг к другу, образуя полукруг. Расстояние между парами 1—1,5 м. Каждая пара берется за руки и поднимает их вверх, образуя «ворота».
Перед началом игры «ткач» становится у первой пары, а «челнок» — у второй и т. д. По сигналу учителя (хлопок, свисток) или по его команде «челнок» начинает бежать «змейкой», не пропуская ни одних ворот, а «ткач», следуя его путем, пытается догнать его.
Если «челнок» успеет добежать до последней пары полукруга и не будет пойман, то он вместе с «ткачом» становится последней парой, а игру начинает первая пара, распределив роли «челнока» и «ткача».
Если «ткач» догоняет «челнок» и успевает «запятнать» его прежде, чем он достигнет последней пары, то сам становится «челноком», а игрок, бывший «челноком», идет к первой паре и выбирает из двоих себе пару. С этим игроком он образует пару в конце полукруга, а оставшийся без пары становится «ткачом».
Количество участников: от 10 человек
Класс: 1-2 класс
Время проведения: 15-20 мин
Итог: Игра заканчивается, когда пробегут все пары.
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества.
«Охотник и зайцы»
Правила игры:
Из числа играющих детей выбирают двоих: «охотника» и «бездомного зайца». Остальные дети-«зайцы» чертят для себя на игровой площадке кружки-«домики» диаметром до 50 см.
Каждый заяц занимает свой «домик»-кружок. Воспитатель подает сигнал, по которому охотник начинает преследовать «бездомного» зайца. Убегая от охотника, «заяц» петляет между домиками, а потом неожиданно может заскочить в любой домик и стать за спиной живущего там «зайца». В тот же момент этот «заяц» превращается в «бездомного», должен покинуть «домик» и убегать от гоняющегося теперь за ним охотника.
Количество участников: 1 «охотник», 1 «заяц», минимум 2-3 домика из 3-4 человек каждый.
Класс: 1-3 класс
Время проведения: 10-20 мин
Итог: Как только охотник догнал зайца и дотронулся до него рукой, они меняются местами: заяц становится охотником, а охотник — зайцем.
Развивает: координацию движений, ловкость.
«Шерлок Холмс»
Привила игры:
Выбирается ведущий («Шерлок Холмс») и 3-5 «преступников». Чем меньше возраст детей, тем меньше «преступников». «Преступники» встают перед «Шерлоком Холмсом». «Шерлок Холмс» внимательно в течение нескольких секунд (20-30) внимательно разглядывает «преступников» и выходит из помещения. «Преступники» делают пять изменений в своей одежде и позе. Возвратившийся «Шерлок Холмс» должен найти у каждого его пять изменений. Тот игрок, у которого «сыщик» нашел все пять изменений, должен выполнить какое-либо желание «Шерлока Холмса».
Количество участников: от 5 и более, в зависимости от возраста
Класс: 1-4 класс
Время проведения: 20-25 минут
Итог: Тот, у которого не определено хотя бы одно изменение, сам становится «Шерлоком Холмсом».
Развивает: внимательность.
«Белые медведи»
Правила игры:
На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место -- льдина, на которой стоит водящий -- «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке.
«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» -- и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого.
Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. Поймав кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!».
«Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину.
Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат».
Примечание. Пойманный «медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь». При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.
Количество игроков: 7 и более
Класс: от 1 класса
Время проведения: 10-15 мин
Итог: Когда будут переловлены все «медвежата» -- игра заканчивается.
Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».
Игра развивает: ловкость, реакция, фантазия
«Охота на лис»
Правила игры:
Все участники делятся на 2 команды, после чего проводится жеребьевка. Одна из команд становится “охотниками”, другая – “лисами”. По сигналу учителя “лисы” убегают и прячутся на местности. Через 30-40 секунд за ними вслед убегают “охотники”. Задача “охотников” - догнать или найти “лису”, осалить ее и привести за руку к “охотничьему домику”.
