Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 п. Катасон Буденновского района»
356825, СК, Буденновский район, п. Катасон, ул. Совхозная,4
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок» | |
Разработала: Аваева М.А
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
НА ТЕМУ:
«Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
“Есть все фактические и теоретические основания
утверждать, что не только интеллектуальное развитие
ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности
в целом находится в непосредственной зависимости от речи”.
Л.С. Выготский
Стимулом для создания проекта стала необходимость дополнения и обновления развивающей среды группы пособиями для активной деятельности детей дошкольного возраста.
Развитие ребенка происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста. В силу своей специфики она обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка, приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения, формирования представлений о труде взрослых, а также основ безопасности собственной жизнедеятельности, безопасности окружающего мира.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка, потому что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.
Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.
Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. В процессе театрализованной деятельности дошкольники приобретают не только новые знания, умения и навыки, развивают способности и творчество, но вступают в контакты с детьми из других групп, со взрослыми, что способствует развитию их речевых навыков. Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества, равноправным партнером взаимодействия.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Автор проекта: Аваева Майсарат Абдулгафизовна
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Тип проекта: творческий.20 июля- до 20 августа
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст детей: 4-6лет.
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: дети затрудняются передавать эмоциональное состояние героев сказок, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Актуальность: детство - счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Актуальность темы видится мне в приобщении детей к традиционному русскому фольклору, возвращению к своим истокам.
Сказка - это язык детей. Поэтому если мы хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то ребёнку, то нам следует заново освоить детский язык - сказки. Сказка рассказывает нам о
чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, ненавидеть злодеев, врагов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.
«Сказочное времечко-
Времечко желанное.
Тихо начинается
Сказка долгожданная.
Королевство сказочное
Чудесами славится.
Публика, внимание!
Сказка начинается!»
Цель проекта: воспитание любви и интереса к сказке, как средству формирования положительных взаимоотношений между детьми и познания окружающего мира; формировать ценностные представления о добре и зле путем осмысления морали сказки.
Задачи проекта:
Для детей:
проявлять интерес к процессу чтения, рассказывания сказок, как жанру художественного слова; формировать интерес к театральным играм;
прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождение);
учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык сказок;
совершенствовать диалогическую речь детей, расширять словарный запас детей;
формировать умение видеть отрицательное в поступках героев и одобрять действия того, кто поступил справедливо;
совершенствовать навыки рисования, лепки, конструирования, аппликации по сюжетам любимых сказок, создания декораций к сказкам;
реализовывать полученные знания в совместной театрализованной деятельности;
совершенствовать коммуникативные навыки.
Для педагогов:
систематизировать информацию по теме;
дополнить развивающие центры (театральный уголок, развития речи, книжный уголок);
обобщить опыт работы.
Для родителей:
привлечь родителей к ознакомлению детей с жанрами художественного слова;
заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми;
развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Для социальных партнеров:
вызвать эмоциональный отклик у детей через просмотр спектаклей по сказкам в театрах;
воспитывать активных читателей библиотеки.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
Продукты проекта:
Для детей:
декорации к сказкам;
рисунки, поделки, аппликации по сказкам;
придуманные детьми сказки, книжки-раскладушки, книжки-малышки;
драматизация сказок «Колобок», «Теремок», «Репка».
Для педагогов:
изготовление настольного театра по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят»;
дидактические игры по сказкам;
презентация проекта.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
развитие интереса к русскому фольклору;
развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
развитие эмоциональной отзывчивости, изобретательности, активности;
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;
развитие способности решать жизненные задачи (проблемы), иметь первичные представления о моральных нормах поведения;
Для педагогов:
обобщение опыта работы по теме: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»;
Для родителей:
развитие навыков взаимодействия с ребенком;
гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Для социальных партнеров:
тесное сотрудничество с дошкольным учреждением и родителями воспитанников.
Обеспечение:
сборники русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, рисунки к сказкам, фотографии, аудиозаписи сказок, методическая литература, разные виды театров.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций к сказкам;
чтение сказок и знакомство с литературными произведениями: “Лисичка-сестричка и серый волк”, “ Жихарка”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка””, “Волк и семеро козлят”, “Три поросенка”, “Маша и медведь”, “Колобок”, “Теремок”, “Заюшкина избушка”, и т.п;
знакомство с театральным искусством, с видами театра.
