Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Краткосрочный проект на тему:
«Новый год стучится к нам!»
Средняя группа
Воспитатель:
Полякова Светлана Владимировна
-2020-
Вид проекта: информационно-творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный (21.12-25.12)
Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель
Образовательные области: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность: всем давно известно, что новый год для детей – это самый ожидаемый праздник в их юной жизни. Дети ждут этого с нетерпением и новый год для них – это что-то фантастическое, неповторимое и магическое. Новый год для детей это всегда сказка , это очень значимое событие в сердце каждого ребенка. И даже повзрослев, мы хотим встретить Новый год как раньше, по-детски.
В Новый год все сверкает, искрится и становится необычайно красивым. В домах сверкают новогодние гирлянды, искрятся новогодние елки и все витрины блестят украшениями. Все готово к Новому году. И никто никогда не задумывается откуда к нам пришел этот праздник, почему по традиции мы устанавливаем елку, украшаем свои дома?
И не для кого ни секрет, что малышам сложнее всего ждать, а тем более ждать праздника. Поэтому, одной из задач было сделать это ожидание веселым, приятным и полезным для детей, а так же узнать историю этого замечательного праздника.
Цель проекта: расширение знаний детей о зиме, о новогоднем празднике, традициях празднования Нового года.
Задачи проекта:
* обогащать знания детей по теме «Новый год»
* формировать представление у детей о празднике Новый год, о новогодних обычаях.
* развивать познавательный интерес, познавательно – мыслительную активность через работу с книгами, иллюстрациями и т.д
* раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.
* способствовать развитию воображения, внимания, памяти и речи детей;
* учить детей умению рассуждать, делиться знаниями с другими детьми.
* формировать доброжелательное отношение друг к другу.
* формировать эмоциональное отношение к празднику
Ожидаемый результат:
* обогащение знаний детей о Новогоднем празднике
* выставка поделок своими рукам «Ёлочная игрушка»
* подарочные открытки для каждого ребенка
* педагоги, дети и их родители активно сотрудничают в процессе проектной деятельности
* у детей и их родителей создано праздничное настроение
Формы работы с родителями:
• привлечение родителей в подготовке к выставке «Елочная игрушка»;
• информация в родительский уголок: Консультация для родителей «Безопасность детей во время зимних каникул», «Новый год для детей: Как устроить праздник».
Продукты проекта:
• Выставка поделок своими рукам «Ёлочная игрушка»
• Новогодний праздник «Новогодние приключения Маши и Мишки».
Этапы проекта
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагога | Действия родителей |
Подготовительный | Формулировка цели и задач | -подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр; -разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей; -составление перспективного плана мероприятий проекта. | Ознакомление с темой |
Основной | Осуществление проекта | -реализация проекта в соответствии с планом. | Участие в проекте |
Завершающий | Новогодний праздник «Новогодние приключения Маши и Мишки». Выставка работ «Елочная игрушка» | -Создание презентации из опыта работы над проектом | Изготовление елочных игрушек |
План проекта
Перспективный план реализации проекта
| Реализация ФГОС | Тема и цель Работа с детьми | Деятельность |
1 день (понедельник) | Социализация Коммуникация Познание Художественное творчество | Ц: Обобщить представления детей о празднике. «Все дороги в лесу и в поселке замело, как Дед Мороз приедет на праздник, как он доберется до нас..?» Ц: развивать детское мышление и фантазию. Лепка «Снегурочка» Ц: учить лепить Снегурочку в длинной шубке рациональным способом – из конуса. Чтение стихотворений о ёлке. Сутеев «Ёлка. Дых./и. «Подуй на снежинку» Подвижные игры: «Льдинки, ветер и мороз» | Организованная деятельность воспитателя с детьми |
