СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно - развивающее (дефектологическое) мероприятие в 1 – 5 классах по теме: «Святки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно - развивающее (дефектологическое)                       мероприятие в 1 – 5 классе

Тема:      «Святки»

 

Подготовила:  учитель-дефектолог ГБОУ школы № 8 г. Лабинска   Бычкунова Ирина Сергеевна

 

Цели:

1. Знакомство с русскими народными праздниками, традициями.

 2. Воспитание любви к своей родине, к своему народу, чувства патриотизма.

3. Развитие памяти, воображения и дружбы в классе.

Оборудование: народные инструменты, трещотки, ложки, колокольчики, свечи, мешочек с разными  предметами для гадания.

 

Ход мероприятия

(Слайд 1)

         Что такое Святки?

         Вы не слышали, ребятки?

         Что  ж,  придётся рассказать

         И, конечно, показать!

(На сцене  девочка в народном костюме зазывает Святки.)

         Ой, сегодня, а не завтра, не вчера!

         К нам приехали святые вечера!

         В горностаях, на конях…

         Развесёлые Святки – хороводы и колядки!

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно - развивающее (дефектологическое) мероприятие в 1 – 5 классах по теме: «Святки»»


Коррекционно - развивающее (дефектологическое) мероприятие в 1 – 5 классе

Тема: «Святки»


Подготовила: учитель-дефектолог ГБОУ школы № 8 г. Лабинска Бычкунова Ирина Сергеевна


Цели:

1. Знакомство с русскими народными праздниками, традициями.

2. Воспитание любви к своей родине, к своему народу, чувства патриотизма.

3. Развитие памяти, воображения и дружбы в классе.

Оборудование: народные инструменты, трещотки, ложки, колокольчики, свечи, мешочек с разными предметами для гадания.


Ход мероприятия

(Слайд 1)

Что такое Святки?

Вы не слышали, ребятки?

Что ж, придётся рассказать

И, конечно, показать!

(На сцене девочка в народном костюме зазывает Святки.)

Ой, сегодня, а не завтра, не вчера!

К нам приехали святые вечера!

В горностаях, на конях…

Развесёлые Святки – хороводы и колядки!

Святки – это двухнедельные праздники, которые отмечали наши предки. Самым весёлым на святках было колядование, или колядки. Начинались колядки в рождес-ственский сочельник, то есть в ночь перед Рождеством. А было это так: (Слайд 2)


Ведущий. Начинался праздник чинно – ужином. Вся семья собиралась за столом.

На столе стояли рождественская кутья да каша. Обязательно были пироги, кренделя. А ещё пекли из пшеничного теста фигурки животных – коровок, овечек, козочек, петушков, да курочек и человечков – пастушков. Ими украшали столы, окна избы (между рамами) их посылали в подарок родным, соседям, знакомым, и детям. Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят ли старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу – Колядовать! Что это такое? Сейчас узнаете.

Девушки и парни наряжались в костюмы, брали с собой старинные музыкальные инструменты (трещотки, ложки, колокольчики, и т.д.) и шли по домам, желая людям счастья, урожая,…. Они получали от хозяев разные угощения. (Слайд 3).


Ребята! Пора колядовать.

(На сцене ряженые с мешками и корзинками. Они подходят к дому).


Ведущий. Впереди Мехоноска – с корзинкой или мешком для сбора, а за ними – шум. Весёлый смех!

(В окошко показалась хозяйка – девочка в платке и сарафане).

Ведущий. А хозяева в Рождественский сочельник ждут колядок и гостей, готовят им подарки и угощения.

(под мелодию озорных частушек входят из дома хозяин и хозяйка - мальчик и девочка)

Мы колядки, колядовщики

Мы пришли колядовать,

Мы пришли колядовать,

С праздником поздравлять…

Хором: Коляда, коляда, мы желаем вам добра!!!


Как на улице мороз, мороз,

Не велит долго стоять, долго стоять,

Не велит долго стоять, долго стоять,

Велит скоро подавать!

Хором: Коляда, коляда, мы желаем вам добра!!!


Дай бог тому, кто в этом дому,

Чтоб счастливо жилось.

На дворе добро велось.

Хором: Коляда, коляда, мы желаем вам добра!!!


У хозяева в дому

Велись бы ребятки,

Велись бы цыплятки,

Велись бы телятки.

Велись бы поросятки!!!

Хором: Коляда, коляда, мы желаем вам добра!!!


Будите нам дарить,

Мы вас будем хвалить!

Хором: Коляда, коляда, мы желаем вам добра!!!


Ведущий. А ещё на всякий случай грозили.


Колядовщик.

Кто не даст пирога –

Уведём корову за рога!

Кто не даст ветчины –

Поколотим чугуны!

Ведущий. И хотя этих угроз никто не боялся, а угощение было давно готово, хозяин с хозяйкой и малыми детушками выходили из дома посмотреть: кто там колядует во дворе?

