ГКОУ «Серафимовичская ШИ»
Коррекционно-развивающая работа, с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми с ТМНР
Составитель:
Н.И. Охрименко,
учитель технологии
Актуальность
В настоящее время большой процент детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с особыми образовательными потребностями. Поэтому сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач современной педагогики. Согласно основным положениям Федеральных Государственных Стандартов дошкольного образования, особое внимание уделяется охране и укреплении здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического и физического здоровья позволят предотвратить или минимизировать множественные по своему характеру нарушения, а также способствует их успешной социализации.
Цель: организация коррекционно-компенсирующей, коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР, основанной на технологии сохранения и стимулирования здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающая направленность обеспечивается через следующие задачи:
создание атмосферы доброжелательности, эмоционального подъема, психологической свободы и защищенности, внимания и заботы;
обеспечение ребенку возможности удовлетворения физиологических и личностных потребностей, желаний и интересов;
предоставление ребенку возможности самореализации в различных видах деятельности;
соблюдение санитарно–гигиенических норм и требований к организации воспитательно–образовательного процесса;
исключение эмоциональных, интеллектуальных и физических перегрузок ребенка.
Основные формы реализации здоровьезберегающих технологий:
Воспитательно-образовательный процесс строится с учётом использования традиционных методов сохранения и стимулирования здоровья детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Важнейшим составляющим в режимных моментах с детьми, является гимнастика игрового характера: динамические паузы и физкультминутки способствуют снижению утомляемости между видами непосредственной образовательной деятельности.
А сюжетно-ролевые и подвижные игры способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и помогают детям с ТМНР устранить неуверенность в своих силах, застенчивость и робость.
Ежедневно в режимных моментах используем дыхательную, пальчиковую и зрительную гимнастику.
Приучая детей к правильному носовому дыханию (а мы с вами знаем, что дети чаще дышат ртом), мы тренируем дыхательную мускулатуры, препятствуем разрастанию аденоидов и скоплению слизи.
При выполнении пальчиковой гимнастики используем массажные шарики и пружины Су-Джок, а также различное нестандартное оборудование. Пальчиковые игры – это своего рода гимнастика для мозга, стимулирующая развитие его отдельных зон. Со стороны пальчиковые игры выглядят невинно, но это колоссальная нагрузка для мозга ребенка. Мы можем с вами в этом легко убедиться, проведя несложный эксперимент. Сожмите в кулак левую руку (если вы левша, то правую), так чтобы большой палец оказался зажат четырьмя остальными пальцами. Теперь попытайтесь вытянуть вперед безымянный палец, не разгибая при этом остальные.
Какие у вас ощущения? Скорее всего, не слишком приятные! Если выполнять это упражнение долго, может даже разболеться или закружиться голова. Поэтому любые игры на мелкую моторику, нужно проводить осторожно, дозируя нагрузку.
Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения и сохранения здоровья. Формирование этих навыков у детей с ТМНР это действительно долгий и трудоёмкий процесс, который должен складываться постепенно из разных частей, шаг за шагом, и в итоге предстать полной картиной как мозаика.
Гимнастика пробуждения – это очень полезная штука, проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма.
Обязательно нужно научить деток потягиваться после сна – это считается даже самым распространенным движением в мире животных. Чаще всего мы выполняем это движение инстинктивно, рефлекторно по нескольку раз в день. После такого упражнений, сразу самочувствие становится легче, поскольку через связи между мышцами и внутренними органами происходит улучшение кровообращения и тонизируется весь наш организм.
Так же стоит уделить внимание хождению по корригирующим дорожкам. Стопа – это одна из самых «нетренированных» в терморрегуляции частей тела, поскольку постоянно облачена в носки, колготки или обувь. Топтание босиком на массажном коврике помогает в закаливании детей. Ребенок не только перестанет хлюпать носом, но и избежит плоскостопия.
Кроме того, не забываем мы и про массаж – который способствует выработке в организме серотонина и эндорфина, они в свою очередь поднимают настроение и общий тонус, снижают концентрацию в крови «стрессовых гормонов».
В детском саду оборудован массажный кабинет, в котором имеется все необходимое для проведения массажа детям.
Психо-эмоциональное состояние особенных деток зачастую нестабильно и нам в помощь Коррекционно-развивающие и игровые технологии (которые, обеспечивают психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье).
Для детей с ТМНР большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством в таких ситуациях является сенсорная комната, которая способствует расслаблению, восстановлению психоэмоционального состояния, успокоению ребенка.
Сенсорная комната снабжена световыми приборами – рассеянным светом, создающими эффект звездного неба или звездного дождя. Дополнительными стимулами выступают: звуки природы, успокаивающая музыка, Комнаты расслабления показана при: неврозах, тревожных состояниях, задержках психомоторного развития, проблемах речи, адаптационных расстройств.
Еще одна форма коррекционных технологий для регулирование эмоциональных состояний ребенка «Аква-метод». При помощи игр с водой и пеной можно регулировать эмоциональные состояния детей. НАПРИМЕР: если ребенок в возбужденном состоянии – то при помощи пены он легко успокаивается. Если ребенок в подавленном настроении — то с помощью воды получает заряд бодрости, улучшается настроение.
Песочная терапия. Игры с песком и сыпучим материалом – одна из форм естественной активности ребенка. Такая терапия помогает справиться с различными нарушениями поведения, наладить взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми, избавиться от психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страха, неврозов, пережить трудности, которые связаны с различными семейными и социальными ситуациями.
Арт-терапия - это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения.
Одно из направлений арт-терапии - технология воздействия цветом или цветотерапия. Яркие оттенки красок оказывают на Центральную нервную систему влияние, без которого она обойтись не может. Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для своего роста и развития.
В основном занятия проводятся индивидуально, но раз в две недели мы проводим развлечения и досуги, чтобы закрепить полученные знания и эмоционально разрядиться. Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например, из-за речевых нарушений, аутизма или мало контактности. Наши детки неговорящие и малоговорящие, поэтому такие мероприятия очень важны, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.
Непрерывность действия здоровьесберегающих технологий невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за физическое здоровье ребенка, а также за соблюдение режима дня и питания в выходные дни. Для родителей проводятся консультации, родительские собрания, Флешмобы и совместные спортивные развлечения.
Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР способствует:
Укрепление физического и психического здоровья детей с ТМНР;
Отслеживается благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года);
Совершенствование навыков самостоятельности;
Активизация двигательной активности детей;
Наши воспитанники с желанием учувствуют в различных социальных связях;
Создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений педагогов группы с родителями;
Увеличение информированности родителей в вопросе сохранения здоровья наших особенных деток.