Российская Федерация
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ г. Губкинский
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА».
мкр. 11, д. 138, г. Губкинский, ЯНАО, 629830
Код 34936 телефон 5-78-52 E-mаil: [email protected]
ОКПО 42180387, ИНН 8913001915, лицевой счёт 075.040.133
Коррекционно-развивающие задания
для 1 класса.
Составитель: Голубова Н.С.
2020г.
Пояснительная записка.
Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребёнка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. В начальной школе закладывается, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Поэтому учить и воспитывать младшего школьника очень ответственная задача. В руках учителя начальных классов фактически судьба человека, и обращаться с этой судьбой нужно бережно и осторожно. Младший школьник – ещё маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями.
В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии и испытывающих, впоследствии этого, трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.
При этом решается ряд задач коррекционно-развивающего обучения.
Память – один из важнейших психических процессов. Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. Также как ощущение и восприятие, память является процессом отражения,
Причём отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, а и то, что имело место возобновления в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на вас впечатление.
Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе. Кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было, и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими сверстниками.Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место в его жизни выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации. Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход познавательных психических процессов ребенка на более высокий уровень. Это, прежде всего, выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, паять, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучения его письменной речи. С помощью этих параметров можно делать прогнозы в отношении дальнейшего обучения ребенка и его успехов в школе. Таким образом, одним из важнейших направлений работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы.Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так и игровой деятельности. Представленные упражнения используются для развития различных познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения. Их можно использовать, как в групповой, так и в индивидуальной работе.
Основные задачи:
психологическое изучение готовности ребенка к школе;
создание условий для формирования компонентов психологической готовности детей к школе;
развитие интеллектуальных способностей (мышление);
развитие памяти, внимания, воображения;
развитие познавательной активности;
развитие мелкой и крупной моторики;
сформировать внутреннюю позицию школьника;
создание в классе условий для построения системы учебного сотрудничества – достигается через применения в групповой работе разнокачественных заданий для совместной деятельности и рефлексии ее результатов;
развитие мышления.
Форма работы: групповая, индивидуальная и по группам.
Основные методы: игры, упражнения.
Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»
(активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания). Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обоими руками.
Задание 1. «Назови предметы»
Ребята по очереди называют все предметы, которые их окружают в классе. Затем по заданию психолога называют слова на темы: «овощи», «мебель», «одежда», «посуда», «растения», «магазин».
Задание 2. «Раскрась правильно»
Материал к заданию: каждый учащийся должен иметь карандаши и лист бумаги с контурами домиков и полосками из квадратиков. Рисунок.
А) учитель говорит: «Раскрасьте, синим карандашом второй домик слева. Раскрасьте красным карандашом третий домик справа. Раскрасьте зеленым карандашом домик, который находиться перед синим. Раскрасьте желтым карандашом домик, чтобы красный оказался между синим и желтым. Раскрасьте коричневым карандашом домик, который следует за желтым.
Б) внимательно рассмотреть порядок следования кружков и заполнить пустые клеточки.
Упражнение: « Четыре стихии»
Упражнение: «Цветок настроения». Рисунок.
Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»
(активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания). Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обоими руками.
Задание 1. «Домик»
Материал к заданию: образец домика. Рисунок.
Ребенку предлагается, как можно точнее срисовать изображения домика. После окончания работы ребенку предлагается проверить все ли верно. Может исправить, если заметит неточности.
Задание 2. «Разрезные картинки»
Материал к заданию: любые разрезные картинки.
Ребенку предлагается из разрезанной картинки, составить целостную картинку.
Упражнение «Кто летает?»
«Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например стрекозу, отвечайте: «летает». Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчите и не поднимайте руки».
Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер…
Задание 3. «Корректурная проба»
Материал к заданию: бланк с буквами, время работы 5 минут.
Ребятам предлагается, на бланке с буквами просматривая каждую строчку вычеркивать все встречающиеся букву «А», работать следует быстро и точно.
Упражнение: «Цветок настроения»
Учащимся дается лист с нарисованным цветком и говорится, что один из его лепестков такой, какое сейчас у него настроение. Ребенка просят закрыть глаза и представить себе, какого цвета один из его лепестков сейчас расцветет. Откроет глаза и раскрасит его этим цветом.
Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения»
(активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний). Дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад.
Задание 1. «Треугольники»
Материал к заданию: листки в клетку.
Ребенку предлагается нарисовать треугольники (2-3 строки) «Будьте очень внимательными! Вы должны их правильно выполнить. Первое задание – рисовать треугольники уголком вверх (показать на отдельном листке или доске) после этого образец убрать». Через 2- 2,5 строчки рисунка предлагается второе задание – продолжать рисовать треугольники, но уголком вниз (показать образец). Второе задание выполняется также в 2-3 строки
Задание 2. «Найди и вычеркни».
