СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающее занятие "Я и мы"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение правил сотрудничества в процессе групповой деятельности

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающее занятие "Я и мы"»

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия в условиях инклюзии.

Модуль раздела рабочей программы

Развитие коммуникативной деятельности

Тема занятия № 12

Я и мы

Количество часов на тему:

1 час

Цель занятия:

Изучение правил сотрудничества в группе. Коллективное обсуждение работы в моделируемых ситуациях.

Задачи:


обучающая: проанализировать свои качества, которые помогают сотрудничать, формировать навыки сотрудничества в моделируемых ситуациях.

коррекционно - развивающая: развивать у обучающихся умение располагать к себе окружающих людей

воспитательная: воспитывать уважительное отношение к мнению других, корректность высказываний.

Вид деятельности:


ценностно-ориентационная деятельность

Форма организации деятельности:

фронтальная, индивидуальная.

Методы


объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый

Приемы


организационные

технические

логические

Материально-дидактическое оснащение занятия

ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация к занятию, ручки, тетради, цветные карандаши, шаблоны с готовыми рисунками магнита, символ слова – игрушка , разрезанные рисунки в конвертах , альбомные листы для рисования

Формируемые УУД:

регулятивные: оценивать, осознавать материал, планировать алгоритм ответа, уметь произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия других; мобилизация сил, волевых усилий при преодолении препятствий.

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

коммуникативные: уметь вступать в контакт с педагогом; уметь выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

личностные: осознать себя, как личность и, одновременно, как члена общества, оценивать свои действия и поступки с точки зрения морали; формировать собственное отношение к полученным знаниям, осознание практической и личностной значимости содержания занятия; оценка эффективности собственной деятельности; стремление следовать социально-одобряемому поведению, быть полезным обществу; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.



Структура коррекционно – развивающего занятия.

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность нейротипичных

обучающихся

Деятельность обучающихся с ОВЗ

1. Организационный этап (5 мин.)

Цель этапа: подготовить воспитанников к совместной работе на занятии, создать благоприятную психологическую атмосферу.

Приветствие. Создание психологического настроя, активизация внимания учащихся.

Упражнение «Аплодисменты»

-Похлопайте в ладоши те, кто с хорошим настроением начал этот день.

-Похлопайте в ладоши те, кто успел сегодня подарить улыбку своим одноклассникам.

- Похлопайте в ладошки те, кто сегодня узнал что-то интересное.

-Похлопайте в ладоши те, кто получил хорошие отметки.

-Похлопайте те, кто сегодня ни с кем не ссорился.

Давайте вспомним, какие правила, мы выполняем на наших занятиях?


Приветствие.


Хлопают в ладоши при ответах









Вспоминают самостоятельно правила поведения.


Приветствие


Хлопают в ладоши при ответах










Вспоминают правила поведения с помощью педагога

2. Мотивация познавательной деятельности (2 мин.)

Цель этапа: стимулировать познавательный интерес и активную позицию воспитанников, определить тему занятия.

О чем мы говорили на прошлом занятии?

(о сотрудничестве, колючках, которые нам мешают сотрудничать, изготавливали знак «Стоп»)

Кто использовал знак «Стоп»?

Анализировать свои колючки было сложно?

Помог ли вам знак «стоп»?

В каких ситуациях вы его использовали?






Отвечают на вопросы.










Отвечают на вопросы с помощью педагога.






3. Актуализация знаний (2 мин.)

Цель этапа: оценить исходный уровень информированности группы, актуализация проблемы. Постановка цели и задач занятия на основе темы.


Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?


Мы продолжаем изучать правила сотрудничества в группе.


Тема «Я и мы»



Цель. Изучить правила сотрудничества в группе в процессе выполнения практических заданий.


Отвечают на вопросы.


Выдвигают варианты объяснений


Записывают тему занятия в тетради


Выдвигают варианты цели занятия




Отвечают на вопросы с помощью педагога.

Выдвигают варианты объяснений с помощью педагога.



Записывают тему урока в тетради.

Выдвигают варианты цели занятия с помощью педагога.

