Данный коучинг создает условия учителям - практикам для знакомства с понятием Lesson study, как одной из форм исследования урока, предоставляет возможность понять его задачи и стимулирует на реализацию Lesson study в школьной практике.
Просмотр содержимого документа
«Коучинг. Lesson study как одна из форм исследования урока»
Коуч: | Рыбак Светлана Михайловна – учитель 1 уровня школы-гимназии № 9 города Павлодара |
Тема занятий: | «Lesson study как одна из форм исследования урока» |
Ссылка: | Руководство учителя 1-2 уровня, Видеоматериалы ресурсов. См.приложение |
Общие цели: | Создать условия для знакомства с понятием «Lesson Study» как форме исследований специалистом-практиком. Подготовить учителей к принятию идей исследования в действии и как его разновидность – «Lesson Study», пониманию его задач, способности реализовывать в своей деятельности. |
Результаты обучения: | Учителя будут знать, что такое «исследование в действии», понимать его задачи; перечень основных основные этапов исследования в действии и отличия «Lesson Study». Сформируют позитивное отношение к рефлексии своей педагогической деятельности, инструментом которой является «исследование в действии» и Lesson Study. Пересмотрят свои педагогические методы работы так, чтобы активно включаться в практику преподавания и обучения с целью осуществления изменений, сопровождающихся систематическим сбором доказательств влияния данных изменений. |
Ключевые идеи: | Педагогическое исследование в действии на базе школы является процессом, посредством которого специалисты-практики обдумывают и отвечают на школьные проблемы. Эта форма исследования не столько «в» и «про» образование, сколько «для» него. Исходя из этого, назначением преподавателя является собственное вовлечение в процесс саморефлективного исследования для того, чтобы суметь понять и усовершенствовать собственную практику. |
Материалы и оборудование | Компьютеры для каждой группы, проектор, экран, маркеры, стикеры, постеры, видеоролики, раздаточный материал |
Этапы проведения занятия | Время | Действия коуча и действия участников |
Введение | 3 мин | Формирование коллаборативной среды. -Поприветствуйте друг друга, как это делают жители разных стран мира. (Слайды). Заключительное приветствие поклон, как в Японии |
Целеполагание | 7 мин | А) Приглашаю Вас на урок в Японскую школу. -Посмотрите видеофрагмент, сделанный в японской школе. -Запишите свои наблюдения в таблицу: 1. Деятельность учеников. 2. Деятельность учителя. 3. Методики Что необычное заметили? Обмен мнениями «Свободный микрофон» А)Выход на тему: Это урок – исследование - Lesson Study В) Что Вы знаете о Lesson Study. Таблица ЗУХ |
Изучение теоретических вопросов | 25 мин | Группам предоставляются электронные и бумажные ресурсы: Задание в группы : Создайте презентацию в формате Microsoft PowerPoint о Lesson Study: 1группа. Что это такое? (История) 2 группа. Зачем использовать именно ее? (Каковы цели LS) 3 группа. Каковы этапы процесса? |
Практическая часть | 15 мин | Каждая группа загружает свою презентацию на компьютер Группы проходят по кругу, просматривая все презентации При просмотре презентаций секретари групп делают заметки того, что есть в презентациях других групп, но отсутствует в их собственных презентациях Группы возвращаются к своим презентациям, вносят поправки или добавляют то, чему они научились после просмотра презентаций других групп (Каждый член группы распечатывает презентацию своей группы и включает ее в свое портфолио) - Презентации коуча, как этап самоповерки и самооценки - Формативное оценивание стикером, который нужно наклеить на на ПК. |
Рефлексия | 10 мин | 1.Заполнение ЗУХ 2-3 графа. 2. Две звезды и пожелание. |
Ресурсы: 
Ресурс для коучинга
Lesson Study
Lesson Study -коллаборативный подход к обучению учителей и развитию практики.
Аналогично исследованию в действии, предполагает ряд циклов. Центральное место в Lesson Study имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для выяснения, каким образом они могли бы развивать определенный подход для повышения качества обучения. Ключевыми характеристиками Lesson Study являются креативность и научная точность. Креативность инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении ученика, который будет подтверждать эффективность новых подходов.
Группы обычно состоят как минимум из трех учителей, что является фактором, благоприятно влияющим на опыт и знания друг друга. Не смотря на то, что только один учитель будет преподавать урок, группа берет на себя ответственность за него и любое оценивание преподавания и занятия в целом относится к работе всей группы, а не отдельного учителя.
Процесс
Подход Lesson Study первоначальным этапом предполагает совместное детальное его планирование. Затем исследовательский урок проводит один из членов группы, а остальные члены - наблюдают. Все результаты, касающиеся процесса обучения учеников, систематизируются и анализируются всеми членами группы сразу после завершения исследовательского урока и, затем, работа совместно перепланируется с учетом результатов, полученных в процессе обучения, чтобы обеспечить Lesson Study большую эффективность.
Имеется ряд шагов в процессе Lesson Study, которые становились и утверждались с течением времени:
Группа Lesson Study согласует систему правил, которые обеспечивают результативность ее работы, в процессе которой все члены относятся друг к другу с уважением.
Группа согласует ключевую идею исследования, которая, как правило, оформлена в виде вопроса и определяет, чему учить и кого, например, «Как мы можем научить X более эффективно использовать возможности Y для того, чтобы улучшить их обучение».
Члены группы исследуют литературу, чтобы найти ответ, касающийся их ключевой идеи исследования и обобщают их результаты, чтобы использовать их в планировании.
Группа решает, какой класс и какие три «исследуемые ученика» будут в центре исследовательского урока и будут представлять группы класса с высоким, средним и низким уровнем успеваемости.
Группа планирует исследовательский урок, акцентируя особое внимание на предстоящем его усвоении «исследуемыми учениками»
Один учитель ведет исследовательский урок, в то время как другие – наблюдают и делают заметки с обращением особого внимания на трех «исследуемых учениках (А,В,С)»
Учителя интервьюируют нескольких учеников для выяснения их мнения об исследовательском уроке.
Группа обсуждает исследовательский урок сразу после его окончания. Обсуждение следует установленной структуре:
наблюдения за обучением «исследуемых учеников» в сопоставлении с предварительными прогнозами, сделанными в процессе планирования, и установление причин произошедших различий;
обучение класса в целом;
ход исследовательского урока и процесс преподавания;
постановка цели последующего исследовательского урока в соответствии и на основе установленного и изученного;
совместное планирование группой следующего Lesson Study.
После цикла Lesson Study (как правило, три или больше) группа согласует изменения в подходах обучения и учебных программах, которые будут предприняты и популяризированы