2 день (вторник) | Художественное творчество Познание Коммуникация Социализация | Аппликация «Веселый снеговик» Ц: Побуждать детей в изготовлении новогодний открытки из бумаги. Развивать ловкость движений пальцев рук. Вызвать чувство радости от конечного результата. Беседа «Что такое Новый год» Чтение худ. лит. «Веселый снеговик» М. Дружина Просмотр мультфильма «Снеговик- почтовик» П/и «Снежки». | Организованная деятельность воспитателя с детьми |
3 день (среда) | Познание Коммуникация Социализация ЧХЛ | Пластилинография «Нарядная Елочка» Ц.: формирование креативности, развитие навыков самостоятельной творческой деятельности в ходе создания ёлочки в нетрадиционной художественной технике «Пластилинография». Просмотр мультфильма «Каникулы в простоквашино» Заучивание стихов: на новогоднюю тематику: З. Александровой «Ёлочка» П/и. «Снег кружится» Рассматривание коллекции «Новогодние открытки» Д/и «Найди одинаковые снежинки» С/р. игра «Гости скоро к нам придут — срочно накрываем стол!» | НОД пластилинография |
4 день (четверг) | Познание Физическая культура Коммуникация Социализация | Рисование «Снежинки» Ц.: Учить рисовать снежинку, видеть красоту рисунка выполненного одним цветом. Речевые игры: «Я начну, а вы заканчивайте». Ц: Продолжать учить подбирать качественные прилагательные. Дых./и. «Подуй на снежок» П/ и: «Два Мороза», «Мы снежинки, мы пушинки» Чтение худ. лит. «Зимовье зверей» С/р и. «Новогодний почтальон» Наблюдение за снежинками Ц: Формировать у детей умение видеть красоту окружающей природы; знакомиться со свойствами снега.. | Рисование Наблюдение |
5 день (пятница) | Познание Физическая культура Коммуникация Социализация | НОД аппликация «Новогодняя открытка. Ц.: формировать у детей умение создавать открытку способом аппликации в подарок родителям на Новый год. Беседа «Елочные украшения» Заучивание стихов: И. Сурикова «Белый снег пушистый».Цель: Развивать у детей память, дикцию, интонационную выразительность. Слов./и. «Скажи наоборот» Д/и «Угадай, чего не стало на ёлке» Дискотека «Новогодняя» (детские песни о празднике) | НОД аппликация |
Работа с родителями | | Новогодний праздник «Новогодние приключения Маши и Мишки». Изготовление елочных игрушек в выставке «Елочная игрушка» | Дети и родители, воспитатели |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проект «Новый год стучится к нам!» завершён успешно. С поставленной целью и задачами участники проекта справились. Дети с интересом участвовали в мероприятиях, проявляя свои творческие способности. На празднике были активными и заинтересованными, получили много положительных эмоций и впечатлений. По окончании проекта стали более уверенными, не боятся Деда Мороза и других сказочных персонажей, с сожалением прощались с ёлочкой. Родители также проявили заинтересованность, с большой ответственностью отнеслись к просьбе участвовать в выставке поделок «Елочная игрушка».
Реализация проекта осуществлялась в совместной деятельности с детьми с учётом их возрастных особенностей при активном взаимодействии педагога с родителями.
Используемая литература:
1. Комарова Т. С. ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду. (4-5 л.). Конспекты занятий
2. Гербова В. В. ФГОС Развитие речи в детском саду. (4-5 л.). Конспекты занятий
4. Петрова В. И., Стульник Т. Д. ФГОС Этические беседы с дошкольниками (4-7 л.) Год выпуска 2017, Издательство Мозаика-Синтез
5. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
6. Дыбина О. В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М. :Мозаика-Синтез. 2005
7. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. -М. :ТЦ Сфера. 2013
8. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. -М. :Центр педагогического образования. 2013
9. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. -спб. :ООО Издательство " Детство-ПРЕСС".2013
10. Веракса Н. Е. Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. -М. :МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2014
12. Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru/, https://www.maam.ru/, https://www.prodlenka.org/, https://yandex.ru/, https://www.liveinternet.ru/.
Приложение 1
Комплекс дыхательных упражнений.
1. «Подуем на снежинку».