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ
«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»
Здоровье | Физическая культура | Социализация |
Тематические физкультминутки. Рече двигательные гимнастки по сюжетам сказок. Пальчиковые гимнастики по сказкам. Совместный оздоровительный досуг «Маша и медведь». | Тематические комплексы упражнений по мотивам сказок. Подвижные игры с масками. Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Волк во рву», «Лиса в курятнике», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Медведь и пчелы» Гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, физкультминутки | Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок. Использование в игре различных видов театра. Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в театр». Игры – драматизации. Просмотр и обсуждение сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Маша и Медведь». Беседа «Положительные и отрицательные герои сказок», «Хорошие и плохие поступки». Дидактическая игра «Назови героя сказки», «Угадай какая сказка». Кубики «Сложи сказку». |
Труд | Безопасность | Познание |
Изготовление масок и костюмов к постановке сказок. | Беседа на тему: «Что было бы, если бы». Беседа - рассуждение «Как избежать неприятностей в сказке «Волк и семеро козлят», «Ребенок один дома». По сказке «Колобок» - «Ребенок и чужой», «Ребенок на улицах города». | Проблема: Зачем нужна сказка? Тематические пазлы. Творческое придумывание сказки по набору иллюстраций. Игры со строительным материалом «Дом для поросят», «Теремок». |
Коммуникация | Чтение художественной литературы | Художественное творчество |
Вступительная беседа о сказках «Откуда сказка пришла?». Игра «Из какой сказки отрывок?» Беседа о нормах и правилах поведения «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Рассказывание сказок по цепочке («Теремок», «Колобок», «Репка»). Пересказ сказки по ролям. Дидактические игры: «Закончи предложение (отрывок)», «Назови добрых героев сказок», «Отгадай сказку». | Чтение, слушание, рассказывание сказок: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Маша и Медведь». Прослушивание ауд. диска «Русские народные сказки». Отгадывание загадок. Выставка книг: «Сказка к нам приходит». | . Рисование по сюжетам сказок. Раскрашивание иллюстраций по сказкам. Рассматривание иллюстраций к сказкам художника Ю.Васнецова. |
Музыка | | Режимные моменты |
Прослушивание музыкальных произведений. Игры в музыкальном сопровождении. Тематические танцы «Бабка – Ежка», «Колобок» и т. д. | | Ситуативный разговор с детьми, обсуждение. Дидактические игры «Продолжи сказку», «Отгадай сказку», «Загадай персонажа сказки». Рассматривание иллюстраций и открыток к сказкам. |
МЕТОД ПРОЕКТА
ВЫБОР ТЕМЫ ИЛИ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема: «Сказка»
что вы знаете | что вы хотите узнать | как можно узнать об этом |
сказки живут в книжках | как сказку «оживить» (показать) | спросить у мамы, у воспитателя, у старших детей |
сказки бывают веселые и грустные | как можно показать веселого или грустного героя сказки | сходить в театр кукол; |
их смотрят в театре и по телевизору | кто показывает сказки | почитать с родителями в интернете; |
| какие театры есть в нашем городе | поиграть с воспитателем в сказку; |
| | посмотреть, как взрослые играют в сказку |
СБОР СВЕДЕНИЙ
1. Работа в книжном уголке группы.
2. Беседы с детьми о прочитанных произведениях.
3. Рассматривание фотографий, иллюстраций в альбоме «Профессии», «Любимые сказки».
ВЫБОР ПРОЕКТА
декорации к сказкам;
рисунки, поделки, аппликации по сказкам;
книжки-раскладушки, книжки-малышки;
драматизация сказок «Колобок», «Теремок», «Репка».
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»
Этапы проекта | Действия педагогов | Действия детей | Действия членов семьи и социальных партнеров |
Подготовительный Проблема: Зачем нужна сказка? | Планирование Выяснить, какие сказки знают дети, любимые сказки детей. Знакомство с новыми сказками. Вызвать устойчивый интерес к сказкеДать представление о моральных нормах, анализируя поступки героев. Понимание пословицы «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». | Выбирая книгу для чтения дети нашли сборник сказок. Возник вопрос «Зачем нужна сказка?» Решение проблемной ситуации «Если бы не было сказок?». Слушание сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Репка» | Чтение сказок детям. Просмотр мультфильмов и кинофильмов по сюжетам сказок. Подбор книг, дисков, аудиокассет со сказками. ребенка» |
Деятельностный Непосредственная деятельность по проекту. Поэтапная оценка: выяснить, чему учат сказки, выявить поучительный момент, установить связи между поступками героев и жизненной ситуацией. | Подбор дидактических и развивающих игр по теме. Беседа о нормах и правилах поведения «Сказка ложь да в ней намек - добрым молодцам урок». «На какого сказочного героя ты хотел бы быть похожим?». | Решение проблемной ситуации «Что было бы если…». Фантазирование по теме «Добрые сказки». Использование в самостоятельной деятельности всех видов театра, костюмов из уголка ряжения. Рассказывание по иллюстрациям, Игровая деятельность: игры драматизации по сюжетам сказок, настольно-печатные игры, сюжетно-ролевая игра «Мы идем в театр». Дидактические игры: «Отгадай сказку», «Придумай загадку к сказке», «Закончи предложение». Подвижные игры. териала. | Рисование сюжетных картинок к любимым сказкам. |
Завершающий Презентация продуктов проекта. Систематизировать представления детей о нормах морали, добре и зле. | Изготовление масок и костюмов к инсценировкам сказок. | Рассказывание сказок по цепочке: «Продолжи сказку». Лепка к сюжету по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассуждение по сказке «Волк и семеро козлят» на тему «Ребенок один дома». Книжка-малышка «Колобок» Настольный театр «Маша и Медведь» | показ сказки (педагог,и дети) «Маша и Медведь». |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.
Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.
Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб.: «Детство-пресс», 2008
Дерягина Л.Б. Театральная деятельность в ДОУ.,Детство-Пресс, 2014 г.
Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика., под редакцией Полянской Л.И., Школьная пресса, 2010 г.
Сборники русских народных сказок, сборники сказок народов мира, иллюстрации к сказкам, методическая литература, разные виды театра.
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Дидактические игры «Назови героя сказки», «Угадай какая сказка».
- Игры по развитию речи, эмоций, воображения.
- Народные игры со словами.
- Комплексы гимнастик по сказкам.
- Упражнения на расслабление мышц (гимнастики, физкультминутки).
- НОД «Культпоход в театр», НОД «Путешествие в мир театра», НОД «Слушаем сказку!» Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка», «В гости к сказкам мы идем».
- Развлечение «Сказка в гости к нам пришла».
- Сказки, поговорки, загадки.
- Консультации «Воспитание сказкой», «Играйте с ребенком в кукольный театр».
- Презентации «Колобок», «Семеро козлят», «Театр», «Сказка»