СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Общая характеристика учебного предмета:
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста. действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
«Коррекционный курс» в учебном плане в Федеральном компоненте государственного стандарта коррекционный курс обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 68 часа, 2 час в неделю, 34 учебные недели.
Коррекционная работа в рамках курса тесно взаимосвязана с обучением по предмету «Общение».
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно–бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Планируемые результаты коррекционной работы:
-повторяет движения тела по примеру взрослого
-достаёт из воды различные по размеру и форме предметы
-выкладывает с помощью палочек простые изображения
-застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах
-находит одинаковые по звуку предметы
-собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке
-строит из кубиков башню
Предметно-практическая деятельность
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;
- скатывает из бумаги шарики;
- раскладывает кусочки ткани на столе;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса состоит из следующих разделов:
Программно-методический материал включает 5 разделов:
-Зрительное восприятие
- Слуховое восприятие
- кинестетическое восприятие
- восприятие запаха
Предметно-практические действия
Программно-методический материал включает 2 раздела:
«Действия с материалами» ,«Действия с предметами».
«Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация».
Задачи и направления.
— Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими
— представления о собственном теле
— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта
— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале
— отнесение себя к определенному полу
— развитие способности осознавать и выражать свои интересы
— формировать представления о возрастных изменениях
— формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям
— формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья
— формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами
— формирование умений определять своё самочувствие(как хорошее, или плохое),локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому
— формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета)
— формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей
— формировать умения обслуживать себя
— формировать умения следить за своим внешним видом
— формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и методические задачи:
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Принципы организации учебного процесса:
- Принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
- Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- Принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
- Принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
- Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- Принцип переноса усвоенных знаний и умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- Принцип сотрудничества с семьей;
- Принцип психолого-педагогического изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- Принцип учета онтогенетических закономерностей формирования психических функций и закономерностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Принцип учета возрастных границ. Реализация этого принципа предполагает соответствие содержания образовательной программы уровню фактического и возрастного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В случае подготовки подобного рода программ для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью, сложным дефектом необходимо ориентироваться на фактический возраст ребенка.
- Принцип интегрированного подхода к отбору содержания – предусматривает отбор разделов и тематического содержания из примерных основных общеобразовательных программ, разработанных для определенной категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Акцент следует делать на те разделы, которые в большей степени ориентированы на коррекцию и компенсацию имеющегося нарушения, а также отвечают особым образовательным потребностям и возможностям детей. Интеграция разделов и тем осуществляется путем установления внутренних взаимосвязей содержательного характера.
- Принцип дозированности осваиваемых дидактических единиц – предполагает продуманную регламентацию объема изучаемого материала по всем разделам программы для более рационального использования времени его освоения и учета реальных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в его усвоении. Необходимость реализации этого принципа обусловлена своеобразным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения материала. Например, в более увеличенном объеме по сравнению с программами для детей с соответствующими нарушениями может быть представлена тематика занятий по изобразительной деятельности, конструированию, развитию речи и др.
- Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала.
Реализация данного принципа определяет системный подход в обучении и развитии обучающихся.
- Принцип соблюдения линейности и концентричности. Реализация этого принципа заключается в необходимости расположения тем по каждому разделу в определенной последовательности, учитывающей степень усложнения материала и постепенного увеличения его объема, при этом каждая последующая часть программы является продолжением предыдущей (линейность). При концентрическом построении индивидуальной программы осваиваемый материал повторяется путем возвращения к пройденному вопросу, что дает возможность более прочного его усвоения, расширения и закрепления определенных представлений и понятий.
- Принцип вариативности программного материала. Предусматривается возможность видоизменения содержания разделов, их комбинирования, в отдельных случаях изменения последовательности в изучении.
- Принцип системного подхода к проектированию АООП, СИПР. Этот принцип направлен на реализацию основных содержательных линий развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья: социальное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, формирование ведущих видов деятельности и др.
При этом, если индивидуальная программа не носит комплексного характера, а подготовлена, например, учителем-логопедом для определенного ребенка, в ее содержании также должна иметь место системность в преодолении конкретных недостатков и в общем развитии ребенка.
- Принцип комплексного подхода к проектированию АООП, СИПР предполагает предоставление возможности реализации подобного рода программы всеми субъектами коррекционно-педагогического процесса, в частности, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-психологами, воспитателями, педагогами-предметниками, родителями, педагогами дополнительного образования и другими специалистами.
