ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающегося 3 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) , примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью, которые являются учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы коррекционного курса «Сенсорное развитие» для 3 класса составляют:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1599);
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013 №1015;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования (в ред. 11.12.2015 г.);
Санитарно-эпидемиологические требования условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (СанПиН 2.4.2.3286-15, утв. 10.07.2015 № 26);
Цель реализации курса
Направлен на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Реализация рабочей программы коррекционного курса «Сенсорное развитие » для 3 класса рассчитана на 35 часов по 1 часу в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь
максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Освоение коррекционного курса «Сенсорное развитие», созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающегося двух видов результатов: ожидаемых личностных и возможных предметных.
Ожидаемые личностные результаты освоения коррекционного курса «Сенсорное развитие»:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты освоения:
развитие и активизация различных видов сенсорного восприятия окружающего мира;
умение узнавать и различать предметы по форме, величине, цвету, удаленности; запаху;
умение ориентироваться в схеме собственного тела, в пространстве;
элементарные представлений о предметах разной фактуры и их назначении;
восприятие отдельных свойств предметов и явлений;
адекватные сенсорно-перцептивных действия с предметами и реакции на их воздействия;
Содержание коррекционного курса
Выявление актуального уровня сенсорного развития обучающихся:
сенсорно-перцептивные действия, сосредоточение и концентрация взгляда на объекте, перевод взгляда с одного объекта на другой,
сопровождение взглядом движущегося объекта, сопровождение взглядом объекта, передвигаемого самим ребёнком;
сенсорно-двигательные действия, перемещение «шариков» по рамке, переворачивание плоских предметов (страниц), «адресация» предметов по
форме, дифференциация форм по размерам, использование пишущих предметов (мелок, грифель, карандаш, ручка);
тактильные ощущения, узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно; узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур;
оценка владения сенсорными эталонами. Тесты цветоразличения (раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков, от самого
темного до самого светлого; называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.). Различение формы (группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).Восприятие величины (раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см.
оценка слухового восприятия, воспроизведение несложных ритмических рисунков; определение на слух реальных шумов и звуков , шуршание
газеты, звуки капающей воды, звуки животных, птиц, часов. и др.
Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание и различение цвета объекта.
Слуховое восприятие, локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко
расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.
Кинестетическое восприятие, адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодныщтеплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Адекватная реакция на давление на поверхность тела. Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). Адекватная реакция на положение частей тела. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).
Восприятие запаха: адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху.
Восприятие вкуса, адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание продукта по вкусу. Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
Развитие моторных навыков |
1 | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика («Гнездо», «Замок», «Фонарики», «Флажок», «Очки», «Бинокль») | 1 |
2 | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Играем со шнуровками («Чудо-пуговица», «Ботиночки») | 1 |
3 | Играем с предметами («Прикрепи прищепки», «Подбери крышку», «Перебираем крупу»). | 1 |
4 | Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, крючков на одежде. | 1 |
Кинестетическое развитие |
5 | Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, бумага, вода и др.), различными по температуре, фактуре, вязкости. | 1 |
6 | Узнавание предметов на ощупь «Чудесный мешочек», «Почтовый ящик» | 1 |
7 | Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. | 1 |
8 | Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. | 1 |
Развитие зрительного восприятия |
9 | Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. | 1 |
10 | Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. | 1 |
11 | Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед, назад). | 1 |
12 | Узнавание и различение цвета объекта. | 1 |
Развитие слухового восприятия |
13 | Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. | 1 |
14 | Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. | 1 |
15 | Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. | 1 |
16 | Развитие неречевого слуха «Тук-тук-тук», «На чём играл зайка». | 1 |
17 | Развитие умения воспринимать громко, тихо. Игра «Тихо, громко»; | 1 |
18 | Развитие речевого слуха, упражнение «Кто как кричит?» развитие речевого слуха с использованием презентации «Чей голос». | 1 |
19 | Развитие неречевого слуха « Что гудит», « Кто там» | 1 |
Восприятие формы, величины и цвета |
20 | Зрительное восприятие формы «Найди свою пару», «Найди ключ для мишки». | 1 |
21 | Практическое выделение величины « Спрячь матрёшку», «Построй башню». | 1 |
22 | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур ("Поймай игрушку", "Спрячь игрушку" | 1 |
23 | Работа с геометрическим конструктором («Собери дом») | 1 |
24 | Различение предметов по величине («Спрячь шарик», пирамидка, матрешки) | 1 |
25 | Сравнение двух предметов по высоте и длине («Отличия», «Противоположности») | 1 |
26 | Сравнение двух предметов по ширине и толщине. | 1 |
27 | Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу | 1 |
28 | Знакомство с основными цветами («Радуга») | 1 |
29 | Различение и обозначение основных цветов «Раскрась фигуры» | 1 |
30 | Рисуем пальчиковыми красками. | 1 |
31 | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале («Составь картинку») | 1 |
Восприятие запаха и вкуса |
32 | Адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху. | 1 |
33 | Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). | 1 |
34 | Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый). | 1 |
35 | Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов | 1 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, «почтовые (проблемные) ящики», плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото и др. Интересны и полезны материалы для сенсорного развития, разработанные М. Монтессори, на основе которых созданы различные современные модификации (вкладыши — формы, объекты для сериации, различного вида предметы-головоломки и др.полифункциональные материалы — это объемные набивные модули (сенсорные модули), крупные (напольные) кнопочные конструкторы, полусферы и др.;
игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики: шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, кегли, флажки и др.;
природный материал: коллекции плодов, семян, минералов, тополиный пух, мох, засушенные растения и др., которые не только способствуют овладению познавательными средствами (свойства, качества, конструкция, величина и др.), но и стимулируют развитие координации рук и глаз мелкой моторики ребенка;
разнообразный арсенал техники арттерапии: различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, костюмов; предметы оперирования — игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки-маркеры — своеобразные знаки пространства — игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит (кукольная комната).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Баряевой.- 2014г.
[Сер. «Игры для детей с проблемами в развитии»]
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2015.
Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн.для учителя - М.: Просвещение,
2015, - 191 с
Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2015г.
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, коллектив авторов: Л.Б. Баряева, и.м. Бгажнокова, Д.И. Бойков, Е.Т. Логинова.2016г.
Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. Пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова.-М.: ТЦ Сфера, 2015.
Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - 2-е изд., переработано и дополн. - СПб.: Речь, 2015. - 477с.