Примечание: участники команды “лис” надевают нагрудные номера; “охотники” находятся в так называемом “охотничьем домике” и обязательно стоят спиной к “лисам”;
стартовая линия для команды “лис” находится в 5-10 метрах от “охотничьего домика”; “лисам” запрещается: заходить за ограничительные линии (забор и т.п.), залезать на деревья, прятаться в здании школы и отказываться идти с “охотниками”, если тот его осалил. Во всех этих случаях игрок – “лиса” наказывается штрафными очками и считается пойманным;
“охотникам” запрещается драться с “лисой”, если та не хочет идти. В этом случае нужно добежать до линии старта и назвать номер “лисы”, нарушившей правила; если “охотник” осалил “лису”, то ему нужно взять ее за руку и довести до “охотничьего домика”. Можно также передать “лису” другому “охотнику”, а самому бежать дальше “охотиться”. Таким же образом можно передать номер “лисы”, нарушившей правила; побеждает та команда, которая, будучи командой “охотников” поймала всех “лис” за меньшее время; штрафные очки переводятся в секунды и вычитаются из времени, затраченного на поимку “лис” противоположной командой.
Материалы: нагрудные номера для «лис»
Количество участников: нет ограничений
Класс: 1-2 класс
Время проведения: пока не будут найдены все лисы (10-15 мин)
Итог: Игра заканчивается, когда “охотники” переловят всех “лис”.
Игра развивает: ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, внимательность.
Бессюжетные игры
«Горелки»
Правила игры:
На игровой площадке проводится линия. Играющих должно быть нечетное число. Из них выбирается один «водящий» («ловящий»). Остальные играющие строятся в колонну парами на расстоянии вытянутых рук, не доходя 2--3 шагов до проведенной линии, и берутся за руки.
Водящий становится на проведенную линию на 2-- 3 шага сзади колонны играющих.
Дети в колонне говорят рифмовку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо -- Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три -- беги!..»
После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут по обе стороны колонны. Они стремятся пробежать вдоль всей колонны и стать первой парой, успев взяться за руки.
Ловящий старается успеть поймать одного из них, пока дети не успели встретиться и взяться за руки. Если ловящий (водящий) успевает поймать одного играющего, то уже он с этим играющим становится в первой паре, а оставшийся без пары игрок становится «ловящим».
Материалы: мел
Количество игроков: 9 и более
Класс: 1-4 класс
Время проведения: нет ограничений
Итог: Игра заканчивается после того, как все пары пробегут по одному разу, но может продолжаться и дальше. В таком случае, когда пробежали все пары, колонна делает 2--3 шага назад к линии.
Игра развивает: координацию движений, ловкость
«Смена мест»
Правила игры:
Все играющие делятся на две команды. По краям площадки размечаются две линии - это так называемые «дома». Обе команды встают в шеренги лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки, за линиями своих «домов», приседают и кладут руки на колени.
По сигналу все игроки прыгают из глубокого приседа, двигаясь вперед, стараясь быстрее пересечь линию противоположного «дома». Побеждает команда, игроки которой первыми соберутся за противоположной линией. Затем обе команды прыгают в обратную сторону, но в игре не принимает участия тот игрок, который последним пересек линию, он выбывает из игры.
Материалы: мел
Количество игроков: не ограничено
Класс: 1-4 класс
Время проведения: до определения самых выносливых
Итог: Эта игра может продолжаться до тех пор, пока на площадке не останется по 2-3 самых выносливых прыгуна. Побеждает команда, в которой осталось большее число прыгунов. Можно продолжить дальше соревнование, и тогда можно определить лучшего прыгуна.
Игра развивает: прыгучесть, выносливость.
«Штандр»
Правила игры:
Для начала игры необходимо выбрать водящего, это можно сделать с помощью считалочки. Водящий в руках держит мяч. Все играющие собираются возле водящего. Водящий подбрасывает мяч как можно выше. В этот момент все играющие разбегаются в разные стороны. Водящий должен поймать мяч и как только мяч будет в его руках, он кричит: «Штандр!». Все играющие должны остановиться на месте, где их застала эта команда. Водящий должен мячом осалить кого-либо из играющих.
Материалы: мяч, лучше волейбольный, но можно и резиновый.
Количество игроков: не ограничено
Класс: 2-3 класс
Время проведения: не ограничено
Итог: Осаленный игрок становится водящим, а водящий становится играющим, и игра продолжается. Игра может идти до тех пор, пока она не надоест.
Игра развивает: ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега.
«Хоровод»
Правила игры:
Все участники делятся на группы, в каждой из которых должны быть и мальчики и девочки. Группа берётся за руки и образует хоровод, стараясь при этом запомнить друг друга. Затем участники расходятся на противоположные края зала (отдельно: мальчики и девочки) и строятся в шеренгу. Далее все выполняют по команде учителя повороты либо какие-то другие упражнения, возможно с закрытыми глазами. По команде “Хоровод” участники должны соединиться в свои группы.