Признавая преимущественное право родителей на воспитание собственного ребенка, особую роль в реализации содержания индивидуальной образовательной программы следует отвести родителям детей с ограниченными возможностями здоровья. Это можно реализовать посредством включения в индивидуальную образовательную программу раздела для родителей, в котором могут быть обозначены условия воспитания ребенка в семье и соблюдение единства требований к ребенку со стороны педагогов и родителей.
- Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации АООП, СИПР. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья основополагающим становится формирование жизненных навыков, которые проявляются в достижении умения реализовать определенные функции и действия. Жизненные навыки или иначе навыки жизненной компетентности позволяют ребенку с отклонениями в развитии ежедневно выполнять целый ряд функций, обеспечивающих его жизнедеятельность (самообслуживание, передвижение, ориентировка в пространстве, коммуникация и др.). Необходим выбор таких направлений и форм работы с ребенком, которые будут решающими для его социальной адаптации и интеграции в общество.
- Принцип единства диагностики и коррекции. Проектированию программы, как отмечалось выше, предшествует этап комплексного диагностического обследования, на основе которого составляется первичное заключение об уровне развития ребенка, определяются цель и задачи работы с ребенком. В то же время реализация программы требует систематического контроля динамических изменений в развитии ребенка, его поведении, деятельности и в целом в уровне достижений того или иного ребенка. Результаты диагностики позволяют своевременно вносить необходимые коррективы в содержание программы для обеспечения ее оптимальной реализации в коррекционно-педагогической работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
Полученные данные о ребенке на этапе его психолого-педагогического изучения и промежуточной диагностики, а также намеченные коррекционно-развивающие мероприятия на тот или иной период обучения можно фиксировать в индивидуальной карте его обучения и развития, которая отражает индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении обучения.
- Принцип индивидуально-дифференцированного подхода при проектировании и реализации программы. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода предполагает определение адекватных индивидуальным особенностям и потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья условий обучения, форм и методов обучения, а также реализацию индивидуального подхода в выборе содержания, методов и приемов, планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы
Методы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Деление обучающихся на группы
1 подгруппа Краткая характеристика
Показатели | |
Физическое развитие | Грубые отклонения в физическом развитии, ребенок не передвигается. |
Двигательная сфера | Общая моторика грубо нарушена, ограничено движение рук и ног. |
Бытовые навыки | При обслуживании себя полная зависимость от других. |
Социальный опыт | Не ориентируются в окружающем. |
Способность к общению | В контакт не вступает, взгляд не фиксирует. |
Способность к деятельности | Интерес к действиям взрослого не проявляется. |
Сформированность высших психических функций Восприятие | Не сформированы |
Память | |
Мышление | |
Речь | Понимание обращенной речи недоступно. |
2 подгруппа
Показатели | |
Физическое развитие | Грубые отклонения в физическом развитии, способ передвижения – ползание. |
Двигательная сфера | Грубое недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук. |
Бытовые навыки | При обслуживании себя полная зависимость от других. |
Социальный опыт | Не ориентируются в окружающем. |
Способность к общению | Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи. |
Способность к деятельности | Интерес к действиям взрослого активно не проявляется. |
Сформированность высших психических функций Восприятие | Восприятие знакомых предметов возможно при условии максимальной направляющей помощи взрослого. |
Память | Опосредованное запоминание недоступно. |
Мышление | Обобщение, абстрагирование недоступны. |
Речь | Понимание обращенной речи недоступно. |
3 подгруппа
Краткая характеристика
Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним видом, подбором одежды в соответствии с сезоном. Ориентируются в знакомом пространстве, выполняет простые поручения.
Особенности психофизического развития: нарушена координационная способность (точность движений, ритм), отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор. Мышление: доступны обобщения по ситуационной близости, анализ, синтез – со значительной помощью учителя. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём.
Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность развита слабо, интерес к деятельности не устойчивый, предлагаемую программу действий удерживают со стимуляцией, быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.
Сформированность учебных навыков: учебные навыки сформированы частично: адекватно используют учебные принадлежности, выполняют инструкции.