Вырезанную из бумаги снежинку опустить на стол. Ребёнок, сидя за столом, дует на снежинку, наблюдая за её движением по столу.
2. « Подуй на снежок»
Дети дуют на кусочки ваты через трубочки.
3. "Снегопад".
Оборудование: "снежки" из ваты.
Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.
Приложение 2
Подвижные игры.
«СНЕЖКИ»
Цель: Развитие общей и мелкой моторики.
Педагог предлагает детям поиграть в снежки: «Смять большой лист бумаги получился снежок, а теперь попади в цель (на ковре лежит обруч)».
«СНЕЖНАЯ КАРУСЕЛЬ»
Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее, в конце концов бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и опускают руки,
После небольшого отдыха игра возобновляется.
«ПО СНЕЖНОМУ МОСТИКУ»
Цель: развитие равновесия, обучение прыжкам.
Материал: снежный вал.
Ход игры: ребёнок поднимается на снежный вал и проходит по нему до конца, сохраняя равновесие. Дойдя до конца вала, спрыгивает с него и поднимается на вал ещё раз. Если ребёнок боится идти один, взрослый помогает ему.
«СНЕЖИНОЧКИ-ПУШИНОЧКИ»
Цель: развитие умения действовать согласованно, внимательно слушать команды.
Ход игры: играющие движутся вокруг снеговика, поворачиваясь одновременно и вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону.
Взрослый говорит:
Снежиночки – пушиночки
Устали на лету,
Кружиться перестали,
Присели отдохнуть!
Играющие останавливаются, приседают. Отдохнув немного, они возобновляют игру.
«НАЙДИ СНЕГУРОЧКУ!»
Цель: развитие внимания, памяти.
Материал: кукла «Снегурочка»
Ход игры: взрослый наряжает куклу Снегурочкой и прячет её на участке так, чтобы никто из детей не знал об этом. Во время прогулки взрослый говорит о том, что сегодня к ним в гости обещала прийти Снегурочка, она хочет поиграть и поплясать с детьми. Наверное, она уже пришла и спряталась, чтобы её поискали. Когда ребёнок найдёт Снегурочку, он играет и танцует с ней.
«БЕРЕГИСЬ, ЗАМОРОЖУ!»
Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: все играющие собираются на одной стороне площадки, и взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу!» — говорит он. Дети быстро бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в доме.
Приложение 3
Беседа «Где живет Дед Мороз»
Загадка про Деда Мороза
У избы побывал –
Все окно разрисовал,
У реки погостил –
Во всю реку мост мостил.
Дети: Мороз.
Рассказ воспитателя:
Ребята а вы знаете где живет Дед Мороз?
Ответы детей: Да, нет, не знаем.
Попробуйте догадаться, в жарких странах может жить Дед Мороз?
Ответы детей:
А в море, океане может жить Дед Мороз?
Ответы детей:
А как вы думаете, где Деду Морозу будет хорошо, комфортно жить?
Ответы детей: скорей всего, где холодно.
Правильно ребята, Дед Мороз живет на севере в старинном русском городе, который называется Великий Устюг. Этот город расположился на реке Сухоне.
Дом Деда Мороза большой и построен из дерева, можно сказать, что и не дом вовсе, а настоящий терем. Этот дом волшебный, гостеприимный и уютный. В нем очень много комнат. Для подарков, которые присылают Деду Морозу с разных уголков страны, есть отдельная просторная комната. Есть комната специально для хранения нарядов Деда Мороза. А их у него очень много, есть и шубы, и летние кафтаны и лыжный костюм. Самая большая комната – это комната желаний. Когда гости заходят в эту комнату и под звук колокольчика загадывают желание. Обо всех желаниях Дед Мороз узнает, когда ложиться спать. У него есть кровать с большой и маленькой периной. Подушек на ней семь, ровно столько, сколько дней недели, на понедельник маленькая, а на воскресенье самая большая. Конечно, всем бы было интересно узнать, в какой именно комнате Дед Мороз хранит подарки для детей. Но этого никто не знает. Это тайна за семью печатями.
