СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коучинг «Технология развития навыков критического мышления»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На коучинге учителя ознакомятся  с технологией развития критического мышления, с приёмами  работы по развитию критического мышления на уроках в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Коучинг «Технология развития навыков критического мышления»»





Коучинг



«Технология развития навыков критического мышления»



Только сражаясь с конкретной проблемой,
отыскивая собственный выход из сложившейся

ситуации, ученик действительно думает.

Фокусирование на проблемах стимулирует

природную любознательность учеников
и побуждает их к критическому мышлению.
                                                                                                     

Джон Дьюи



Составила учитель нач-х классов:

Горбовенко Т.И.


Рождественская СОШ




«Важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить. »

Томас Алва Эдисон

«Видеть и чувствовать — это быть; размышлять — это жить. »

Уильям Шекспир


План коучинг-занятия с группой учителей


Коучер: учитель начальных классов Рождественской СОШ Горбовенко Т.И.


Название коучинга:

«Технология развития навыков критического мышления»


Время


Цель:

Ознакомить учителей с технологией развития критического мышления, показать приёмы работы по развитию критического мышления на уроках


Задачи:

  1. Выявить уровень знаний учителей по данной проблеме.

  2. Рассмотреть различные подходы к формированию критического мышления учителя и учеников.

  3. Обосновать необходимость развития критического мышления для учителей и для учеников.

  4. Научить различным приемам развития критического мышления, которые можно использовать на различных этапах урока.


Результаты

обучения:

  • знают о различных приемах и техниках развития критического мышления;

  • понимают значение целенаправленного применения технологий критического мышления в процессе обучения.

  • умеют применять методы и приёмы на различных этапах урока.


Ключевые

идеи:

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Критическое мышление – это способность добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации.



Ресурсы

Раздаточный материал, электронная презентация, плакаты А3, фломастеры, стикеры.


Деление участников на группы

Группы созданы по цвету стикеров (жёлтый, синий, зелёный), которые выбрали участники коучинга. Участникам предлагается на стикере написать своё имя или имя и отчество (по желанию).

2 мин

Эмоциональный настрой

Игра-активатор “Друг к дружке”

- Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, вовремя которой все нужно делать очень-очень быстро. Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера. Итак, начали:

— Правая рука к правой руке!
— Нос к носу!
— Спина к спине!
— Друг к дружке!
— Бедро к бедру!
— Ухо к уху!
— Пятка к пятке!
— Друг к дружке!
— Носок к носку!
— Живот к животу!
— Лоб ко лбу!
— Друг к дружке!
— Бок к боку!
— Колено к колену!
— Мизинец к мизинцу!
— Друг к дружке!
— Затылок к затылку!
— Локоть к локтю!
— Кулак к кулаку!
Всем спасибо!

3 мин

Выход на тему занятия.

«Верите ли вы …»

- Верите ли вы, что по окончанию коучинга, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

- Верите ли вы, что вам будет интересно работать сегодня?

- Верите ли вы, что дети способны сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы?

- Верите ли вы, что можно детей научить учиться?


Вызов. Задания: Работа в группах. 


- Что такое мышление?

- Что вы понимаете под критическим мышлением?

- Какие приемы критического мышления вы знаете?

Обсуждение в группах и запись «ключевых» слов, создание кластера.

На доске помещаются постеры, и каждая группа представляет свою модель кластера.

10 мин

Осмысление.


«А» - Изучите текст в парах «Структура урока по ТРКМ» по методу ИНСЕРТ

"У" – уже знал;

"+" – новое;

"–" – думал иначе;

"?" – непонятно


«Структура урока по технологии развития КМ»

1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа)

Ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. Работа с вопросами может проходить в 2 этапа: «я сам», «мы вместе» (парная или групповая работа). На стадии вызова у ребёнка должно сформироваться представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?».

2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления)

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать) Это, как правило, самый длительный этап урока, который предполагает получение новых знаний, их осмысление, соотнесение с имеющимися. Цель данного этапа — побудить ребёнка к высказываниям, дать толчок к анализу своих знаний, поддержать интерес учащихся к информации и добиться ее понимания. При этом важно, чтобы дети обменивались мнениями, говорили, ведь это обогащает их словарный запас, вырабатывает гибкость мышления.

