Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 3
Тутаевского муниципального рйона
Конспект открытого
коррекционно-развивающего занятия
по теме
«Геометрические фигуры».
Составила учитель-дефектолог:
Наборщикова Е.В.
2020 – 2021 уч.год
Тема: «Геометрические фигуры»
Тип занятия: Коррекционно-развивающее.
Форма проведения занятия: урок – повторение материала. Индивидуальное занятие.
Виды деятельности: игровая, творческая, познавательная, продуктивная.
Методы и приемы:
Наглядный – показ геометрических фигур, творческая деятельность.
Словесный – объяснение материала, вопросы, индивидуальные ответы детей.
Практический – упражнения направленные на изучение и закрепление нового материала.
Цель: создать условия для формирования знаний обучающихся о геометрических фигурах.
Задачи:
Образовательные:
узнавать и называть геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник);
разбивать множества геометрических фигур на классы по форме и цвету;
обучать воспроизведению формы геометрических фигур;
обучать выбору фигур по зрительно воспринимаемому образцу и на слух;
соотносить и находить их форму в реальных предметах и объектах.
Коррекционно-развивающие: развивать внимание, память, творческое мышление, тактильное восприятие; общую и мелкую моторику.
Оборудование урока:
набор геометрических фигур;
раздаточный материал;
цветные столбики
карточки с геометрическими фигурами;
Ход урока
Организационный момент. Приветствие учащихся.
Пальчиковая и кинезиологическая гимнастика.
«Осень»:
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем – постучать ногами
Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь
Дыхательная гимнастика Осенние листочки
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый — а-а-а…
Рябиновый — и-и-и…
Березовый — о-о-о…
Дубовый — у-у-у…
III Определение темы занятия.
- Закрой глаза, попробуй угадать, какие фигуры я нарисую у тебя на ладошке. (Дефектолог «рисует» фигуры)
Загадки о геометрических фигурах
(Ребенок сначала отгадывает загадку, а потом на ощупь достает из
« Волшебного мешочка» отгаданную фигуру)
1) Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (круг)
2)Три вершины тут видны
Три угла, три стороны,-
Ну, пожалуй, и довольно!-
Что ты видишь? (треугольник)
3)Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...
(квадрат)
4)Что сейчас увидим мы?
Все углы мои прямы,
Есть четыре стороны,
Но не все они равны.
Я четырехугольник
Какой? ...(прямоугольник)
III. Основная часть.
Сегодня мы вспомним геометрические фигуры. Перед тобой на столе лежит конверт – посмотри :что там? Верно – геометрические фигуры.
Задание 1.Посмотри экран : «Какие фигуры тебе сегодня понадобятся?» (слайд2)
Ребёнок выбирает фигуры лежащие на столе.( 2 лишних)
Задание 2. «Расставь фигуры в нужном порядке».(Слайды 3 – 8)
Задание 3. «Упражнение на сравнение, нахождение общего и чем отличаются : круг и квадрат, трёхугольник и четырёхугольник».
Учитель : Возьми в одну руку круг , а в другую - квадрат. Чем они похожи?
А теперь, возьми треугольник и четырёхугольник.
Учитель: давайте назовем предметы похожие на круг.
Учащиеся ( колесо, яблоко, солнце, пуговица и т.д.)
Учитель: давайте назовем предметы похожие на квадрат.
Учащиеся (стол, стул и.т.д)
Учитель: давайте назовем предметы похожие на треугольник.
Учащиеся ( крыша, линейка-треугольник и.т.д) (Слайд 9)
Задание 4. Дидактичесая игра «Чего не стало?»
Ребёнок закрывает глаза. Учитель берёт у него со стола одну или несколько геометрических фигур. Ученик проговаривает, какие фигуры отсутствуют.
Физкультминутка
Встань ,закрой глаза, попробуй нарисовать в воздухе двумя руками круг, квадрат, треугольник.
«Бабочка»
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).
Задание 5. А теперь построим эти же геометрические фигуры при помощи палочек.
-Удобно круг делать из палочек? Что же надо сделать, чем сделать круг? (проблемная ситуация)
Задание 6. Работа с цветными столбиками.
Задание 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Работа на листочках. Приложение 1
Задание 8.
Развитие мелкой моторики. Приложение 2
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Давайте вспомним, с какими фигурами мы сегодня познакомились?
- Какое задание было для тебя самым интересным?
-А какое самым трудным?
Приложение 1
Приложение 2