Материал к заданию: рисунок с изображением простых фигур, секундомер, простой карандаш. Рисунок.
«Сейчас мы с вами поиграем в такую игру: я покажу вам картинку, на которой нарисовано много разных знакомых вам узоров. Когда я тебе скажу «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать названные мной фигуры. Это необходимо будет делать до тех пор, пока я не скажу «стоп». В это время вы должны будете остановиться и показать мне то изображения предмета, которое вы увидели последним. Я отмечу на вашем рисунке место, где вы остановились, и снова скажу «начинай». После этого продолжишь искать и вычеркивать из рисунка заданные узоры. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «стоп». На этом выполнение задания завершиться».
Упражнение: «Назови и проверь постукиванием»
Дети вместе с психологом выбирают 7 разнообразных предметов, находящихся в разных концах комнаты, и прислушиваются, как они звучат от удара по ним карандашом. Затем ребята закрывают глаза. Психолог ударяет карандашом, по какому – либо из этих предметов 5-10 раз. Дети должны назвать этот предмет, подойти к нему и также постучать по нему карандашом.
Задание 3. «Кто точнее нарисует?»
Материал к заданию: таблицы с нарисованными геометрическими фигурами и значками внутри них, чисты лист бумаги и карандаш. ,
Психолог показывает, ребятам таблицу 1 на 2-3 сек. Убирает ее. Ребята зарисовывают то, что им удалось рассмотреть. Проверяется правильность воспроизведения. Аналогичным образом показываются таблицы 2,3. За каждую правильно воспроизведенную геометрическую фигуру и значок начисляется по одному баллу (максимальное число баллов за первую таблицу – 4, за вторую – 6, за третью – 8).
Упражнение: «Цветок настроения»
Учащимся дается лист с нарисованным цветком и говорится, что один из его лепестков такой, какое сейчас у него настроение. Ребенка просят закрыть глаза и представить себе, какого цвета один из его лепестков сейчас расцветет. Откроет глаза и раскрасит его этим цветом.
1.«Составляем слова»
Составить и записать слова из половинок левого и правого столбцов.
Пол дух
Вино оса
Воз осы
Верх град
Вес ушки
Вол точка
2 . «Склеенные предложения»
Разделить «склеенные предложения», чтобы получился текст.
Былазимаморозщипалзащёкипотомсталотепловыпаломногоснега.
Детилепилиснегурочкуотснегарукизяблинозатоснегурочкавышлахорошая.
3.«Считай внимательно»
А) даны два числа : 27 и 32.Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа и от полученного произведения отнимите вторую цифру второго числа.
Б) даны два числа: 54 и 26.Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго числа и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа.
4. «Вставь нужные буквы»
П—ро д—р—во т—а--а
К—СА к—м—нь к—у--а
Р—кА х—л—д к—ы--а
Г—ра п—в—р п—и--а
П—ле п—г—да г—у---а
5. «Вставь пропущенное число»
6. «Зашифруй информацию»
Нужно зашифровать своё послание кому-нибудь из одноклассников. Таким образом, школьники обмениваются посланиями и каждый расшифровывает своё.
А | Б | В | г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
| р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
| 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
Ключи.
1.Полоса, виноград, воздух, верхушки, волосы, весточка.
2.Была зима. Мороз щипал за щёки. Потом стало тепло. Выпало много снега. Дети лепили снегурочку. От снега руки зябли. Но, зато снегурочка вышла хорошая.
3. а) 4
Б)5
4.е,о,е, о, о е ,е, а, е, о, о,о ,ао, о, р, в, р, п, р, с, л ,т, р, ш
5.14=10+4
36=19+17
46=32+14
6. Послание» шифруют учащиеся.
Например: 9 ,5,18,1,3,19,20, 3,21,11 (здравствуй!)
Задания:
«Запомни и нарисуй». Цель: развитие зрительного и графического воспроизведения.
Предлагаю ряд различных геометрических фигур для запоминания в течение 1 минуты. Затем каждый зарисовывает в тетради.
«Запомни числа» 1 5 7 3 2 9 4
- Сколько всего чисел вы увидели?
- Назовите все числа по порядку.
- Назовите предпоследнее число?
- Чему равна сумма первого и последнего чисел?
С первых дней обучения детей в своей работе использую игры и игровые моменты. Выполняя устный счёт на уроках, мы «плавали на парусниках», «спускались на парашютах», «путешествовали на поезде». Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре, поэтому использование игр даёт наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированны.
Игра на внимание и закономерность.
- Какие геометрические фигуры вы видите?
- Объясните смысл задания.
Игра на внимание и логику.
- Рассмотрите внимательно, как изображены ёлочки.
- Из скольких треугольников состоит каждая ёлочка?
- Как нарисовать ёлочку, состоящую из четырёх треугольников?
