СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критерии оценивания работ по русскому языку 2024-2025 (устный ответ, диктанты, сочинения и изложения, тестовые задания, проекты) "Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык», Рекомендовано ФГБНУ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Критерии оценивания работ по русскому языку 2024-2025 (устный ответ, диктанты, сочинения и изложения, тестовые задания, проекты) "Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык», Рекомендовано ФГБНУ»

Система оценки достижений

планируемых предметных результатов освоения

учебного предмета

«Русский язык»

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023

Оценка устных ответов2

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

- полнота и правильность ответа;

- степень осознанности, понимания изученного;

- языковое оформление ответа.


Отметка «5» ставится, если обучающийся:

- полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

-обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

- излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положении данной темы, но:

- излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

- излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если обучающийся:

- обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала;

- допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл;

-беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за один ответ на уроке, но и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка сочинения и изложения


Критерии оценивания содержания сочинения и изложения1

1.соответствие работы ученика теме и основной мысли;

2.полнота раскрытия темы;

3.правильность фактического материала;

4.последовательность изложения.


Критерии оценивания речевого оформления сочинений и изложений

1.разнообразие словаря и грамматического строя речи;

2.стилевое единство и выразительность речи;

3.число речевых недочетов.


Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.


Отметка «5» ставится, если:

-.Содержание работы полностью соответствует теме.

-Фактические ошибки отсутствуют.

- Содержание излагается последовательно.

- Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

- Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускаются 1 недочет в содержании и 1–2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится, если:

-Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

- Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

- Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

- Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

- Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускаются не более 2 недочетов в содержании и не более 3–4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Отметка «3» ставится, если:

-В работе допущены существенные отклонения от темы.

- Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

- Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

- Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.


В целом в работе допускаются не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или

7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Отметка «2» ставится, если:

-Работа не соответствует теме.

- Допущено много фактических неточностей.- Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

-Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

- Нарушено стилевое единство текста.

- В целом в работе допускаются 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Отметка «1» ставится, если:

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.


Оценивание словарного диктанта


Объём словарного диктанта


Класс

Объём словарного диктанта

5

15–20 слов

6

20–25 слов

7

25–30 слов

8

30–35 слов

9

35–40 слов


Оценивание словарного диктанта


Оценка

Критерии оценивания

«5»

Ошибки в написании слов отсутствуют

«4»

Допущены 1–2 ошибки

«3»

Допущены 3–4 ошибки

«2»

Допущено 5 и более ошибок


Оценивание контрольного диктанта

Объём и содержание контрольного диктанта



Класс

Примерный объём текста

Допустимое общее количество проверяемых орфограмм

и пунктограмм

5

90*–100 слов

  • 12 различных орфограмм

  • 2–3 пунктограммы

6

100–110 слов

  • 16 различных орфограмм

  • 3–4 пунктограммы

7

110–120 слов

  • 20 различных орфограмм

  • 4–5 пунктограмм

8

120–140 слов

  • 24 различные орфограммы

  • 10 пунктограмм

9

140–160 слов

  • 24 различные орфограммы

  • 15 пунктограмм

Объём и содержание контрольного диктанта



Класс

Примерный объём текста

Допустимое общее количество проверяемых орфограмм

и пунктограмм

5

90*–100 слов

  • 12 различных орфограмм

  • 2–3 пунктограммы

6

100–110 слов

  • 16 различных орфограмм

  • 3–4 пунктограммы

7

110–120 слов

  • 20 различных орфограмм

  • 4–5 пунктограмм

8

120–140 слов

  • 24 различные орфограммы

  • 10 пунктограмм

9

140–160 слов

  • 24 различные орфограммы

  • 15 пунктограмм


Оценивание выполнения дополнительных заданий


Отметка

Критерии оценивания

«5»

Все задания выполнены правильно

«4»

Не выполнена или выполнена неправильно четверть заданий, три четверти заданий выполнены правильно

«3»

Не выполнена или выполнена неправильно половина заданий, половина заданий выполнена правильно

«2»

Более половины заданий не выполнено или выполнено неправильно


Оценивание контрольного диктанта


Отметка

Критерии оценивания

«5»

Орфографические и пунктуационные ошибки отсутствуют

«4»

Допущены 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических

«3»

Допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок,

Отметка

Критерии оценивания


или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. В 5 классе оценка «3» выставляется, если допущено 5 орфографических и 5 пунктуационных ошибок

«2»

Допущено более четырёх орфографических и более 4 пунктуационных ошибок, в 5 классе – более 5 орфографических и более 5 пунктуационных ошибок

Оценивание тестовых работ

Отметка «5» – 84–100%;

Отметка «4» – 66–83%;

Отметка «3» – 50–65%;

Отметка «2» – менее 51%.

Отметка «1» – не выполнено ни одного задания/не приступал.

Оценивание проекта по русскому языку


0 баллов

отсутствие данного компонента в проекте

1 балл

наличие данного компонента в проекте

2 балла

высокий уровень представления данного компонента в проекте


Компонент проектной

деятельности

Критерии оценивания отдельных

характеристик компонента

Баллы

Содержательный

Значимость выдвинутой проблемы

и её адекватность изучаемой тематике

0–2

Правильность выбора используемых

методов исследования

0–2

Глубина раскрытия проблемы,

использование знаний из других областей

0–2

Доказательность принимаемых решений

0–2

Наличие аргументированных выводов

и заключений

0–2

Деятельностный

Степень индивидуального участия каждого

исполнителя в выполнении проекта

0–2

Характер взаимодействия участников

проекта

0–2

Результативный

Форма предъявления проекта и качество

его оформления

0–2

Презентация проекта

0–2

Содержательность и аргументированность

ответов на вопросы оппонентов

0–2

Грамотное изложение самого хода исследования и интерпретация его результатов

0–2

Новизна представляемого проекта

0–2

Максимальный балл

24

Примерная шкала перевода баллов оценивания проектов по русскому языку в отметку (разрабатывается в образовательном учреждении):

0–6 баллов – «неудовлетворительно»; 7–12 баллов – «удовлетворительно»; 13–18 баллов – «хорошо»;

19–24 балла – «отлично».


Примеры листов самооценки и взаимооценивания

Пример листа самооценки (взаимооценивания) после изучения темы

«Синтаксис. Культура речи. Пунктуация». (5 класс)

Оцени свои достижения:

0 – не получается;

1 – получается не всегда;

2 – получается отлично!


Фамилия, имя обучающегося, класс Фамилия, имя проверяющего, класс