Речь: собственная речь представлена аграмматичной фразой, слова с грубо нарушенной слоговой структурой. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют за педагогом отдельные слова. В обращенной речи понимают простые инструкции.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| 4 модуль | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 34 | «Двигательное развитие» «Бросай, поймай мячик». «Прокати мяч по дорожке» | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 36 | «Двигательное развитие» «У медведя во бору» «Заинька попляши» | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 38 | «Двигательное развитие» «Кошка и воробушки» «Воздушные снежинки» | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 40 | «Двигательное развитие» «Воздушные шары» «Бабочки» | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 42 | «Двигательное развитие» «Гуси-гуси» «Воробушки и автомобиль» | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43 44 | «Двигательное развитие» «Заинька попляши, беленький попляши» «Ладушки – ладушки» «Сорока белобока» | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Всего 12 часов | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 5 модуль | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 46 | «Альтернативная коммуникация» «Узнай, какое у меня настроение» «Позови меня (жестом, звуком, словом)» | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47 48 | «Альтернативная коммуникация» (знакомство с худож. произведениями) «Теремок». «Колобок» | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 50 | «Альтернативная коммуникация» «Мишка косолапый» «Наша, Таня громко плачет» | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 52 | «Альтернативная коммуникация» «Игра жестов, книга – разговоров» «Кукла Катя хочет…спать…есть и т.д.» | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53 54 | «Альтернативная коммуникация» «Найди такой же» «Найди пару» «Назови, одним словом» «Что лишнее?» | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 56 | «Разноцветные палочки» | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Всего 12 часов | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 6 модуль | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 58 | «Предметно-практическая деятельность» «Поделки из пластилина» «Колобки, колбаски» | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59 60 | «Поможем кукле Кате прибраться» «К нам придут гости» | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61 62 | «Чудесный мешочек» «Игры в песочнице» | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
63 64 | Дид. игра «Собери человечка» | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65 | Дид. игра « Кукла Катя и её игрушки» | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66 67 68 | «Игрушки» «Одежда» «Обувь» «Мебель» «Посуда» | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Всего12 часов | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Всего за год 68 часов | |
Содержание программы
№ | Тема | часы | Планируемые результаты | |||||||||||||||||||||||
| 1 модуль | Личностные | Коррекционные | БУД Базовые учебные действия | ||||||||||||||||||||||
| | 1 группа | 2 группа | 3 группа | 1 группа | 2 группа | 3 группа | 1группа | 2группа | 3группа | ||||||||||||||||
1 | «Сенсорное развитие» «Зрительное восприятие» «Посмотри на меня» | 1 | Проявляет интерес к занятиям. | Проявляет усидчивость | Проявляет усидчивость | Будет видеть эмоции на лице: улыбка, грусть. Соотносить эмоции учителя с пиктограммами. | Умеет удерживать взгляд на учителе. знаком с пиктограммами улыбка, грусть. Умеет соотносить пиктограмму со своей мимикой | Умеет фиксировать и удерживать взгляд на лице человека. Откликаться на своё собственное имя поворотом головы. | Входить и выходить из учебного помещения со звонком | Будет иметь возможность подражать действиям, выполняемы педагогом | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | |||||||||||||||
2 | «Сенсорное развитие» «Зрительное восприятие» «Чего не стало?» | 1 | Проявляет бережное отношение к своим глазам. Не подносить близко картинки к глазам. | Проявляет навыки культурного поведения. | Проявляет доброжелательное отношения к друг другу. | Видит и определяет из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили. | Умеет запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки из двух предметов. | Научен манипулировать с игрушками. Ставить игрушку на стол, убирать игрушку со стола. | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью | Подражает действиям, выполняемы педагогом | |||||||||||||||
3 | «Сенсорное развитие» «Зрительное восприятие» «Поставь игрушке на своё место». | 1 | Проявляет доброжелательное отношение к друг другу. | Соотносит себя к определенному полу. Проявляет доброе отношение к друг к другу | Проявляет навыки сотрудничества с учителем, доверительного отношения к взрослым | Запоминает и раскладывает игрушки в заданной последовательности (2 игрушки). | Видит изменения в игрушке (есть бантик, нет бантика и т.д.) | Находить свой класс, своё учебное место | Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Понимает жестовую инструкцию | |||||||||||||||