Для развития познавательных процессов, для повышения уровня учебной мотивации применяю в работе объёмные геометрические фигуры, разные по цвету, размеру, форме и толщине. Дети, играя с ними, выполняют задания. Это развивает логическое мышление, способствует формированию приёмов многостороннего анализа, закрепляет знание цвета
Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без развития у него правильной речи. Речь – это способ познания действительности, она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения.
Большое внимание уделяется работе по устранению речевых недостатков. Совместно с психологом проведено обследование учебной мотивации детей. Результаты положительные. При изучении мотивации у каждого ученика было выявлено состояние познавательной и эмоциональной сферы. Дети раскрашивали разным цветом лепестки цветка, отвечая на вопрос: «Какое у тебя настроение, когда ты
· идёшь в школу;
· дома;
· на перемене;
· на уроке;
· после уроков.
Почти все учащиеся при ответе на первый вопрос выбрали красный цвет, то есть радостью идут в школу.
1. Упражнение по коррекции мыслительных процессов «Наведи порядок» (анализ объектов, установление причинно-следственных связей, построение логических цепочек, развитие мелкой моторики рук)
- Зима долго хозяйничала в этом году, поэтому всё перепутала, помогите правильно расставить месяцы, и вы получите поговорку о весне.
(Раздаются индивидуальные карточки-задания с дырочками, верёвочка, дети нанизывают на верёвочку месяцы по порядку и получают поговорку)
Февраль
с
Апрель
а
Март
водой
Январь
апрель
Июль
травой
Июнь
с
Май
май
- Прочитайте, что получилось? (Апрель с водой, а май с травой).
- Молодцы, вы получаете часть весенней мозаики. (1)
2. Упражнения по коррекции и развитию внимания.
(Раздаются индивидуальные карточки)
Упражнение «Буква заблудилась» (развитие внимания, зрительного восприятия О.Н. Яворская)
- Что же ещё находится в шкатулке? Да это же буква.
Неизвестно, как случилось, только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нём.
Но едва туда вошла буква-озорница-
Очень странные дела начали твориться.
- Перед вами карточки с двустишьями, посмотрите и скажите, что не так, какие буквы заблудились в выделенных словах, исправьте ручкой ошибки?
Учитель вызывает Веру:
- Реши-ка на НОСКЕ примеры!
На ЛУЖАХ мчится с гор
Спортсмен Петров Егор
Знает каждый: у быка
На макушке есть НОГА.
ЖУЧКА по небу плывёт,
Дождь, наверное, пойдёт.
- Так какая буква заблудилась?
- Молодцы, получаете ещё часть весенней мозаики.(2)
3. Упражнение по коррекции и развитию слуховой памяти и внимания «Запомни и назови». (Л.Ф. Тихомирова) (во время чтения на мониторе появляются картинки)
-Что же ещё приготовила нам весна? Это же стихотворение!
- Внимательно послушайте стихотворение и запомните названия насекомых, животных, птиц, которых вы встретите в тексте.
Стихотворение «Чудеса» ( В.Степнов)
По опушке шла Весна,
Вёдра с дождиком несла.
Зацепила за иголки -
Опрокинулись ведёрки.
Зазвенели капли -
3агалдели цапли.
Испугались муравьи -
Двери заперли свои.
Машет лапами медведь,
Словно хочет улететь.
На охоту неохота
Собираться кабану:
- Как залезу я в болото
Да в болоте утону?!
На лужайке зайки
Промочили майки.
Черноглазые жуки
Застегнули сюртуки.
Вёдра с дождиком Весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло -
ЧУ-ДЕ-СА!
- Давайте вспомним, кого же потревожила весна?
А что за цветное коромысло убежало в небеса? (радуга).
Вы заработали ещё одну часть мозаики. (3)
4. Упражнение «Составь слова» (постановка и решение проблемы: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов действия, творческое воображение, речь Н.К. Винокурова)
(достаю пустой лист из шкатулки, на мониторе появляется задание).
- Перед нами пустой лист, значит, весна просит нас догадаться, какое задание нужно выполнить? (подобрать слова, которые начинаются на буквы входящие в состав слова «радуга»)
Р - работа, рот
А – арбуз,…
Д – дорога,…
У – уши,…
Г – груша,…
А – аист,..
- Молодцы, догадались, постарайтесь продолжить ряд слов, на заданную букву и записать по 1 слову на чистом листе. За правильно выполненное задание вы получаете ещё часть мозаики. (4)
-Наши ручки потрудились, а теперь отдохнём немножко, превратимся в птичек.
5. Пальчиковая гимнастика «Птички» (расслабление мышц рук)
Две синички прилетели,
(машем кистями рук, изображая крылья.)
На ладошки дружно сели,
(показываем ладошки.)