Примечания: место построения участников “Хоровода” желательно отметить фишками.
Материалы: фишки
Количество игроков: не ограничено
Класс: 1 класс
Время проведения: чем быстрее дети соберутся в хоровод тем лучше, можно повторить нескольк раз
Итог: Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее других.
Игра развивает: внимательность, память .
«Третий лишний на прогулке»
Правила игры:
Разбившись на пары, играющие встают по кругу и медленно идут в одном направлении, взявшись за руки или под руку, свободная рука на поясе. Водящих двое. Один из них убегает, а другой догоняет его. Убегающий, когда ему грозит опасность, пристраивается к какой-либо паре, взяв под руку крайнего, и тогда его ловить нельзя. Игрок, оказавшийся третьим с другой стороны пары, должен убегать от водящего и тоже, спасаясь от преследования, присоединяется к любой паре справа или слева, схватив крайнего под руку. В этой игре водящему и убегающему разрешается бегать через круг, однако запрещается без нужды касаться, пробегая мимо, игроков в парах.
Количество игроков: не ограничено
Класс: 1-3 класс
Время проведения:10-20 мин
Итог: . Игра продолжается до тех пор, пока водящий не поймает кого-либо из убегающих. Тогда пойманный игрок меняется ролью с водящим
Игра развивает: ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега.
Игры эстафеты
«Эстафета с мячами»
Правила игры:
На игровой площадке проводится черта. Играющие дети разделяются на 2—3 команды с равным числом игроков. Команды становятся у черты в колонны на расстоянии вытянутых рук друг за другом. Расстояние между колоннами 1—1,5 м. Ноги играющих расставлены на ширину плеч. Стоящий первым в колонне ребенок держит в руках мяч. По сигналу учителя (хлопок в ладоши, свисток и т. д.) или его команде: «Вверх!..» или «Поднять руки!..» все дети поднимают руки вверх, а стоящий первым ребенок передает мяч через голову второму, второй — третьему и т. д., пока мяч не получит последний ребенок в колонне. Когда мяч получает последний играющий, то он бежит и отдает мяч учителю.
Варианты игры:
• сначала мяч передается вверху спереди назад, а потом в обратном направлении: сзади наперед, а поэтому воспитателю отдает мяч игрок, стоящий первым;
• мяч передается назад внизу между широко расставленными ногами;
• комбинация двух движений: мяч передается назад вверху над головами, а вперед — внизу, между широко расставленными ногами.
Материалы: мяч, мел
Количество игроков: 2-3 команды с равным количеством игроков
Класс: 2-4 класс
Время проведения: не ограничено
Итог: Побеждает команда, игрок которой первым отдал мяч учителю.
Игра развивает: ловкость и внимательность
«Не урони шарик»
Правила игры:
На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—10 см (в зависимости от возраста играющих). Это линии «старта» и «финиша».
На линию старта одновременно выходят 2—3 игрока. Каждому ребенку дают столовую ложку, в которой лежит шарик от пинг-понга. Играющий держит ложку в вытянутой руке, не придерживая шарик другой рукой. По сигналу воспитателя дети начинают движение от линии старта. Их задача состоит в том, чтобы дойти или добежать до линии «финиша», но при этом не уронить шарик. Если игрок в процессе движения уронит шарик, то должен поднять его, вернуться на то место, где уронил, положить шарик в ложку и только потом продолжить движение. Победителем считается ребенок, первым пересекший линию «финиша» и не уронивший шарик. Можно устраивать новые забеги среди победителей каждого предварительного забега.
Вариант игры: игра может проводиться в виде эстафеты, когда все участники разделены на 2—3 команды в зависимости от количества участников:
• играющий должен донести шарик в ложке до линии финиша, а вернуться бегом, передав ложку и шарик следующему игроку;
• играющий должен донести шарик в ложке в оба конца, передав их следующему играющему.
Материалы: мел, ложка, шарик от пинг-понга.
Количество игроков: не ограничено
Класс: 1-4 класс
Время проведения: не ограничено
Итог: Побеждает команда, первой закончившая эстафету
Игра развивает: ловкость, внимательность, координацию движений.