4 5 | «Сенсорное развитие» «Зрительное восприятие» «Куда полетела бабочка?» «Куда поехала машина?» | 2 | Проявляет усидчивость. | Проявляет доброжелательное отношение к друг другу. | Вызывать положительные радостные эмоции от общения с детьми | Прослеживает взглядом за движущим предметом. Называет предмет, показывает предмет на картинке. | Прослеживает взглядом за движущим предметом. Показывает пальцем в след за движущим предметом | Показывает руками действия (летит, машет, едет чух- чух- чух) | Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Фиксирует взгляд на яркой игрушке | |||||||||||||||
6 7 | «Сенсорное развитие» «Зрительное восприятие» «Чья тень?» | 2 | Проявляет навыки культурного поведения. | Проявляет культуру поведения | Проявляет бережное отношение к вещам | Умеет совмещать предметные и силуэтные изображения. | Подбирает пазлы-вкладыши | Захватывает и удерживает кольца нанизывает кольца на стержень в хаотичном порядке. | Фиксирует взгляд на экране монитора | При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца | Понимает жестовую инструкцию | |||||||||||||||
8 9 | «Сенсорное развитие» «Зрительное восприятие» «Машинка» «Мишка» «Кукла» «Бабочка» | 2 | Отнесение себя к определенному полу. Проявляет доброе отношение к друг к другу | Показывает положи тельные радостные эмоции от общения с детьми | Проявляет бережное отношение к вещам | Узнает предмет по отдельной детали, показывает предмет, сопоставляет с недостающей деталью. | Соотносить игрушку с картинкой показывает пальчиком свою картинку (У меня машинка, найди на картинке машинку и покажи мне её) | Находить по требованию учителя игрушку манипулирует ею. | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Фиксирует взгляд на звучащей игрушке | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | |||||||||||||||
10 | «Сенсорное развитие» «Зрительное восприятие» «Зелёная травка» «Желтое солнышко» | 1 | Проявляет бережное отношение к глазам. | Проявляет навыки сотрудничества с учителем, доверительное отношение к взрослым | Проявляет навыки культурного поведения. | Различает цвета, соотносит цвет: солнышко -жёлтое, травка -зелёная. | Имеет представления о цвете (желтое как солнышко , зелёное как травка) | Показывает на картинке солнышко, обводить солнышко указательным пальцем(рука в руке с помощью учителя) | Подражает действиям, выполняемы педагогом | Фиксирует взгляд на экране монитора | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | |||||||||||||||
11 | «Сенсорное развитие» «Зрительное восприятие» «Манипуляция больших и маленьких предметов» | 1 | Проявляет доброжелательное отношения | Проявляет навыки культурного поведения. | Проявляет навыки сотрудничества с учителем, доверительное отношения к взрослым | Умеет манипулировать с предметами, строит башню из больших и маленьких кубиков. Видит разницу, где большая, а где маленькая башня. | Удерживает взгляд на игрушке, выбирает соответствующую игрушку предложенную учителем, захватывает игрушку, удерживает в руке. | Захватывает предметы разной величины. Умеет переливать воду из одной ёмкости в другую | Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Подражает действиям, выполняемы педагогом | |||||||||||||||
Всего 11 часов. | | |||||||||||||||||||||||||
2 модуль | ||||||||||||||||||||||||||
12 13 | «Слуховое восприятие» «Надевание колец на стержень» «Разбери пирамидку» | 2 | Проявляет желания общаться | Проявляет положи тельное отношение к занятии ям. | Проявляет усидчивость, доводить начатое дело до конца | Воспринимает речь учителя, слышит его голос и интонацию (шёпот, полголоса). Умеет последовательно собирать и разбирать пирамидку из 3-х колец. | Умеет правой рукой захватывать кольцо, левой рукой придерживать стержень, нанизывать кольца на стержень | Умеет захватывать и удерживать кольца нанизывать кольца на стержень в хаотичном порядке. | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | |||||||||||||||
14 15 | «Слуховое восприятие» «Чей звук?» (различение звукоподражаний «АВ-АВ». «МЯУ-МЯУ») «На чем играет Петрушка?» | 2 | Проявляет интерес к занятиям | Проявляет навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии | Проявляет положи тельные радостные эмоции от общения с детьми | Определяет голоса животных. Умеет соотносить музыкальный инструмент со звуком который он издает (барабан, дудка) | Умеет играть на музыкальном инструменте, извлекая звуки (барабан, дудочка) Подражает животным голосам | Умеет брать в руки барабанные палочки, производит манипуляции с ними (стучит по барабану). Умеет находить мягкую игрушку кошку, гладить её по голове. | Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) | Фиксирует взгляд на экране монитора | Фиксирует взгляд на звучащей игрушке | |||||||||||||||