Стали семечки клевать
И тихонько напевать.
(Стучим указательными пальчиками по ладошкам.)
Мы погладим нежно птичек
(гладим ручки с обеих сторон).
И отпустим невеличек.
(Встряхиваем кистями рук и машем ими как крылышками.)
- Молодцы, хорошо отдохнули, а теперь за дело в шкатулке ещё остались задания.
6.Упражнения по коррекции и развитию мышления.
Упражнение «Спрятанная фраза» (развитие мышления, общеучебных и логических действий по С.В. Курдюковой) Учитель-дефектолог раздаёт таблицы с заданием.
-Найдите в таблице и закрасьте синим карандашом все цифры.
- Найдите в таблице и закрасьте оранжевым карандашом все буквы ц.
- Найдите и закрасьте красным карандашом слово май.
- Найдите и закрасьте жёлтым карандашом название месяца осени.
- Найдите и закрасьте зелёным карандашом название месяца лета.
- Прочитайте, оставшиеся слова в каждой строке, что у вас получилось?
5
Г | 7 | Р | 8 | А | 4 | Ч | |
М | А | Й | 2 | Ц | 7 | Ц | 1 |
Н | А | Н | О | Я | Б | Р | Ь |
Ц | 1 | Г | О | Ц | Ц | Р | Е |
В | Е | Ц | С | 2 | Н | А | 3 |
Н | А | А | В | Г | У | С | Т |
Д | В | О | 7 | Р | Е | 4 | 1 |
Грач на горе-весна на дворе.
- Что означает эта поговорка?
Молодцы, вы получаете следующую часть весенней мозаики. (5)
7. Игра «Сказочные имена» (развитие логических универсальных действий, анализ объектов с целью выделения признака О. Холодова)
-Посмотрите, что это за сказочное животное перед нами (на мониторе), да ещё и называется странно? Да это же следующее задание из шкатулки чудес.
Догадайтесь, какие животные скрываются под этими сказочными именами. Назовите их настоящие имена.
Хобот, будильник, двугорбики, медоноска, колючка, повторюшка, мяука, длинношей, панцырька.
8. Интерактивная игра - «Загадочные животные» (развитие восприятия, внимания, памяти и мышления Саламатина А. А.)
- Чудеса продолжаются перед нами загадочное животное, посмотрите внимательно на картинку и запомните его, нажмите на мониторе на голубую стрелочку, вспомните, из каких животных состояло загадочное животное. Найдите картинки животных, которые похожи и тоже нажмите на них. Если вы выбрали картинку правильно, то вокруг неё появится красная рамочка, а если нет, то картинка станет бледной.
9. Методика «Зеркальное письмо» (Е.В. Заика, развитие внутреннего плана действий, формирование пространственных представлений и навыков самоконтроля) (раздаю зеркала и карточки-задания с зеркально написанным предложением)
- А теперь, необходимо расшифровать письмо весны, проверим, правильно ли вы выполнили задание при помощи зеркал.
По порядку прочитайте, что получилось?
(Вы попали в мир весны.)
-Вот вам и досталась последняя часть мозаики. (6)
10. Игра «Составь мозаику» (коррекция и развитие зрительного и пространственного восприятия, мышления)
-Вот наконец-то мы и попали в волшебный мир весны, у нас с вами есть части мозаики, давайте сложим общую картину.
11. Рисование в парах обеими руками, рисование в технике мыльных пузырей (Захарова О.) (развитие межполушарных связей, воображения, причастность к общему делу, дыхание)
-А теперь давайте украсим нашу картину, чего не хватает (солнышка и тучек), рисовать мы будем не просто, а необычно – обеими руками, а чтобы картина получилась яркой, радостной украсим её мыльными пузырями.
Упражнения по коррекции и развитию воображения.
-Чтобы мы почувствовали дыхание весны превратимся в весенний цветок.
Релаксация «Цветок» (развитие воображения, снятие усталости
Чистякова М. И.)
- Сядьте удобнее, закройте глаза, постарайтесь представить, то о чём я буду говорить. Теплый луч солнышка упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток, из которого вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем. Потом появился ещё один цветок, ещё один … и перед вами открылся прекрасный пёстрый луг. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Вдохните ещё раз аромат… и откройте глаза.
- Что вы почувствовали, когда отдыхали?
VI. Итог. Рефлексия.
-Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы узнали, что больше всего запомнилось? (ответы детей)
Упражнение «Волшебные очки» (развитие эмпатии друг к другу, повышение самооценки М.В. Киселёва)
-Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!. Подходя к каждому ребенку, дефектолог называет всё то в чём успешен был ребёнок сегодня на занятии. «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил, эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.
- Молодцы! До новых встреч, до свидания.