Под мелодию озорных частушек хозяин и хозяйка с ребёнком (куклой) выходят из домиков поглядеть на колядовщиков.


Хозяин Хозяюшка.

Славно хвалили, мать, Иду! Иду!

Надо одарить, подать! Открываю сундучок –

Давай пирога, дочка, Подаю пятачок!

Подавай кваса бочку, Вот пряник да блин,

Курочку с хохолком, А вот сала клине!

Да денежку с орлом! Пироги, да квас –

Вот от нас!

Колядовщик.

Спасибо, добрый хозяин!

Подал пирога – в поле хлеба сполна.

Спасибо, хозяюшка!

Тебе в квашне гуща,

А на столе куча!


Все: Сеем, веем, посеваем,

Добрых хозяев поздравляем!

В Новый год, на новое счастье.

Пусть у вас уродиться и пшеничка, чечевичка

На поле копнами,

На столе пирогами.


После колядования все собирались на игрища. И мы вами сейчас поиграем! (Слайд 4)

  • « Веретёна не кручёны…»

(Слайд 5)

  • « Шёл козёл по лесу…»


Игра « Тесто». (Под русскую народную мелодию)

Правила игры: дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх - «ворота». Водящая пара под музыку пробегает в круг, в любые «ворота». Игру продолжает новая пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит: « Готово тесто!» Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается с этой парой.


Ведущий. Коляда, коляда, ты не хочешь пирога?


Игра « Пирог» (Под русскую народную мелодию)

Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине - водящий – « пирог». Все поют: Да экий он высокенький,

Да экий он широкенький.

Да экий он мягошенький,

Режь его, да ешь.

После слов: «Режь его, да ешь», к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать « пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».


Ребёнок. Хорошо мы поиграли,

И, конечно же устали.

А теперь мы посидим

И немножко помолчим.

(Слайд 6)


Ведущий. Свечи зажигаются – гаданья начинаются… Каждый день Святок заканчивался гаданием. Все собирались в избе. Зажигали Свечи и начинали гадать на любовь, на дружбу, на то, то ждёт в новом году. И мы погадаем. Из мешочка вы будите вытаскивать предметы, а мы будем толковать их значение.

Лук – к слезам.

Конфета – к сладкой жизни.

Сердце – к любви.

Медаль – к успеху.

Денежка – к богатству…

А не хотите ли погадать на свою судьбу – кем вы станете, когда вырастите?

(Ведущая показывает мешочек, в котором лежат карточки с изображением людей разных профессий, и даёт каждому ребёнку вынуть из мешочка картинку).

Наш праздник подходит к концу, зима богата на праздники и мы не успеваем восхищаться щедростью, красотой и богатством традиций русского народа.


Ребёнок 1 Ребёнок 2

В тихий Рождественский вечер Мороз на окошке рисует

В небе сияет звезда Узор очень тонкий, чудной.

Сердечко моё так и бьётся - Снежинка свой вальс танцует,

Радость на землю пришла! Кружась под яркой звездой.


Дети исполняют «Рождественскую песенку» ( муз. Матвиенко).



Цели:

1. Знакомство с русскими народными праздниками, традициями.

2. Воспитание любви к своей родине, к своему народу, чувства патриотизма.

3. Развитие памяти, воображения и дружбы в классе.

Оборудование: народные инструменты, трещотки, ложки, колокольчики, свечи, мешочек с разными предметами для гадания.


Ход мероприятия

(Слайд 1)

Что такое Святки?

Вы не слышали, ребятки?

Что ж, придётся рассказать

И, конечно, показать!

(На сцене девочка в народном костюме зазывает Святки.)

Ой, сегодня, а не завтра, не вчера!

К нам приехали святые вечера!

В горностаях, на конях…

Развесёлые Святки – хороводы и колядки!

Святки – это двухнедельные праздники, которые отмечали наши предки. Самым весёлым на святках было колядование, или колядки. Начинались колядки в рождес-ственский сочельник, то есть в ночь перед Рождеством. А было это так: (Слайд 2)


Ведущий. Начинался праздник чинно – ужином. Вся семья собиралась за столом.

На столе стояли рождественская кутья да каша. Обязательно были пироги, кренделя. А ещё пекли из пшеничного теста фигурки животных – коровок, овечек, козочек, петушков, да курочек и человечков – пастушков. Ими украшали столы, окна избы (между рамами) их посылали в подарок родным, соседям, знакомым, и детям. Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят ли старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу – Колядовать! Что это такое? Сейчас узнаете.

Девушки и парни наряжались в костюмы, брали с собой старинные музыкальные инструменты (трещотки, ложки, колокольчики, и т.д.) и шли по домам, желая людям счастья, урожая,…. Они получали от хозяев разные угощения. (Слайд 3).