16 17 | «Слуховое восприятие» «Как говорят животные?» | 2 | Проявляет интерес к учебному процессу | Проявляет любовь к домашним животным | Проявляет интерес к животным | Умеет по требованию учителя воспроизвести звуки животных (опираясь на картинки с этими животными) Умеет произносить звукоподражания и названия игрушек в сопряженной и отраженной речи на уровне произносительных возможностей детей. | Умеет находить на картинке животное по требованию учителя и воспроизводить его звук «АВ-АВ». «МЯУ-МЯУ» | Показывает на картинке собачку, кошку. Показывает как кошка пьет молоко | Фиксирует взгляд на экране монитора | Подражает действиям, выполняемым педагогом | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | |||||||||||||||
18 19 | Слуховое восприятие «Какой звучит инструмент?» | 2 | Проявляет интерес работать в паре | Проявляет интерес к занятии ям | Проявляет умения усидчивость | Умеет с закрытыми глазами внимательно слушать и выбирать тот или иной инструмент который прозвучал (барабан, дудочка) | Умеет играть на музыкальном инструменте, извлекает звуки (барабан, дудочка) Соотносить инструмент с пиктограммами | Умеет извлекать звуки из дудочки, удерживает дудочку двумя руками. | Фиксирует взгляд на звучащей игрушке | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Подражает действиям, выполняемы педагогом | |||||||||||||||
20 21 | Кинестетическое восприятие «Меховой мишка и бумажный мишка» | 2 | Проявляет навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии | Проявляет эмоциональную отзывчивость | Проявляет адекватную реакцию на соприкосновение с материалами | Сформированы понятия о свойствах предметов Использует в речи слова: меховой-мягкий, пушистый, теплый. Бумажный рвется, мнется | Показывает бумажного медведя. Знает свойства бумаги- рвется, мнется | Умеет Воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривать его со всех сторон; - сжимать, разглаживать, разрывать, сгибает бумагу различной фактуры | Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | |||||||||||||||
Всего 10 часов | | |||||||||||||||||||||||||
3 модуль | ||||||||||||||||||||||||||
22 23 | Предметно – практическая деятельность «Рвём бумагу и складываем в коробочку» «Смешай краски» «Мыльные пузыри» | 2 | Проявляет партнерские отношения, взаимопомощь, умения работать в команде | Проявляет навыки культурного поведения в игре. Аккуратность | Проявляет эмоциональный отклик от игры с мыльным пузырями | Знает свойства бумаги. Умеет смешивать краски, называть полученный цвет (красная +зеленая =желтая) (желтая +синяя =зеленая) | Умеет набирать краску на кисть, опускать кисть в баночку с водой, производить круговые движения кистью (смывания краски с кисти),отжимать кисть о край баночки | Умеет рвать бумагу на мелкие кусочки, сжимать бумагу и мять бумагу, складывать в коробку | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса | Подражает действиям, выполняемы педагогом | |||||||||||||||
24 25 | «Предметно – практическая деятельность» «Пересыпь горох» «Открой баночку, заполни её фасолью» | 2 | Проявляет доверительный контакт между детьми | Проявляет устойчивую мотивацию к выполнению задания. | Проявляет эмоциональную отзывчивость, умения проявлять свои чувства. | Умеет открывать и закрывать баночки с разными крышками, не рассыпая содержимого в банке | Умеет набирать в ложку горошины, пересыпать из ложки в миску | Складывает в банку природный материал, достаёт его из банки ложкой (пальцами)зачерпывает, пересыпает горох с помощью ложки | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) | Подражает действиям, выполняемы педагогом | |||||||||||||||
26 27 | «Предметно – практическая деятельность» «Собери бусинки» «Заведи машинку» | 2 | Проявляет партнерские отношения, взаимопомощь, умения работать в команде | Проявляет доверительного контакта между детьми | Проявляет доверительный контакт между детьми | Захватывает бусины двумя пальцами, нанизывает их на шнурок, протаскивает бусины по шнурку Использует в речи слова би-би, машина, большая. Производит манипуляции с игрушкой | Захватывает, удерживает, нанизывает бусины на шнурок. Умеет совершать манипулятивные действия с игрушками, извлекает звук с помощью игры. | Сформированы приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание, нанизывание. | Подражает действиям, выполняемы педагогом | Понимает жестовую инструкцию | Фиксирует взгляд на звучащей игрушке | |||||||||||||||
28 29 | «Предметно – практическая деятельность» «Выложи кубики из коробки, сложи кубики в коробку» «Открой баночку, сложи бусины» | 2 | Проявляет положительное отношение к занятиям, устойчивые и целенаправленные действия | Проявляет усидчивость | Проявляет устойчивую мотивацию к выполнению задания. | Умеет брать предмет по одному, перекладывает на другое место, складывает обратно, строит башню, ставя кубик на кубик. Умеет ориентироваться в пространстве Умеет контролировать свои действия. | Сформированы предметные действия с различными предметами. | Захватывает кубик, удерживает, ставить кубик на кубик, перекладывает кубики с одного места на другое Умеет открывать захлопывающую крышку | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса | |||||||||||||||