На занятии решались следующие задачи:
Содействовать развитию и коррекции интеллектуальных способностей: пространственного представления, логического мышления; продолжать работать над усвоением учащимися алгоритма формулирования проблемы и самостоятельного создания способов действия, развитие памяти, внимания, восприятия, воображения;
Обогащение чувственного познавательного опыта, развитие кинестетической чувствительности рук, чувства координации и равновесия, общей чувствительности, умения расслабляться.
Воспитывать мотивацию к учению, чувство эмпатии.
Учебный материал соответствует задачам занятия. В соответствии с типом занятия была предусмотрена следующая структура:
На занятии были использованы игры и упражнения по коррекции и развитию внимания, зрительного восприятия, памяти «Буква заблудилась», «Запомни и назови», интерактивная игра «Сказочные животные», все игры сопровождались визуальным рядом презентации к уроку.
Развитие внутреннего плана действий и навыков самоконтроля у учащихся показало успешно выполненное задание «Зеркальное письмо».
Для коррегирования мыслительных процессов использовались постепенные приёмы усложнения заданий, в сочетании с психогимнастикой, релаксацией и техникой рисования мыльными пузырями для интригующего момента. Как известно, смена деятельности необходима для поддержания интереса и активного участия ребенка в коррекционном процессе.
Успешно выполненные задания «Составь слова», «Спрятанная фраза», «Сказочные имена» показали, что ребята подвинулись ещё на 1 ступеньку в развитии вербального мышления, общеучебных логических действий, в умении формулировать проблему, самостоятельно создавать способ действия.
Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик»
С воспитательной точки зрения занятие способствовало формированию у детей положительного интереса к учебной деятельности, развитию эмпатии друг другу. В ходе занятия я почувствовала, что дети ориентированы на общение с педагогом: они слышат педагога, удерживают словесную инструкцию, работают в заданном темпе. Необычность организации занятия повысило их внимание и активность.
В заключение, я хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом занятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.
Коррекционные упражнения и игры, развивающие память
1.Моторно - слуховая память
Игра "Повтори за мной". Задача: повторить ритм, который простучал ведущий.
Игра "Рисование узоров по клеточкам"
2.Моторно-зрительная память
Игра "Запомни движения". Учитель показывает ребенку движение, состоящие из 3-4 действий. Ребенок должен повторить эти действия в том
же порядке, а затем - в обратном.
Игра. Запоминание открыток с помощью мимики жестов.
Игра "Разведчики". Задача: разведчики должны обнаружить все перемены, которые сделали дети в позе, одежде.
Упражнения по развитию моторно-зрительной памяти целесообразно проводить и на таких видах деятельности, как рисование, лепка, списывание с доски, работа с конструктором.
3.Зрительная память
Игра 2. "Что напоминает?".
Задача: закрытыми глазами, прикасаясь по очереди к каждой из них, представить себе на что они похожи.
Игра 3. Развитие тактильныхсоощущений при рассматривании картинки.
Задача: среди нарисованных предметов найти горячие и холодные, гладкие и шершавые.
Игра "Кого не стало?".
Игра. "Что изменилось?"
Игра. "Быстрый счет" Задача: через 1-2 секунды сказать, сколько палочек на столе (не более 10 штук)
Игра. "Запоминание геометрических фигур, сложенных из палочек".
Задача: 1-3 геометрических фигуры, сложенные из палочек, через 1-2 секунды накрыть листом бумаги; затем выложить их из палочек.
Игра. "Узнай предметы". Задача: узнавание переставленных и накрытых скатертью предметов (смотреть 10-15 с.).
Игра. "Что в какой коробке лежит". Задача: в две коробки разложить 10 предметов, по 5 в каждую, и написать названия предметов напротив коробок (ластик, краски, калькулятор, шляпа, учебник, носовой платок, будильник, кукла, фотография, микрофон).
Игра. "Где лежат нужные вещи?" (3 коробки и 15 предметов).
4. Вербальная память
Игра. "Слова". Задача: назвать как можно больше слов на темы: "Отдых", "Семья", "Мой дом".
5.Слуховая память
Задача: запомнить ряд из 10 слов, повторить в том же порядке.
6.Ассоциативная память
Игра. "Запоминаем рисуя". Задача: прослушать слово, обозначить его схематическим рисунком и по нему воспроизвести слова (пауза между
названными словами 5-7 с.)
Игра. Использование автографических ассоциаций при запоминании картинок.
7.Образная память
Задача: в течение 1 мин. Запомнить 9 образов, которые предлагаются в виде таблицы (таблицу составляет учитель).
Игра. "Дорисуй". Задача: дорисовать абстрактные символы так, чтобы он стал частью какого-нибудь узнаваемого реального предмета.
Игра. "На что похоже?" Задача: придумать сюжет к скобкам (в разных положениях): нарисуй или опиши, что ты представил.