Ребята! Пора колядовать.

(На сцене ряженые с мешками и корзинками. Они подходят к дому).


Ведущий. Впереди Мехоноска – с корзинкой или мешком для сбора, а за ними – шум. Весёлый смех!

(В окошко показалась хозяйка – девочка в платке и сарафане).

Ведущий. А хозяева в Рождественский сочельник ждут колядок и гостей, готовят им подарки и угощения.

(под мелодию озорных частушек входят из дома хозяин и хозяйка - мальчик и девочка)

Мы колядки, колядовщики

Мы пришли колядовать,

Мы пришли колядовать,

С праздником поздравлять…

Хором: Коляда, коляда, мы желаем вам добра!!!


Как на улице мороз, мороз,

Не велит долго стоять, долго стоять,

Не велит долго стоять, долго стоять,

Велит скоро подавать!

Хором: Коляда, коляда, мы желаем вам добра!!!


Дай бог тому, кто в этом дому,

Чтоб счастливо жилось.

На дворе добро велось.

Хором: Коляда, коляда, мы желаем вам добра!!!


У хозяева в дому

Велись бы ребятки,

Велись бы цыплятки,

Велись бы телятки.

Велись бы поросятки!!!

Хором: Коляда, коляда, мы желаем вам добра!!!


Будите нам дарить,

Мы вас будем хвалить!

Хором: Коляда, коляда, мы желаем вам добра!!!


Ведущий. А ещё на всякий случай грозили.


Колядовщик.

Кто не даст пирога –

Уведём корову за рога!

Кто не даст ветчины –

Поколотим чугуны!

Ведущий. И хотя этих угроз никто не боялся, а угощение было давно готово, хозяин с хозяйкой и малыми детушками выходили из дома посмотреть: кто там колядует во дворе?

Под мелодию озорных частушек хозяин и хозяйка с ребёнком (куклой) выходят из домиков поглядеть на колядовщиков.


Хозяин Хозяюшка.

Славно хвалили, мать, Иду! Иду!

Надо одарить, подать! Открываю сундучок –

Давай пирога, дочка, Подаю пятачок!

Подавай кваса бочку, Вот пряник да блин,

Курочку с хохолком, А вот сала клине!

Да денежку с орлом! Пироги, да квас –

Вот от нас!

Колядовщик.

Спасибо, добрый хозяин!

Подал пирога – в поле хлеба сполна.

Спасибо, хозяюшка!

Тебе в квашне гуща,

А на столе куча!


Все: Сеем, веем, посеваем,

Добрых хозяев поздравляем!

В Новый год, на новое счастье.

Пусть у вас уродиться и пшеничка, чечевичка

На поле копнами,

На столе пирогами.


После колядования все собирались на игрища. И мы вами сейчас поиграем! (Слайд 4)

  • « Веретёна не кручёны…»

(Слайд 5)

  • « Шёл козёл по лесу…»


Игра « Тесто». (Под русскую народную мелодию)

Правила игры: дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх - «ворота». Водящая пара под музыку пробегает в круг, в любые «ворота». Игру продолжает новая пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит: « Готово тесто!» Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается с этой парой.


Ведущий. Коляда, коляда, ты не хочешь пирога?


Игра « Пирог» (Под русскую народную мелодию)

Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине - водящий – « пирог». Все поют: Да экий он высокенький,

Да экий он широкенький.

Да экий он мягошенький,

Режь его, да ешь.

После слов: «Режь его, да ешь», к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать « пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».


Ребёнок. Хорошо мы поиграли,

И, конечно же устали.

А теперь мы посидим

И немножко помолчим.

(Слайд 6)


Ведущий. Свечи зажигаются – гаданья начинаются… Каждый день Святок заканчивался гаданием. Все собирались в избе. Зажигали Свечи и начинали гадать на любовь, на дружбу, на то, то ждёт в новом году. И мы погадаем. Из мешочка вы будите вытаскивать предметы, а мы будем толковать их значение.

Лук – к слезам.

Конфета – к сладкой жизни.

Сердце – к любви.

Медаль – к успеху.

Денежка – к богатству…

А не хотите ли погадать на свою судьбу – кем вы станете, когда вырастите?

(Ведущая показывает мешочек, в котором лежат карточки с изображением людей разных профессий, и даёт каждому ребёнку вынуть из мешочка картинку).

Наш праздник подходит к концу, зима богата на праздники и мы не успеваем восхищаться щедростью, красотой и богатством традиций русского народа.


Ребёнок 1 Ребёнок 2

В тихий Рождественский вечер Мороз на окошке рисует

В небе сияет звезда Узор очень тонкий, чудной.

Сердечко моё так и бьётся - Снежинка свой вальс танцует,

Радость на землю пришла! Кружась под яркой звездой.


Дети исполняют «Рождественскую песенку» ( муз. Матвиенко).