30 31 | «Предметно – практическая деятельность» «Матрешка» «Найди предметы в песочнице» | 2 | Проявляет исследовательский интерес, чувство радости при нахождении игрушки | Проявляет уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола | Воспитывать любознательность | Умеет пользоваться простейшим приемом установления тождества и различия объектов по величине | Обращает на величину предметов. Понимает слова «такая», «не такая», «большая», «маленькая». | Умеет группировать предметы по форме, ориентируясь на образец | Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) | Подражает действиям, выполняемы педагогом | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | |||||||||||||||
32 | «Предметно – практическая деятельность» «Рисование красками, лучики солнца» | 1 | Проявляет творческий интерес | Проявляет положительно- эмоционального фона к занятии ям | Проявляет желание участвовать в совместной деятельности | Умеет наносить прямых линий, способом примакивания, акцентирует момент прикладывания, проведения и отрыва кисти. | Умеет брать кисть в правую руку, удерживать, набирать краску, производит мазки | Умеет составлять из отдельных частей целую картинку с помощью учителя | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Подражает действиям, выполняемы педагогом | |||||||||||||||
Всего 11 часов | | |||||||||||||||||||||||||
4 модуль | ||||||||||||||||||||||||||
33 34 | «Двигательное развитие» «Бросай, поймай мячик». «Прокати мяч по дорожке» | 2 | Проявляет нравственно-волевые черты личности. | Проявляет коммуникативные навыки, желания играть в совместные игры. | Охрана и укрепление здоровья ребенка | Сформированы двигательные качества, умения и навыки; Развиты двигательные способности. | Знает геометрическую форму мяча, находит мяч в окружаю щей обстановке | Умеет бросать мяч, прокатывать мяч по дорожке | Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса | Подражает действиям, выполняемы педагогом | Понимает жестовую инструкцию | |||||||||||||||
35 36 | «Двигательное развитие» «У медведя во бору» «Заинька попляши» | 2 | Сформированы широкий круг игровых действий | Проявляет интерес к игре, желания принимать участие | Проявляет коммуникативные навыки | Выполняет действия в соответствии с потешкой | Выполняет действия в соответствии с потешкой, имитирует ходьбу медведя, прыгает как заяц. | Умеет детей имитировать животных. | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | |||||||||||||||
37 38 | «Двигательное развитие» «Кошка и воробушки» «Воздушные снежинки» | 2 | Проявляет интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней. | Сформированы двигательные качества и умения | Проявляет отношения к двигательно-активной деятельности, интерес и потребность в физической активности | Умеет имитировать движения кошки (передвигается тихо, охотиться притаившись и т.д.) Воробушки чик-чирик (крылышками машут, прыгают и т.д.) | Умеет кружится в такт музыки в одну сторону в другую сторону | Осваивает новые способы передвижения (прыгает как воробушек и т.д.) | При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца | Подражает действиям, выполняемы педагогом | Выполняет действие способом рука-в-руке | |||||||||||||||
39 40 | «Двигательное развитие» «Воздушные шары» «Бабочки» | 2 | Проявляет интерес к игре, желания принимать участие. | Проявляет двигательную активность. | Проявляет положи тельные эмоции и добрые чувств | Умеет отбивать воздушные шары, ловить по требованию учителя шарики определенного цвета. Знает цвет (желтый, зеленый) | Умеет бегать, подпрыгивать, ловить шары, бабочек. | Умеет следить за полетом бабочки не отрывая взгляда (фиксация и удержание взгляда на предмете) | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Выполняет действие способом рука-в-руке | |||||||||||||||
41 42 | «Двигательное развитие» «Гуси-гуси» «Воробушки и автомобиль» | 2 | Сформированы основы безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры | Проявляет двигательное воображение, имитирует походку гусей и т.д.. | Способна к социальной адаптации. | Выполняет действия в соответствии с правилами игры. | Умеет подключать эмоциональную передачу характерного образа (мимикой, движением туловища, характером передвижением) | Умеет прокатывать машинку вперед назад. Активизирует в речи: би-би | Подражает действиям, выполняемы педагогом | Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | |||||||||||||||