8. Тактильная память (способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам).
Для работы понадобиться 10 дощечек различные на ощупь:
№1 - натуральный или искусственный мех.
№2 - натуральная бумага.
№3 - байка или фланель.
№4 - накапать
№5 - толстый шнурок наклеить на поверхность дощечки.
№6 - спички или какие-нибудь маленькие палочки.
№7 - спички, но разломать пополам и наклеить в беспорядке.
№8 - абсолютно гладкая (целлофан, клеенка)
№9 - бархат.
№10 - какую-нибудь рубчатую ткань.
Все дощечки пронумерованы.
Игра 1. Запоминание 10 дощечек с разной шероховатостью.
Игра 4. Запоминание на ощупь предметов разбросанных на ощупь, а затем вспомнить вещи, которые лежат на столе и под стол
Игра5. "Вспомни". Задача: вспоминание предметов, до которых дотрагивался в течение дня. Можно ли потрогать музыку, печаль, смех,
облако?
Игра 6. "Приятные и неприятные". Приятные и неприятные дощечки на ощупь. Задача: разложить дощечки от самой неприятной до самой приятной.
9.Обонятельная память
Для игр понадобиться 5 флаконов с различными запахами.
Игра 1. Запоминание 5 запахов.
Игра 2.Определение по фотографии, какому лицу какой запах больше подходит.
Игра 3. Вспоминание лиц друзей и знакомых при вдыхании ароматов.
Игра 4. "Цветовое обоняние" или, как увидеть цвет запаха.
Игра 5. "Путешествие в оранжерее".
Представление запахов цветов по открыткам.
Задача: представь, что ты идешь по полю или оранжерее и вдыхаешь запах цветов, которых нет на открытках, то нарисуй их в пустых клетках или
напиши их названия.
Пояснительная записка. Коррекционно-развивающие задания предназначены для учащихся начальных классов, которые способствуют успешному интеллектуальному развитию и обучению детей. Цель: развитие мыслительных операций. Задачи: - развивать концентрацию и переключение внимания; - развивать зрительную память; - учить умению находить закономерно Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе. Кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было, и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими сверстниками.Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место в его жизни выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации. Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход познавательных психических процессов ребенка на более высокий уровень. Это, прежде всего, выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, паять, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучения его письменной речи. С помощью этих параметров можно делать прогнозы в отношении дальнейшего обучения ребенка и его успехов в школе. Таким образом, одним из важнейших направлений работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы.Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так и игровой деятельности.Представленные упражнения используются для развития различных познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения. Их можно использовать, как в групповой, так и в индивидуальной работе. Основные задачи реализации программы: психологическое изучение готовности ребенка к школе; создание условий для формирования компонентов психологической готовности детей к школе; развитие интеллектуальных способностей (мышление); развитие памяти, внимания, воображения; развитие познавательной активности; развитие мелкой и крупной моторики; сформировать внутреннюю позицию школьника; создание в классе условий для построения системы учебного сотрудничества – достигается через применения в групповой работе разнокачественных заданий для совместной деятельности и рефлексии ее результатов. развитие мышления. Форма работы: групповая, индивидуальная и п/группам. Основные методы: игры, упражнения. Продолжительность занятия: 35 мин. Проведение занятий: два раза в неделю. Количество человек: 4–5 человек. Ход работы (Приложение 1): 1. Ритуал приветствия2. Игры и упражнения3. Ритуал прощания Воспитание и обучение вообще и речевое в частности осуществляется через занятия. Я решила соединить игру и занятие вместе, используя дидактические методы: наглядные, словесные с опорой на наглядность; словесные методы без опоры на наглядность; практические методы, которые носят игровой характер. Используемые приемы: словесный образец, повторение, объяснение, указание, словесные упражнения, вопрос как стимул активности ребенка, оценка детской речи. Методы и приемы коррекционного обучения не только соответствуют интересам детей, их потребностям в игре, но и обеспечивают интеллектуальное развитие ребенка, тренировку его мысли и ум. Занятия содержат информацию, которая способствует обогащению словаря детей, умению аргументировано излагать свои мысли, взаимопониманию и взаимовыручке в микрогруппах, развитию памяти, внимания, мышления детей, повышению их самооценки и сплачивает класс. Разнообразие заданий, разнообразие и длительность занятий препятствуют утомлению, развивают переключаемость внимания, позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия. Группа