3 этап — «Рефлексия» (размышление).

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Итак, напоминаем, технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов — осмысление — рефлексия и предлагает набор приёмов и стратегий. Данный этап способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы, а также анализу самого процесса изучения материала. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися. На этом этапе может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося.

«В» - Группам дается текст с описанием приёма критического мышления, участники должны ознакомиться и по методу «Зигзаг» спикеры каждой группы знакомят членов других групп с 2-3 приемами.


«С» - В группах составьте примерный план урока с применением технологий развития критического мышления по теме: «Народная сказка «Колобок». Обсуждение в группах, создание карты опыта, и каждая группа представляет свою разработку урока. Взаимооценивание групп «Две звезды и одно пожелание».

20 мин














Рефлексия


Рефлексия эмоций. На стикерах нарисовать животное с которым у вас возникает ассоциация во время работы на коученге.

Рефлексия знаний и умений. «Бортовой журнал»

- Что мне известно по этой теме?

- Что нового я узнал?

- Что я умею?

5мин

Вывод. Выход на тему следующего коучинга.


- Чтобы использовать в своей работе технологию развития критического мышления на уроках учителю необходимо научиться анализировать свою деятельность и деятельность учащихся, чтобы преодолевать возникшие барьеры в обучении и вовлечь учащихся в активный процесс обучения. Тема следующего коучинга «Идеи семи модулей».

2 мин





Разноуровневые задания к коучингу «ТРКМ»

«А» - Изучить текст в парах «Структура урока по ТРКМ» по методу ИНСЕРТ

"У" – уже знал; "+" – новое; "–" – думал иначе; "?" – непонятно


«Структура урока по технологии развития КМ»

1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа)

Ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. Работа с вопросами может проходить в 2 этапа: «я сам», «мы вместе» (парная или групповая работа). На стадии вызова у ребёнка должно сформироваться представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?».

2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления)

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать) Это, как правило, самый длительный этап урока, который предполагает получение новых знаний, их осмысление, соотнесение с имеющимися. Цель данного этапа — побудить ребёнка к высказываниям, дать толчок к анализу своих знаний, поддержать интерес учащихся к информации и добиться ее понимания. При этом важно, чтобы дети обменивались мнениями, говорили, ведь это обогащает их словарный запас, вырабатывает гибкость мышления.


3 этап — «Рефлексия» (размышление).

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Итак, напоминаем, технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов — осмысление — рефлексия и предлагает набор приёмов и стратегий. Данный этап способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы, а также анализу самого процесса изучения материала. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися. На этом этапе может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося.


«В» - Группам дается название приёма и текст с описанием приёма критического мышления, участники должны ознакомиться и определить соответствия (ключевое слово – определение приёма).

Работа в группах по методу «Зигзаг» (спикеры каждой группы знакомят членов других групп с 2-3 приемами). Спикеры групп расходятся по другим группам и рассказывают учителям свои приемы критического мышления.


«С» - В группах составьте примерные задания по развитию КМ к уроку по теме народной сказки «Колобок».



Методы и приемы развития критического мышления

Название метода или приема

Описание

Стадия использования

«Мозговой штурм»

Цель использования:
1) выяснение того, что знают дети по теме;
2) набрасывание идей, предположений по теме;
3) активизация имеющихся знаний.

Вызов

«Корзина идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.


Вызов

“Верные и неверные утверждения”


Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.


Вызов

Рефлексия

«ИНСЕРТ»

Чтение текста с пометками:
   + я это знал,
   - я этого не знал,
   ! это меня удивило
   ? хотел бы узнать подробнее.
     Составление таблицы, выписываются основные положения из текста

+

-

!

?






Осмысление

«Ролевая игра»

Цель: заинтересовать учащихся, удивить, эффект неожиданности, постановка проблем. Инсценировка


Вызов

«Свободное письмо»

Аргументированное письмо. В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть эссе. Обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли


Рефлексия

«СИНКВЕЙН»

Пятистишие:

Тема

- 2 прилагательных, описывающих тему
- 3 глагола, характеризующих действие
- фраза из 4 слов, содержит основную мысль
- синоним к теме.
В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов, выразить типичные черты понятия.