43 44 | «Двигательное развитие» «Заинька попляши, беленький попляши» «Ладушки – ладушки» «Сорока белобока» | 2 | Проявляет доброжелательное отношения к окружающим | Проявляет положи тельные эмоции и добрые чувств | Проявляет коммуникативные навыки, желания играть в совместные игры. | Выполняет движения в соответствии с потешкой, показывать ушки, ладошки. слушать музыку. | Сформированы представление о пространстве собственного тела, его положении и знания о частях тела другого человека. | Умеет в процессе обучения устанавливать контакт с партнером | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса | |||||||||||||||
Всего 12 часов | | | | | ||||||||||||||||||||||
5 модуль | ||||||||||||||||||||||||||
45 46 | «Альтернативная коммуникация» «Узнай, какое у меня настроение» «Позови меня (жестом, звуком, словом)» | 2 | Проявляет доброжелательное отношения к окружающим | Проявляет положи тельные эмоций и добрые чувства в отношении других людей | Устанавливает эмоциональный контакт между детьми и близкими людьми. | Читает пиктограммы «эмоции». Умеет видеть настроение друг друга. Обращаться к сверстнику по имени | Понимает речь выражает с помощью языка свои мысли и чувства посредствам речевых и неречевых средств: слова, мимика, жесты. | Умеет выражать свою речь посредствам невербальной коммуникации: картинок, жестов, символов. Умеет раскладывать по блюдцам разный природный материал | Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью | Входить и выходить из учебного помещения со звонком | Понимает жестовую инструкцию | |||||||||||||||
47 48 | «Альтернативная коммуникация» (знакомство с худож. произведениями) «Теремок». «Колобок» | 2 | Проявляет положительные качества личности — уверенность в себе, смелость, умение сопереживать. | Проявляет интерес к сказке, желания принять участие в обыгрывании сказки | Проявляет усидчивость при прослушивании сказки | Сформированы пространственные представлениям, умеет отражать в речи с помощью предлогов (на, под, за) местонахождениение вещей. | Находит предмет на картинке, соотносит с его тенью. Проявляет радость от совершаемых действий. | Умеет находить на картинке героя сказки (колобок), с помощью прищепок делает лучики, ножки, ручки. Знает части тела | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) | Подражает действиям, выполняемы педагогом | |||||||||||||||
49 50 | «Альтернативная коммуникация» «Мишка косолапый» «Наша, Таня громко плачет» | 2 | Проявляет интерес к потешкам, желания заучить и рассказать детям | Проявляет интерес к худ. произведению | Проявляет интерес к коротким потешкам | Имитирует движения животного (косолапый, идет, собирает, поет, ногою топ) Знает и читает потешку.. тише Танечка не плачь, не утонит в речке мяч. Мы поедим за водой и достанем мячик твой. | Умеет показывать на картинке героев прочитанного произведения (Мишка, Таня) Отвечать на вопросы показом (указательным пальцем) Где Мишка? Где лоб? Где нога? и т.д. | Умеет имитировать движения медведя. Производить манипуляции с мячом (бросать, пинать, подымать) Умеет строить из двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик); | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | |||||||||||||||
51 52 | «Альтернативная коммуникация» «Игра жестов, книга – разговоров» «Кукла Катя хочет…спать…есть и т.д.» | 2 | Проявляет мотивацию к общению. | Проявляет коммуникативные навыки, желания активно принимать участие в совместных играх | Проявляет интерес к игре | Умеет использовать информацию, извлеченную из картинок, жестов, символов. Использует в речи простые предложения: Кукла Катя спит. Кукла Катя пьет и т.д. | Умеет показывать пиктограммы с действиями, соотносит свои действия (Я, хочу пить. Я, пью. Я бегу, стою, сижу и т.д.) | Производит манипуляции с игрушками (укладывает спать, кормит, поит) Умеет– играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.) | Фиксирует взгляд на экране монитора | Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью | Входить и выходить из учебного помещения со звонком | |||||||||||||||
53 54 | «Альтернативная коммуникация» «Найди такой же» «Найди пару» «Назови, одним словом» «Что лишнее?» | 2 | Имеет стремление помогать окружающим | Проявляет интерес к занятиям, желания посещать школу | Проявляет усидчивость, желания завершить начатое дело. | Сравнивает предметы по цвету, величине по форме, Умеет различать тактильные ощущения (холодный, тёплый, колючий, мягкий) | Выполняет действия по подражанию действиям учителя внеречевыми средствами общения. Умеет складывать (доставать) карандаши в (из) коробки | Узнаёт и находит одинаковые по цвету предметы | Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью | Понимает жестовую инструкцию | Подражает действиям, выполняемы педагогом | |||||||||||||||