набиралась по принципу разноуровневого речевого и интеллектуального развития. № | Тема занятия | 1 | Вводное занятие | 2 | Сказки про животных | 3 | Волшебные сказки | 4 | “Гадкий утенок” | 5 | “Карлсон” | 6 | Народные сказки | 7 | Добро и зло в сказках | 8 | Заключительное занятие. Игра “За семью печатями” | Занятие 1. Цели: учить детей выражать свои мысли, логически строить свое высказывание; развивать чувство взаимопомощи, взаимопонимания в группе; закреплять навык вслушиваться в свою речь и речь окружающих. Оборудование: мяч, карточки со скороговорками, с незаконченными предложениями; три коробочки с заданиями; карточки; листы бумаги, карандаши; “пиктограммы” - “личики”; бейджики; разрезанные открытки. Организационный момент. Подготовительный этап 1. Упражнение “Имя превратилось” Участники представляют себе Страну Волшебных Имен, в которой все настоящие имена превратились в волшебные псевдонимы. Придумывают, в какие имена сказочных героев могло бы превратиться их собственное имя. Оформление бейджиков – ведущих и детей. 2. Упражнение “Звучащая сила” Цели: Это две короткие разминки, которые придадут детям свежие силы, бодрое настроение и оптимизм. Особенно они полезны в тех ситуациях, когда у детей снижается энергия, когда они устают. Эти разминки мы сопровождаем словами, которые помогут детям в развитии позитивного образа “Я”. Используемые при этом протяжные звуки представляют собой возможность помассировать утомленный мозг. Ведь тонкая вибрация звука в голове на самом деле освежает мозг и способствует лучшему кровоснабжению. Инструкция: 1. Энергия из звука ‘Аааааа’ Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и снова выдохните. Но в этот раз выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое “Ааааа”. Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе пропойте звук “Агава’ все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью... (1 минута.) 2. Энергия из звука “Иииии” На минутку встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сирену машины ‘Скорой помощи”. Положите руку себе на голову и произнесите громкий высокий протяжный звук “Иииии”. Постарайтесь почувствовать, как ваша голова начинает дрожать от этого звука... А теперь на самом деле попробуйте прокричать этот звук подобно сигнальной сирене, произнося его то ниже, то выше. Через некоторое время вы заметите, что тем самым сохранили свои силы... (30 секунд.) В некоторых случаях вы можете поэкспериментировать с другими гласными звуками, чтобы ваши ученики сами почувствовали, какие звуки придают им больше бодрости и сил. Вы можете играть в сигнальную сирену со звуками “Ааааа”, “Иииии”, “Ооооо”, или “Ууууу”. Важно, чтобы все эти звуки в ходе упражнения пелись то ниже, то выше. - А сейчас проверим, кто как сможет повторить скороговорки. 3. Упражнение “Владеем ли мы своим языком?” Работа над скороговорками: в медленном темпе проговариваем все звуки в словах, запоминаем. в среднем темпе 3 раза можно смотреть в карточку. в быстром темпе повторить 2 раза. Будьте добры, бодры и храбры! Королю подари пару кроликов. - Молодцы! Мы обрели уверенность в себе, почувствовали свою силу. Мы готовы к занятию в Школе начинающих волшебников. Основной этап: - Начинаем занятие Школы начинающих волшебников. 1) Формирование групп. Задание – собирание разрезанных по-разному одинаковых открыток. Цель: групповая сплоченность; развитие аналитико-синтетических навыков. 2) Упражнение “Головомяч”. Цели: С помощью упражнения Головомяч можно развивать навыки сотрудничества в парах или тройках. Чтобы выполнить поставленную задачу, дети должны медленно и согласованно двигаться в паре с партнером. Это требует от них точного восприятия движений партнера. Каждый ребенок должен синхронизировать свой собственный темп с темпом своего партнера. Материалы: для каждой пары детей — один мяч среднего размера. По группам (3 чел.) поднять мяч пола из положения лицом друг к другу сидя на корточках и донести его до ведущей. Упражнение на групповую сплоченность. Прогнать мяч по двум шеренгам, стоя спиной друг к другу от одной ведущей к другой. Анализ упражнения: — Что было наиболее сложным в этой игре? — С кем тебе поднимать мяч легче всею? — Что самое важное для того, чтобы мяч не упал? 3) “Заколдованные записи”. - У нас у волшебников есть много добрых дел. Сейчас для нас предстоит одно из них, расколдовать “Заколдованные записи”. Мы знаем начало предложения из сказки, необходимо закончить предложение и назвать сказку, откуда это фраза. Задание – закончить предложение и отгадать сказку. Фея взмахнула волшебной палочкой и … (“Золушка”) Злая мачеха отправила девочку в лес за … (“12 месяцев”) Пошел Емеля на реку… (“По щучьему велению”) Третья дочь попросила у батюшки.. (“Аленький цветочек”) Долго Буратино искал… (“Приключения Буратино”) Из волшебного зернышка вырос прекрасный цветок... ( “Дюймовочка”) Оторвала Женя один лепесток и сказала: “…” (“Цветик-семицветик”) Анализ: - Какое слово помогло узнать сказку? - Какое предложение было закончит легче всего? 