В конце декабря Дед Мороз покидает свой дом в Великом Устюге и направляется в Москву, чтобы зажечь первую новогоднюю елку.
В период новогодних и Рождественских праздников дед Мороз не сидит на месте. В Великом Устюге Дед Мороз любит устраивать приемы гостей и народные гуляния. Дед Мороз всех помнит и непременно принесет каждому подарок под елочку в новогоднюю ночь.
Приложение 4
Рассказ об истории возникновения Нового года в России
Как хороша новогодняя елка!
Как нарядилась она – погляди!
Платье на елке зеленого цвета,
Яркие бусы блестят на груди
Елка у нас высока и стройна,
Вечером вся засверкает она
Блеском огней, и снежинок и звезд,
Словно павлина раскрывшийся хвост!
Елка в кармашки свои золотые.
Спрятала множество разных сластей
И протянула к нам ветки густые,
Словно хозяйка, встречает гостей.
Дерево лучше нигде не найдешь!
С елкой хорошей и праздник хорош!
О.Высотская
А все же, откуда появилась традиция отмечать праздник и наряжать елку? Новый год считается одним из самых любимых и веселых праздников. Мы ждем пушистого белого снега, нарядную и украшенную елку и Дедушку Мороза со Снегурочкой. Однако, не всегда наступление Нового года праздновали 1 января.
Наши далекие предки, восточные славяне, отмечали этот праздник весной – 1 марта, когда природа просыпается ото сна и оживает. А мы сейчас в этот период мы празднуем Масленицу.
После этого, период Нового года стали отмечать по православному церковному календарю – 1 сентября. В этот день царь задаривал своих слуг шубами, серебром и деньгами. В домах устраивались застолья – пекли пироги, блины, варили кисель.
1 января, праздновать Новый год в России начали в 1700 году – по указу царя Петра 1. Именно он приказал запускать в этот день фейерверки, стрелять из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни, а также украшать дом ветками можжевельника и сосны.
Приложение 5
Почему на Новый год принято украшать ёлку?
Люди не хотели ставить дома елки. Этот обычай царю Петру 1 пришлось вводить силой. А если не находил дома елки, сурово наказывал хозяина.
Сначала, их устанавливали не внутри дома, а во дворе, крепили на ворота и крыши. А уже позже появился обычай ставить новогоднюю елку, украшенную фонариками, цветами, лентами, конфетами и даже яблоками.
Обычай, наряжать под Новый год елку пришел к нам из Европы. Когда-то жители германских племен считали ель символом жизни и вечной молодости. Они были уверенны в том, что елка способна защитить дом от злых духов. Поэтому ее почитали, развешивали на ее ветках украшения и произносили заклинания. Все это происходило прямо в лесу. Затем елку стали устанавливали только в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии и т.д. Только позже елка появилась в домах простых людей.
Так, постепенно россияне привыкли к обычаю наряжать елку под Новый год и делают это теперь с огромным удовольствием. А в наше время никто уже и не представляет себе новогоднего праздника без красавицы-елочки…
Приложение 6
Когда наступает Новый год.
Оказывается, новогодний праздник – самый древний из всех существующих праздников. При раскопках древнеегипетских пирамид археологи нашли сосуд, на котором было написано: «Начало нового года». А древние римляне придумали обычай дарить новогодние подарки и веселиться всю ночь напролет. Пожелание «С Новым годом, с новым счастьем!» - сохранившееся с древних времен магическое заклинание, чтобы призвать удачу, счастье, благополучие и отогнать беду.
В Древней Руси Новый год связывали с весной – началом зарождения нового урожая – и отмечали 1 марта. В ХIV веке Московский церковный собор постановил считать началом нового года 1 сентября согласно греческому календарю. И только в 1699 году царь Петр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом запретил отмечать Новый год 1 сентября и велел украшать двор, улицу, дом сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками. И чтоб это украшение стояло до 7 января.
В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет. Первым пустил ракету Петр I. Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление нового года. А затем началось празднование по всей Москве.
Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.