55 56 | «Разноцветные палочки» | 2 | Проявляет познавательную активность, самостоятельность. | Проявляет познавательной активности | Выражает волевые, умения преодолевать трудности (прилагает усилия при складывании палочек) | Умеет строить из палочек по образцу-схеме: дом, дерево, стол, стул. | Умеет различать цветные палочки по цвету, раскладывать на две группы (желтые, зеленые) | Умеет захватывать счетные палочки, перекладывать из одной коробки в другую. Строить по шаблону лучики для солнца (нарисованное солнце, лучи солнца проведены пунктирными линиями) | Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | |||||||||||||||
Всего 12 часов | | | | | | |||||||||||||||||||||
6 модуль | ||||||||||||||||||||||||||
57 58 | «Предметно-практическая деятельность» «Поделки из пластилина» «Колобки, колбаски» | 2 | Выражает потребность в новых знаниях | Выражает добро желательное отношение друг к другу | Проявляет интерес к занятию | Умеет разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями | Умеет брать пластилин, соотносить цвет пластилина с цветовой пиктограмм мой (желтый, зеленый) | Умеет отщипывать пластилин пальцами, раскладывать кусочки по тарелочкам (зеленые кусочки в зеленую тарелочку, желтые кусочки в желтую тарелочку) | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Подражает действиям, выполняемы педагогом | Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса | |||||||||||||||
59 60 | «Поможем кукле Кате прибраться» «К нам придут гости» | 2 | Проявляет аккуратность бережное отношение к предметам быта | Проявляет навыки хорошего тона. (здоровается-кивком головы при встрече гостей, прощаться-машет рукой и т .д.) | Выражает навыки культурного поведения | Умеет смочить и отжать ткань (губку), вытирает тканью (губкой) различные поверхности, складывает, скатывает ткань, завязывает ткань в узелок | Наливает воду в таз с помощью кружки, смешивает холодную воду с горячей. | Расставляет посуду на столе, раскладывает ложки. Показывает на тот или иной предмет по требованию учителя. | Входить и выходить из учебного помещения со звонком | Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) | Понимает жестовую инструкцию | |||||||||||||||
61 62 | «Чудесный мешочек» «Игры в песочнице» | 2 | Проявляет познавательную активность, самостоятельность, настойчивость | Проявляет аккуратность и дисциплину труда | Выражает доброжелательное отношение | Узнаёт материалы на ощупь | Умеет находить предметы по описанию учителя | Умеет отыскивать предметы в песке | Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | |||||||||||||||
63 64 | Дид. игра «Собери человечка» | 2 | Проявляет волю, умения преодолевать трудности | Выражает самостоятельность, настойчивость | Проявляет интерес к занятию | Собирает человечка по опорным схемам. Знает названия частей тела | Умеет соотносить части тела человечка со своими частями тела У человечка есть нога, покажи свою ногу, покачай ногой, попрыгай на одной ноге и т.д. | Умеет повторять движения тела по примеру взрослого, повторяет позу тела по примеру | Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Подражает действиям, выполняемы педагогом | |||||||||||||||
65 | Дид. игра «Кукла Катя и её игрушки» | 1 | Проявляет познавательную активность, самостоятельность. | Выражает коммуникативные навыки | Проявляет усидчивость, желания завершить начатое дело. | Знает названия игрушек и их действия (машинку катают, мяч пинают, бросают, пирамидку собирают и т.д.) | Умеет производить действия с куклой (усаживать, кормить, укладывать спать) | Умеет выполнять действия с игрушками. У куклы Кати много игрушек, но она не умеет играть, давай покажем как нужно играть с ними. | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Понимает жестовую инструкцию | Фиксирует взгляд на звучащей игрушке | |||||||||||||||
66 67 68 | «Игрушки» «Одежда» «Обувь» «Мебель» «Посуда» | 3 | Выражает доброжелательное отношение к учащихся | Проявляет волевые, умения | Проявляет усидчивость | Знает классификацию предметов, подводить к обобщенному понятию | Умеет отбирать картинки, раскладывать картинки по обобщенному признаку. Это сапоги, туфли-это обувь. Это штаны, кофта-это одежда и т. д. | Умеет работать со шнуровкой (шнуровать, застегивать, прилеплять липучки, застегивать кнопки) | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса | Понимает жестовую инструкцию | |||||||||||||||
| Всего 12 часов | | | | | | | | | | | |||||||||||||||
| Всего 68 часов | | | | | | | | | | |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) бассейн, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.
Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
(Кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы); средства для фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; ограничители; автомобильные кресла; гимнастические мячи различного диаметра, гамак, тележки, коврики, специальный велосипед, тренажеры («Пони», «Мотомед» и др.).
Предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативных таблиц и коммуникативные тетради, записывающие устройства.
- игрушки
- набор посуды
- мебели
- одежда и обувь для куклы
- мозайки
- пазлы - вкладыши.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.