Рефлексия

«Толстый и тонкий вопросы»

?– фактический ответ
? – обстоятельный ответ, развернутый.
Метод используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке, парной и групповой работы.

Тонкие ?

Толстые ?

Кто...? Что...?

Когда...? Может...?

Будет...? Могли...?

Как звать...?

Было ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему...?

Почему вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите: что будет, если...?

Что, если...?


Осмысление и рефлексия

Прогнозирование с помощью открытых вопросов

Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и т.д.

Токсономия вопросов:

Простые /фактические/
Уточняющие /Ты так считаешь? То есть ты сказал..? /
Объясняющие / «Почему?»/
Творческие /В вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза./
Оценочные /Выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»/
Практические /Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как поступили бы на месте героя?», «где в обычной жизни…?»/
Вопросы можно оформить в виде ромашки. Использовать и при проведении опроса, при работе в группах.

Осмысление

«Кластер»- гроздь винограда

Карта мышления.
1. Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди (тема и подтемы):

2. 1 этап – мозговой штурм (идеи)
     2 этап – систематизация, оформление в кластер
     3 этап – нахождение взаимосвязей между ветвями.
3. Составление ассоциаций по теме в виде кластера

Осмысление и рефлексия

Перепутанные логические цепи

Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку

Осмысление
Рефлексия

«Зигзаг»

1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп
2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы
3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал - взаимообучение

Осмысление

«Двухчастный дневник»

Дневник состоит из двух частей: цитаты и мысли, чувства, ассоциации. При чтении нового текста обращается внимание на цитаты, которые заставили задуматься, вызвали какие-либо чувства, эмоции. Делаются записи в дневнике

Осмысление

«ЗХУ»

Заполнение таблицы:

Знаю
(вызов)

Хочу узнать
(вызов)

Узнал
(реализация смысла или рефлексия)

Работа в паре: что я знаю о теме урока?

Формулирование целей

Соотношение старой и новой информации

На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме урока, записываю интересующие их вопросы в таблицу. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка /ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме/

Осмысление

«Продвинутая лекция»

На первой стадии урока активизируются знания учащихся по теме, обсуждаются в парах, группах. Группируются понятия. Составляется конспект.
На второй стадии – активное слушание.
1 ученик отмечает подтвердившуюся информацию
2 ученик выписывает новую информацию
Обмен мнениями по проблемным вопросам.
Свободное письмо

Осмысление

Взаимоопрос

Чтение текста в парах по одной части.
Роли ученика и учителя меняются.
Учащиеся ставят толстые и тонкие вопросы по прочитанному друг другу.
Вопросы записываются.
Лучшие вопросы задаются классу

Осмысление

«Карусель»

Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

Осмысление

Стратегия «Галерея»

После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом, можно определить, какая группа дала лучший ответ.


Рефлексия

«Кубик»

Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани.


Осмысление
Рефлексия

Перекрестная дискуссия

По прочитанному тексту дается бинарный вопрос. Учащиеся работают в парах, выписывают аргументы в пользу каждой версии. Делятся на группы с противоположным мнением. Высказываются разные точки зрения, доказываются. Аргументы одной группы – контраргументы другой. Группы сидят в разных углах комнаты. Учащиеся могут менять свою точку зрения и переходить из группы в группу в течение дискуссии.

Осмысление

«Последнее слово за мной»

На последней стадии спора учащимся предлагается записать из текста цитату, доказывающую его мнение, прокомментировать его. Прочитать цитату вслух, оппонент комментирует ее, а последний ученик читает свое объяснение. На этом спор заканчивается.

Рефлексия

“Ключевые слова”

Выписываются из текста "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Осмысление

“Лови ошибку”


Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

  • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Вызов

“Письмо по кругу”


Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Осмысление

«Психорисунок»

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло, счастье и т.д., и затем объяснить свои рисунки.

Рефлексия

Таблица «Что? Где? Когда? Почему?».

Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Почему?

   

   

   

   

   



Осмысление

Прием работы с таблицей «Плюс, минус, интересно»

Формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.

Осмысление

«Дерево предсказаний»

Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.


предположения





Т

Е

М

А



аргументы





Осмысление

«Ромашка вопросов».



Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.

Работа ведется над составлением таких типов вопросов:

Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.

Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.

Вызов





9