4. Основной этап - информационный. (15 мин.)

Цель этапа: усвоение новых знаний и способов действий.


Качества – колючки отталкивают от нас людей, а качества – магнитики – притягивают.

Дома вы должны были проанализировать свои положительные качества - магнитики?

Далее обсуждаются качества – магнитики, например: любознательность, доброжелательность, воспитанность, воля, терпеливость, приветливость, дружелюбие, верность.

Выдаются рисунки с «Магнитом», каждый записывает свои качества «магнитики».

Затем каждый анализирует свои собственные «магнитики».

Сделайте выводы, какие качества помогают сотрудничать с другими людьми.



Отвечают на вопросы.



Записывают свои «магнитики» на рисунке




По желанию рассказывают о своих «магнитиках».




Отвечают на вопросы с помощью педагога



Записывают свои «магнитики» на рисунке




По желанию рассказывают о своих «магнитиках».








Динамическая пауза (3 мин.)

Цель: снятие напряжения, разрядка.

Педагог предлагает упражнения

Для глаз

1.Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

Для общего воздействия

1. И.п. - стойка ноги врозь, 1-руки назад. 2-3 -руки в стороны и вверх, встать на носки, 4-расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.


2. И.п.- стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 - с поворотом туловища налево " удар " правой рукой вперед. 2 - и.п. 3-4 -то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Дыхание не задерживать.

Для улучшения мозгового кровообращения

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1-2 -круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3-4 - то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.


2. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и.п.. То же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.


3. И.п. - сидя на стуле, руки на пояс. 1 - повернуть голову направо. 2 - и.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.




Воспитанники выполняют упражнение по инструкции



Воспитанники выполняют упражнение под контролем и с практической помощью педагога.

Основной этап - аналитико-практический (15 мин.)

Цель этапа: закрепление и применение новых знаний и способов действий.

А сейчас мы выполним задания, а затем сформулируем правила , которые помогали нам выполнять задания.

Разделение на команды.

Каждому пройти и сказать на ухо животного.

Затем предложить издать звук этот животного. Одинаковые животные объединяются в команды

Задание № 1

Пазл.

Участники делятся на группы и получают набор фотографий (или картинок), которые нужно собрать в единый пазл. Фотографии могут быть связаны с определенной темой или событием.


Задание № 2

Художники

Играющие делятся на две группы. Задача групп – быстрее соперников нарисовать определенное животное или предмет. Каждый человек имеет право нарисовать лишь одну линию.(Рисуем заданное животное)


Задание № 3

Гусеница

Отряд становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. Ведущий объясняет, что отряд – это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку и т. д.


Итак мы с вами поиграли в несколько коллективных игр, давайте сформулируем правила сотрудничества, которые нам помогают работать в команде и выигрывать.

Вывод, некторые правила, которые можно использовать.


  • Доверять друг другу 

  • Общение по принципу «здесь и теперь».

  • Во время задания говорить здесь и сейчас по поводу выполнения задания 

  • Каждый высказывает свое мнение и несет за это ответственность.

Нужно отказаться от безличной речи, которая помогает скрывать собственную позицию и уходить от ответственности за свои слова.  

  • Искренность в общении. Участники группы говорят только то, что чувствуют и думают по поводу происходящего, то есть только правду.  

  • Оценивание при выполнении заданий не личности участников, а их деятельности.  








Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.




Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.








Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.































Выполняют упражнения, отвечают на вопросы с помощью педагога.











Выполняют упражнения, отвечают на вопросы с помощью педагога.




























5. Заключительный этап. Рефлексия (3 мин.)

Цель этапа: оценка эффективности занятия, сопоставление результатов работы воспитанников с поставленной целью.


Завершение цикла мероприятий.

Проводим «Круг сообщества»

Передаем символ слова, отвечаем на вопросы

«Что я узнал на занятиях?»

«Что я буду применять в жизни?»

«Что мне понравилось?»

«Какие правила отношений с людьми я запомнил?»

Благодарности за работу.



Передают символ слова, отвечают на вопросы


Передают символ слова, отвечают на вопросы