4) Игра-разминка “Собаки, жуки и змеи”. Цели: детям очень нравится эта игра, результат которой зависит от слаженности действий внутри группы. В то же время пчелы и змеи соревнуются друг с другом, что делают игру еще более увлекательной. Материалы: Коробки с картинками: “собака”, “жук”, “змея”. Инструкция: Каждая группа должна выбрать своего короля. А теперь я расскажу вам правила игры. Короли выходят из класса и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу три предмета, которые короли должны разыскать в классе. Группы должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавал определенный звук. Собаки рычат. Жуки жужжат, змеи шипят. Чем ближе король коробке с нужным рисунком, тем громче должно быть звучание. Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать коробки. Внимательно следите за тем, насколько ваш король удален от своей цели. Тогда вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении к цели и понижая при его удалении. Пожалуйста, помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить. Мне очень интересно узнать, кто из королей окажется первым. Анализ упражнения: — Твоя группа хорошо помогала королю? — Как пчелы взаимодействовали друг с другом? — Как змеи взаимодействовали друг с другом? — Вместе ли вы усиливали или уменьшали звук? — Как ты чувствовал себя в роли короля? — Что для тебя было самым трудным в этой роли? — Ты остался доволен своими подданными? — Как вы считаете, коробки искать было одинаково легко? 5) Упражнение “Общее и различное” Цель: развитие мыслительной операции “сравнение предметов”, наглядно-образного мышления. Детям предлагается мысленно представить себе образ сравниваемых предметов и найти сходство и различие. Вначале дети работают вместе, отвечают по желанию, дополняют друг-друга. Затем каждому, по очереди даётся отдельное задание. Пример: Ты видел муху? А бабочку? После ответов ребёнка, предлагается сравнить эти объекты. Помогаем ребёнку с помощью наводящих вопросов: “Чем похожи бабочка и муха, что у них общего? А чем они отличаются?” Фиксируем для себя успешность выполнения заданий каждым ребёнком, отмечаем сложные для детей моменты. Чаще всего дети затрудняются находить общее в предметах. В зависимости от успешности выполнения упражнения, можно его либо усложнить, либо упростить. Для детей, затрудняющихся в выполнении упражнения, можно использовать наглядное изображение сравниваемых предметов, выделение отдельных признаков, характеристик сравниваемых предметов, для детей, успешно справляющихся с заданием, можно применять упражнение на обобщение понятий: “Как можно назвать одним словом эти два предмета?”, можно предложить сравнивать более абстрактные понятия, например, профессии, черты характера, качества предметов, либо предметы, имеющие мало общих признаков. Необходимо поощрять детей не только за правильные ответы, но и за активное участие. Обращаем внимание, чтобы дети в процессе сравнения и обобщения опирались на существенные признаки предметов. В зависимости от успешности выполнения упражнения, можно варьировать число занятий на эту тему. При выполнении данного упражнения необходимо следить за работоспособностью детей, при первых признаках утомления упражнение прекращаем. Пары слов для использования в упражнении: Волшебная палочка и Золотой ключик Аленький цветочек и Цветик-семицветик Золотая рыбка и Щука Летучий корабль и Ступа Бабы-Яги Сундук на дубе и Гроб хрустальный Волшебное зеркало и тарелка с яблочком с голубой каемочкой Отравленное яблоко и Яйцо Курочки Рябы Корова Крошечки-Хаврошечки и Котел с кипящим молоком Кот в Сапогах и Осел Шрека 5. Упражнение “Сломанный телевизор”. Цель: развивать мимику лица, учить владеть своим телом, используя пантомимику. Совершенствовать связную речь путем формирования своей мысли в мини-рассказ. “Поведение в определенных условиях: В магазине. В транспорте. В библиотеке.” 6. “ПИКТОГРАММЫ”. Пиктограмма — это емкое графическое изображение предметов, всяком рода информации. Вы все видели примеры пиктограмм, например, на знаках. Если па знаке крест-накрест нарисованы вилка и ложка — это, конечно столовая или кафе. Красный крест — это больница или медицинский пункт. То мы видим табличку с черепом и молнией — это сообщение “Не влезай, убьет.” Давайте вспомним, с какими пиктограммами мы еще сталкиваемся в жизни После того как участники вспомнили, какие пиктограммы они видели начинается само упражнение. Оно проходит в несколько этапов; Участникам предлагается продумать, а потом нарисовать “Алгоритм сказки” не более 5 шагов. Одна из команд поочередно предъявляет свои рисунки, а другая должна угадать, какое содержание скрыто за ними. Побеждает та команда, которая угадывала лучше и более подробно могла объяснить ход своих рассуждений. Итог занятия. Рефлексия. На доску дети прикрепляют личики с изображением-оценкой занятия (грусть, интерес, огорчение, радость, равнодушие). |